Слайд 1Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
(ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий
(п.16 ст. 2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Слайд 2В ФЗ от 29.12.2012 № 273 закреплены обязанности
руководителя образовательной организации
«…обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки
обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся» (ст. 28, п.п.1 п.6, п.7);
педагогических работников «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» (п.1.6 ст. 48).
Слайд 3Психолого-педагогическое
сопровождение
– это организованная деятельность, в процессе
которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и
психологического развития ребенка в образовательной среде
(М.Р. Битянова)
Слайд 4Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности
в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ФЗ
№ 273 от 29.12.2012)
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
п.2 ч.1 ст. 34
закреплена необходимость оказания бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Слайд 5Психолого-педагогическое сопровождение может быть организованно внутри образовательной организации, а также
с привлечением сторонних организаций/специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям,
в т.ч. с ОВЗ.
психолого-медико-педагогический консилиум (письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»);
логопедический пункт дошкольной организации (ст. 27 ФЗ № 273, приказ директора департамента образования мэрии города Архангельска от 22.01.2015 № 9/1);
создание и соблюдение специальных условий обучения и воспитания детей, в т.ч. с ОВЗ всеми специалистами, педагогическими работниками образовательной организации (ст. 28, 48 ФЗ № 273 от 29.12.2012)
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение может быть организованно внутри образовательной организации, а также
с привлечением сторонних организаций/специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям,
в т.ч. с ОВЗ.
сетевая форма реализации образовательных программ
«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой»
(ст. 15 ФЗ № 273 от 29.12.2012);
центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
(ст. 42 ФЗ № 273 от 29.12.2012);
психолого-медико-педагогическая комиссия
(ст. 42 ФЗ № 273 от 29.12.2012, приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082).
Слайд 7Психолого-педагогическая помощь включает в себя:
психолого-педагогическое консультирование воспитанников, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую
помощь обучающимся;
изучение (мониторинг) психофизического развития ребенка и уровня сформированности УУД ребёнка на основе психолого-педагогической диагностики;
реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса ребёнка с особыми образовательными потребностями;
создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требованиями ФГОС.
Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) (ст. 42 ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Слайд 8Специалисты системы сопровождения
ребенка с ОВЗ:
классный руководитель,
учитель/воспитатель,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог,
социальный педагог и т.д.
Именно эти специалисты играют ключевую роль в
создании инклюзивной образовательной среды,
направленной на развитие личности и признающей ее
уникальность, неповторимость и право на
качественное образование.
Слайд 9Уровни сопровождения ребенка
Слайд 10Задачи психолого-педагогического сопровождения :
в отношении детей с ОВЗ:
систематическое отслеживание психолого-педагогического
статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
создание социально-психологических
и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечение успешности в обучении;
оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающихся.
Слайд 11Организация индивидуального сопровождения ребенка в ОО и разработка индивидуального образовательного
маршрута:
Этапы
1 этап – организационный:
определение специалистов и
педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка,
определение направлений психолого-педагогического сопровождения,
определение последовательности процесса сопровождения,
подготовка документации,
составление графика и плана работы.
2 этап – содержательный:
определение степени участия и содержание деятельности каждого специалиста,
обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ,
включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения,
информационно-просветительская деятельность специальных педагогов.
3 этап – сопроводительный:
определение объема необходимой помощи ребенку,
коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку,
освоение приемов работы с детьми, имеющими нарушения в развитии,
выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время урока и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала,
выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка.
Слайд 12Учитель-дефектолог – обязательный участник программы сопровождения, когда речь идет о
возможных трудностях у ребенка в усвоении академического компонента образовательной программы,
недостаточности в освоении различных видов деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь.
Цель его деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.
Задачи:
проведение педагогической диагностики,
определение актуальных задач, принципов, методов, форм, приемов, средств, обеспечивающих более успешное овладение учебного материала,
определение критериев, позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ,
участие в разработке адаптированных образовательных программ и методических рекомендаций по обучению ребенка с ОВЗ,
реализация коррекционно-развивающей и социальной составляющей процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,
проведение просветительской деятельности,
формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля у ребенка с ОВЗ в ходе коррекционно-развивающих занятий.
Слайд 13Учитель-логопед – обязательный участник программы сопровождения, когда речь идет о
возможных трудностях у ребенка в усвоении академического компонента образовательной программы,
связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.
Цель его деятельности – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Задачи:
проведение логопедического обследования,
определение актуальных задач, принципов, методов, форм, приемов, средств, обеспечивающих коррекцию нарушений речевого развития,
определение критериев позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ,
участие в разработке адаптированных образовательных программ и методических рекомендаций по обучению ребенка с ОВЗ,
реализация коррекционно-развивающей (логопедической) составляющей процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (индивидуальные и подгрупповые занятия) с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла,
проведение просветительской деятельности,
формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля у ребенка с ОВЗ в ходе коррекционно-развивающих занятий.
Для реализации цели и задач для ребенка с ОВЗ разрабатывается
адаптированная образовательная программа
Слайд 14Индивидуальный образовательный маршрут – это система конкретных совместных действий администрации,
основных педагогов, специалистов системы сопровождения, родителей в процессе включения ребенка
с ОВЗ в образовательный процесс, где отражены все необходимые условия для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определены стратегии и тактики психолого-педагогической поддержки.
Слайд 15 Индивидуальная образовательная программа (план) – документ, описывающий
специальные образовательные условия для максимальной реализации образовательных потребностей ребенка с
ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования.
Цель ИОП – построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей
Слайд 16Индивидуальный образовательный маршрут должен решать следующие задачи:
Определение индивидуальных потребностей ребёнка
в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация
развивающей предметно-пространственной среды.
Определение форм обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребёнка в области получения образования.
Определение объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка и его семьи.
Определение стратегии – форм и содержания – коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребёнка, степень его адаптации в среде сверстников.
Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (ПМПк), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребёнком основной общеобразовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о систем оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.
Определение необходимой адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.
Определение стратегии включения ребёнка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредствам участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребёнка и его семьи в школе.
Определение тактики и стратегии взаимодействия с семьёй ребёнка на разных этапах обучения.
Определения форм и содержания рубежной аттестации ребёнка при переходе на следующую ступень образования, а также форму итоговой аттестации.
Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребёнка с ОВЗ, создание условий для развития СБО.
Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребёнка на разных его этапах развития.
Работа с детским коллективом, способствующая максимально полному принятию ребёнка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития.
Слайд 17Алгоритм деятельности при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута
Администрация школы,
совместно с координатором по инклюзии определяет к какому учителю и
в какой класс поступает ребёнок. Также определяет какие специалисты психолого-педагогического сопровождения необходимы для работы с данным ребёнком. Если в школе нет какого-либо специалиста администрация ищет возможные варианты привлечения доп. ресурсов. Заключаются договора с родителями.
Планирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка при поступлении в первый класс начинается с тщательного сбора и анализа предварительной информации о ребёнке и его семье.
Изучается документация: ИПР (если есть), заключение ПМПК, медицинская карта, психолого-педагогические характеристики предоставленные специалистами, ранее работавшими с ребенком (с согласия родителей). Уделить внимание установлению отношений с родителями. Заключить договор о сотрудничестве между родителями и школой.
Разработка ИОМ предваряет психолого-педагогическая диагностика (2-3 недели). Если специалисты школы затрудняются в ее проведении, координатор по инклюзии может обратиться за помощью в ПМПК, ППМС-центр и т.д.
Основная задача первичной диагностики сформировать представление о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфики взаимодействия со взрослыми и сверстниками и в результате определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться, какие из направлений деятельности учителя и специалиста являются актуальными.
Разработка индивидуального образовательного плана (программы).
Совместная деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Анализ результатов деятельности всех специалистов, реализующих индивидуальный образовательный маршрут.
Слайд 18Целостная система специальных образовательных условий:
начиная с предельно общих, необходимых
для всех категорий детей с
ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность
реализации
образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в
соответствии с его особенностями и возможностями.
Где отражаются условия, необходимые для организации обучения каждого конкретного ребенка с ОВЗ?
Заключение ПМПК является законодательно поддержанным основанием для определения и создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ (п.23 р.II приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
ИПР ребенка-инвалида, которая является обязательной для исполнения всеми без исключения органами, предприятиями, организациями.
Данные специальные условия могут быть созданы еще до момента поступления ребенка в ОО.
Рекомендация ПМПк после проведенной диагностики, где раскрываются те условия, которые необходимы конкретному ребенку.
Слайд 19
Под специальными условиями, необходимыми для получения
образования
обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273
«Об образовании в Российской Федерации»
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
(п.3 ст.79)
Слайд 20Создание специальных образовательных условий, необходимых для
детей с ОВЗ всех
категорий, подразделяются на следующие общие
направления:
1. организационное обеспечение:
нормативно-правовая база,
организация сетевого
взаимодействия,
организация медицинского обслуживания и питания,
финансовое обеспечение,
информационное обеспечение,
материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
2. психолого-педагогическое обеспечение:
программно-методическое обеспечение образовательного процесса,
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
3. кадровое обеспечение:
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области
инклюзивного образования не менее 72 часов:
учителя,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
тьютор,
педагоги дополнительного образования,
координатор по инклюзии.