Слайд 1Истины
военного
Детства
По повести Альберта Лиханова
«Последние холода»
Слайд 2Альберт Анатольевич Лиханов - русский писатель, председатель Российского детского фонда
родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец его
был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до конца, до Победы. Мама – медицинская лаборантка, всю свою жизнь проработала в больнице.
Детство писателя проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых. Поэтому повесть эта во многом автобиографична.
Слайд 3Это произведение о жизни детей и подростков в годы Великой
Отечественной войны в тылу.
События повести происходят в апреле –
мае 1945 года, из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе.
Слайд 4Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе
вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама
работает лаборанткой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.
Слайд 5Младшим классам школы выдают
талоны на дополнительное питание .
Слайд 6Отрывок из фильма – как Вадик украл хлеб
Слайд 7Он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется
незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа.
Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть «шакалы» — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.
Слайд 8И тут он упал. Не сразу, не как подкошенный, а
вдруг закатил глаза и пополз вниз по забору…
Он допил чай,
сквозь желтизну на щеках проступили рваные красные пятна…
- А теперь признавайся, проговорила тётя Груша, - сколько дней не ел как следует?
- Пять, - проговорил желтолицый.
- Что с тобой было? – спросил я Вадьку
Он усмехнулся:
- «Что. Что». Обморок! Да мне не привыкать.
Слайд 9Так Коля знакомится с Вадькой, который старше его на три класса, и его
младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска. Их отец
погиб в начале войны, а мать заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут.
Слайд 10Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные
письма, в которых нет ни слова правды. Пишут на чистом тетрадном листе,
которую используют только для записок маме, а школьные тетради сшиты из обыкновенной газеты.
Слайд 12Отрывок из фильма – я и кору грыз…
Слайд 13Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь.
На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает
об их бедственном положении. Вадим и Марья никому из взрослых не говорили о потере карточек, боясь, что они расскажут об этом их маме, и она расстроится.
Слайд 15Растаял снег. Пришла весна и в душу людей. А последние
ли холода были в жизни Вадима и Маши? Впереди детский
дом. А хочется верить, что они перенесут все испытания, вырастут настоящими людьми. Ведь столько горя они уже перенесли!
Слайд 16Последние холода. Почему повесть так называется?
- Прямое значение -
последние заморозки перед настоящим весенним теплом - в это время
года происходят события повести.
- В переносном смысле последние холода - это трагические события в самом конце войны, перед Днем Победы, перед началом новой послевоенной эпохи в жизни страны - смерть матери Вадима и Марьи, их сиротское детство в детском доме.
Слайд 17"Пройдет время, много, много времени, и вы станете взрослыми. У
вас будут не только дети, но и дети детей, наши
внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случится так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Так вот. Не давайте им забыть. Вы то не забудете, вот и другим не давайте."
Слайд 19В рамках Всероссийского читательского конкурса «Читаем Альберта Лиханова: книги о
вере, надежде, любви», Нуркеевская сельская библиотека провела литературный час «Истины военного детства» по повести
«Последние холода».
В начале мероприятия библиотекарь познакомила ребят с биографией писателя, напомнила им, что повесть автобиографична. В ходе литературного часа обсудили такие вопросы, как: что представляло собой дополнительное питание, кто такие «шакалы», почему героям книги приходится попрошайничать, что такое «жмых», кто кем правит – голод человеком или человек голодом, можно ли назвать Вадима и Марью «шакалами», почему повесть называется «Последние холода». В заключение поговорили о том, как выживали в годы войны бабушки и дедушки ребят. В конце мероприятия учащиеся получили буклеты «Не забудьте, и другим не давайте забыть».
Мероприятие сопровождалось чтением отрывков из повести, презентацией и просмотром фрагментов кинофильма по книге А. Лиханова «Последние холода».
Слайд 20К мероприятию была подготовлена книжная выставка, из имеющихся в фонде
книг и материалов - «В мире книг А. Лиханова».
Разделы
выставки:
Мальчики великой войны
Семейные обстоятельства
Недетские испытания
Жизнь, посвященная детям
Цитаты:
Мои книги для всех и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком.
Альберт Лиханов
Да, войны кончаются рано или поздно... Мы-то это помним.
Не забыли бы вы, новые люди.
Альберт Лиханов
Слайд 21МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район Нуркеевская сельская
библиотека
Не забудьте,
и другим
не давайте забыть!
МАУК «Межпоселенческая центральная
библиотека» муниципального района Туймазинский район
Нуркеевская селькая библиотека
2020 год
Это произведение о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны в тылу.
Альберт Лиханов - русский писатель, председатель Российского детского фонда родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Детство писателя проходило в тыловом городе.. Поэтому повесть эта во многом автобиографична.
Слайд 22"Пройдет время, много, много времени, и вы станете взрослыми. У
вас будут не только дети, но и дети детей, наши
внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.
Так вот. Не давайте им забыть. Вы то не забудете, вот и другим не давайте.
Останетесь только вы, теперешние дети минувшей войны. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее.
И может случится так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы.