Слайд 1КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Взаимосвязь личностных особенностей и эмоциональных барьеров в межличностном
общении хоккеистов с различным индексом агрессивной реакции»
Работу выполнил: студент группы
ОАБ-37.03.02.-33
Еркешев В.В.
Научный руководитель:
кандидат психол. наук, доцент
кафедры социальной психологии
и конфликтологии
Львов Д.Е
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
БАКАЛАВРИАТ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» 37.03.02.
Ижевск 2020
Слайд 2Актуальность
Успешность деятельности спортсмена зависит от множества факторов. На спортсмена, помимо
эмоциональных и физических состояний, огромное влияние оказывает такое свойство личности,
как агрессивность. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного поведения.
Согласно теории инстинкта, людям присущ врожденный инстинкт агрессивности, который все усиливается до тех пор, пока неизбежно не проявится.
Согласно фрустрационной теории, агрессивное поведение – это ситуативный процесс, а агрессия – результат действия фрустраторов, под которыми понимается непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации.
Некоторые исследователи считают, что агрессивность повышает спортивные результаты, так как рассматривают ее как рациональную форму противостояния сопернику. Другие исследователи считают, что агрессивность не может повышать спортивный результат, поскольку она вызывает повышение уровня возбуждения спортсмена и отвлекает его от спортивной деятельности.
Слайд 3Проблема исследования
При большом количестве проводимых исследований и экспериментов, касающихся изучения
агрессии, количество вопросов не только не уменьшается, но и увеличивается.
Даже передовые западные психологи не уверены в том, что при всем огромном количестве теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных исследований, можно говорить о переходе на новый качественный этап понимания феномена агрессии.
Поэтому для будущего изучения причин спортивной агрессии сначала необходимо сравнить личностные особенности, эмоциональные барьеры и агрессивность хоккеистов – любителей и хоккеистов – профессионалов.
Слайд 4Цель и задачи исследования:
Цель исследования: изучить взаимосвязь личностных особенностей и
эмоциональных барьеров в межличностном общении хоккеистов с различным индексом агрессивной
реакции.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
Обобщить теоретические работы по проблеме агрессии
Методические задачи:
Разработать программу исследования по взаимосвязи личностных особенностей и эмоциональных барьеров в межличностном общении хоккеистов с различным индексом агрессивной реакции
Эмпирические задачи:
Выявить, и проанализировать особенность агрессивности хоккеистов – любителей и хоккеистов – профессионалов.
Выявить, и провести анализ личностных особенностей хоккеистов – любителей и хоккеистов – профессионалов.
Выявить, и проанализировать особенность эмоциональных барьеров хоккеистов – любителей и хоккеистов – профессионалов.
Слайд 5Объект, предмет и гипотеза исследования
Объект исследования: агрессивное поведение хоккеистов разной
квалификации.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и эмоциональных барьеров в межличностном
общении хоккеистов с различным индексом агрессивной реакции.
Гипотезы:
У профессиональных хоккеистов выше уровень вербальной агрессии и ниже уровень раздражения, враждебности и аутоагрессии.
Профессиональные хоккеисты предрасположены к большей эмоциональной стабильности, высокой нормативности и практичности, чем хоккеисты – любители.
Слайд 6Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез исследования
в работе использовались следующие методы:
Анализ научной литературы
Организационные: сравнительный.
Эмпирические: психодиагностический.
В исследовании
были использованы следующие методики:
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
Многофакторный личностный опросник Кеттела, состоящий из 105 вопросов
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко)
Слайд 7Выборка исследования
В качестве испытуемых выступили 20 человек (10 хоккеистов –
любителей и 10 хоккеистов – профессионалов. Средний возраст испытуемых 20
лет.
Слайд 8Таблица №1. Сравнение средних значений показателей агрессивности хоккеистов – любителей
и хоккеистов – профессионалов
Слайд 9Таблица №2 Сравнение средних значений личностных факторов хоккеистов – любителей
и хоккеистов – профессионалов
Слайд 10Таблица №3 Сравнение средних значений «помех» в установлении эмоциональных контактов
хоккеистов – профессионалов и хоккеистов – любителей
Слайд 11Выводы
Результаты эмпирического исследования показали, что у хоккеистов – профессионалов, в
сравнении с хоккеистами – любителями, более высокие показатели выраженности вербальной
агрессии и более низкие показатели аутоагрессии (чувства вины). Обнаружены более высокие показатели у хоккеистов – профессионалов, в сравнении с любителями по таким факторам, как смелость, дипломатичность и самоконтроль. Также обнаружены более высокие показатели выраженности нежелания сближаться с людьми на эмоциональной основе хоккеистов – профессионалов по сравнению с хоккеистами – любителями.
В результате проведенного исследования была доказана первая гипотеза
Вторая гипотеза не была доказана.