Слайд 2ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН
1. Демократизация
2. Деколонизация
Слайд 3ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Карл Маркс (1818 – 1883).
Бытие определяет сознание.
Классовое сознание.
Слайд 4ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Коллективное сознание.
Слайд 5ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)
Первобытное мышление.
Слайд 6ШКОЛА «АННАЛОВ»
Люсьен Февр (1878-1956)
Марк Блок(1886-1944)
Слайд 7ШКОЛА «АННАЛОВ».
Цели:
Заново открыть оригинальность каждой системы мышления во всей ее
сложности и противоречивости
Попытка исследовать отношения между идеями (или идеологиями) и
социальной реальностью, используя иные категории, нежели “влияние” или “детерминизм”.
Слайд 8ШКОЛА «АННАЛОВ».
Идеи:
Во-первых, категории мышления не являются универсальными и поэтому не
могут быть сведены к категориям, используемым ХХ столетием;
Во-вторых, формы
мышления зависят прежде всего от материальных инструментов (техники) или концептуальных средств (науки), которые и делают эти формы возможными.
В-третьих, не существует непрерывного и обязательного прогресса (определяемого как переход от простого к более сложному) в цепи различных видов ментального инструментария.
Слайд 9ШКОЛА «АННАЛОВ».
Идеи:
1. История — наука о людях во времени, об изменении человеческого, фиксируемом с помощью
любых доступных нам данных, а не только письменных источников; необходимы новые методы
исследования и повторный анализ уже известных источников;
2. Цель исторической науки — понимание происходящих с человеком во времени процессов, умение взглянуть на прошлое глазами самого прошлого, понять не только поверхностные политические факты, но всё многообразие реалий минувшего;
Слайд 10ШКОЛА «АННАЛОВ».
Идеи:
3. История должна захватывать и вовлекать в своё объяснение все новые
сферы реальности, сотрудничать со всеми другими науками и способами объяснения; необходимо составить
подробную, но при этом максимально полную, тотальную картину прошлого, невозможно расчленять прошлое по секторам;
4. Историк должен подойти к прошлому как к проблеме — с удивлением — находить всё новые и новые вопросы к прошлому, и не останавливаться на устоявшихся версиях, которые могут оказаться ошибочны или неполны.
Слайд 11«Короли-чудотворцы»
М. Блока. 1924 г.
О вере в целительную силу королевского
прикосновения
Символические (религиозные) основы средневековой монархии
Слайд 12«Проблема неверия в XVI в.» Л. Февра. 1942 г.
Мог ли
Ф. Рабле быт атеистом?
«Слова, которых не было» - рационализм, деизм,
индивид, абстрактное и т.д.
Рабле атеист - это анахронизм.
Слайд 13Романов Борис Александрович
(1889-1957)
Слайд 14ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Жак Ле Гофф (1924-2014).
“Ментальность любого исторического индивида, сколь бы
значимым он ни был, представляет собой то общее, что этот
индивид разделяет с другими людьми своего времени”.
Слайд 15ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
“История ментальностей существует на уровне повседневного автоматизма поведения. Ее
объектом является то, что ускользает от исторических индивидов, поскольку открывает безличное
содержание их мышления”.
Слайд 16Жак Ле Гофф (1924-2014)
Ментальность есть связующее звено между развитием материальной
цивилизации и социальной жизни, с одной стороны, и поведением индивидов
– с другой.
«Новая историческая наука исходит из существования двух реальностей: реальности «как таковой» и представлений, которые создала эта реальность о себе у людей прошлого»
Символика начиналась на уровне слов. Назвать вещь – уже значило ее объяснить.
Слайд 17Жак Ле Гофф (1924-2014)
«Средневековья трудно разграничить абстрактное и конкретное», и
«наслоение конкретного на абстрактное составляло основу ментальностей и чувствований средневековых
людей»
Вся духовная жизнь людей Средневековья концентрировалось вокруг противостояния добра и зла, добродетелей и пороков, души и тела.
Особое значение придается изучению инерционных сил истории, традиций, привычек сознания.
В сознании средневекового человека одновременно могут сосуществовать две разные ментальности. Одна, разрушаясь изнутри, уступает место другой.
Слайд 18Жорж Дюби (1919-1996)
Ментальность – совокупность полубессознательных проявлений - система образов
и представлений, различная у разных социальных групп и страт, которой
они руководствуются в своем поведении и в которой выражено их представление о мире в целом и об их собственном месте в этом мире.
«Задача истории ментальностей – выявить вербальные констелляции, отражающие главные сочленения коллективного сознания»
Слайд 19Жорж Дюби (1919-1996)
История ментальностей уже не может удовлетвориться упрощенным понятиям
«коллективного сознания», она может быть и социальной, и биографичной.
При
этом она будет выявлять не только мысли, чувства и реакции простого человека, но и изучать среду. Именно среда является излюбленным доменом историка ментальностей.
Изучение интеллектуальных механизмов, чувства, модели поведения, будет совершать переходы от индивида к социуму и обратно.
Слайд 20ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
Роже Шартье (1945 г.р.)
Во-первых, перестать противопоставлять объективность общественных структур
субъективным представлениям.
Представление – это образ, а признание образа равносильно
признанию обозначаемого.
Представления не имеют жесткой социальной обусловленности.
Слайд 21Роже Шартье (1945 г.р.)
Во-вторых, для освобождения культуры от социума необходимо
культурные различия рассматривать непосредственно в процессе их воспроизводства: в конкретных
формах текстов и культурных практиках.
Концепция «присвоения» - должны исследовать не культурные комплексы, но пути, психологические и мыслительные, посредством которых эти культурные комплексы присваиваются (переосмысляются) человеком.
Слайд 22Роже Шартье (1945 г.р.)
В-третьих, попытаться понять, как изменения в формах
осуществления власти влияли на строй личности и сказывались на правилах,
управляющих производством художественной продукции и организующих культурные практики.
Главным объектом истории женщин становится изучение “способ артикуляции различных возможностей женского влияния”
Для каждой исторической конфигурации идентифицировать те механизмы, которые формулируют и представляют как “естественное” (а значит - биологическое) это социальное (а значит - историческое) разделение ролей и функций”
Слайд 24МИКРОИСТОРИЯ
Во-первых, сосредоточило внимание на поведенческих типах, посредством которых конституируются и
меняют форму идентичности коллективов.
Множественные и гибкие социальные идентичности, которые
возникают и разрушаются в процессе функционирования сети тесных связей и взаимоотношений (например, конкуренции или солидарности).
Слайд 25МИКРОИСТОРИЯ
Во-вторых, было пересмотрено понятие социальной стратегии.
Подход к социальному через
взаимоотношения индивидов.
Социальное не в качестве объекта, обладающего некими свойствами,
а как комплекс подвижных взаимосвязей между конфигурациями, находящимися в постоянной адаптации.
Понятия «неуверенность» и «ограниченная рациональность».
Слайд 26МИКРОИСТОРИЯ
В-третьих, изменилось понятие контекста.
Отказ от глобального контекста в пользу
реконструкции множества контекстов.
С одной стороны, контекст оценивали как место,
где с виду «странный» элемент нормализуется и обретает скрытый смысл и когерентность системе.
А с другой стороны, «конструировался» контекст, в котором внешне аномальное или невнятное действие могло быть осмыслено только тогда, когда выявлены несоответствия социальной системы, казавшейся унитарной.
Слайд 27МИКРОИСТОРИЯ
В-четвертых, было пересмотрено понятие масштаба исследования.
Изменение фокусного расстояния означало
не только изменение размеров, но и формы и содержания объекта
исследования.
Слайд 28Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории.
Микроэлемент повседневности прошлого – «исключительное
нормальное» («исключительная норма»)
Два значения:
Во-первых, это свидетельства, которые лишь кажутся
исключительными (поскольку то, что кажется очевидным нарушением социальных норм в наше время, не обязательно воспринималось таковым в прошлом).
Во-вторых – особая роль в историческом исследовании источников, чье содержание нехарактерно для рассматриваемого периода:
«когда источники систематически замалчивают и / или искажают социальную реальность жизни низших классов, необычный (т. е. редкий статистический) документ может быть гораздо выразительнее, чем тысяча стереотипных источников».
Слайд 29Эдоардо Гренди. Проблема репрезентативности объекта микроистории
Ценность «исключительно нормальных» в том,
что, «историк всегда работает не с непосредственными свидетельствами. При таком
положении вещей может получиться так, что экстраординарный документ (или необычный источник) приведет к экстраординарному ,,нормальному явлению”, которое именно потому столь выразительно».
Запечатленный в «исключительно нормальном» момент столкновения массовых стереотипных представлений с индивидуальной волей и желанием, а также самого исторического индивидуума, идущего на подобное столкновение, поступающего нестандартно, происходит слом и смена общественных норм, и то, что еще недавно было «исключительным», постепенно становится для общества «нормальным».
Слайд 30Джованни Леви
Идея о необходимости «сменить меру»: в рамках микроистории речь
может идти как об общих феноменах, так и об индивидуальных
деталях, главное — подробное, «микроскопическое» исследование человеческого поведения.
Социальные акторы действуют сразу в нескольких контекстах как на микро-, так и на макро- уровне.
Слайд 31Типология исторических биографий Джованни Леви
Первый тип назван «модальная биография»:
на основании многочисленных биографических исследований типичных представителей различных социальных групп
выявляются наиболее распространенные формы поведения, оценки событий.
Второй тип назван «контекстуальная биография». В нем основное значение имеют атмосфера и исторические события конкретной общественной эпохи, в которой реализует себя личность. Жизнь человека является своеобразной иллюстрацией культурно-исторического контекста.
Слайд 32Типология исторических биографий Джованни Леви
Третий тип характеризует жизнь личности на
грани нормы и даже нарушения распространенных форм поведения. Биографический метод
выявляет скрытые причины девиантного поведения, выявляет судьбы людей преступивших закон или расположенных к правонарушениям.
Описание истории жизни позволяет найти исходную точку, «момент судьбы», который изменил обычное течение жизни. «Пограничные ситуации» в биографиях дают материал для понимания скрытых причин отклоняющегося от нормы поведения.
Слайд 33Типология исторических биографий Джованни Леви
Четвертый тип биографического жанра назван «герменевтическим»,
ориентирующим исследователя на понимание жизни личности, особенностей черт характера, мотивов
поведения, намерений и замыслов, степени их реализации.
На первый план выдвигается духовный мир личности, отношение к другим людям, подчеркивается роль диалога, коммуникаций между людьми и культурами.
Особое внимание уделяется свободе выбора, самостоятельности принятия решений, выявлению индивидуальных стратегий и практик, которые являются внутренней причиной, происходящих в обществе перемен.
Слайд 35Прецедент Макнотена и теория множественной реальности Джеймса
Слайд 36Альфред Шюц (1899-1959)
От мира ценностей к миру повседневности.
Повседневность - совпадение
реальности и существующего.
Социальная реальность: совокупность предметов и событий общественного культурного
мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия.
Слайд 37неомарксизм Франкфуртской школы 1930–1940-х гг.
Акцент на роли общественной практики,
гуманизм, стремление понять истоки появления тоталитарных форм организации общества.
Указали
на организующую роль идеологий в структуре общественной жизни.
Слайд 38Герберт Маркузе (1898-1979)
Западная культура с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности,
удобства бытия, безопасности существования рождает опасную терпимость всех членов общества,
«толстокожесть», «одномерность» и проинтегрированность во все общественные отношения.
Механизмы манипулирования сознанием на уровне повседневных практик.
Слайд 39Норберт Элиас (1897-1990)
Существует ли «повседневность» сама по себе?
«Структура повседневности
не обладает характером более или менее автономной структуры, но является
составной частью структуры определенного социального слоя».
Поскольку один слой нельзя рассматривать изолированно, повседневность является также частью властных структур всего общества.
«Цивилизирование» - контроля со стороны общества, перешедшего в самоконтроль и самодисциплину.
Слайд 40Питер Бергер, Томас Лукман
Двойственная природа повседневности: «реальность, которая интерпретируется людьми
и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»
Слайд 41Пушкарева Наталья
Событийную область публичной повседневной жизни, прежде всего, мелкие частные
события, пути приспособления людей к событиям внешнего мира
Обстоятельства частной, личной
домашней жизни, быт в самом широком смысле
Эмоциональную сторону событий и явлений, переживание обыденных фактов и бытовых обстоятельств отдельными людьми и группами людей
Слайд 42ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ
Что значило быть мужчиной или женщиной в разные времена?
Как и почему происходит воспроизводство социального порядка, основанного на социально-половом
неравенстве?
Как проявления этого неравенства изменяются в разные эпохи, от одной культуры к другой?
Возможно ли преодоление такой социальной асимметрии?
Слайд 43Сергей Ушакин «Поле пола»
Биологический фундаментализм З. Фрейда.
Структурный, или ролевой, фундаментализм
Талкота Парсонса и американского антрополога Маргарет Мид.
Символический фундаментализм Мишеля
Фуко и Жака Лакана
С. 36-46.
Слайд 44Фрейд Зигмунд
Впервые заявил о том, что пол человека не
есть нечто однозначное, недвусмысленное и данное от рождения.
Пол человека
есть производное от его анатомического строения.
Однако осознание этой взаимосвязи есть результат социальной практики индивида, есть результат его способности выбрать соответствующую его анатомии модель для подражания.
Слайд 45Фрейд Зигмунд
концепция бисексуальности (роли матери и отца предопределяют двойственность развития)
концепция
эдипова комплекса (постоянное блуждание между двумя полюсами возможных идентификаций)
концепция комплекса
кастрации (пан-фаллизм, «женственность» возможна в результате признания девочкой факта её исходной кастрации, «мужественность» есть феномен, базирующийся на страхе возможной кастрации)
Слайд 46Толкот Парсонс
Пол увязывается не столько с половыми практиками, сколько с
доступными половыми ролями.
Обретение пола - процесс обучения традиционно сложившимся образцам
поведения, каждое из которых трактуется либо как мужское, либо как женское.
Пол есть отражение сложившегося разделения труда в обществе, а следовательно, и имеющихся материальных, моральных, политических и т.п. ресурсов
Слайд 47 Символический фундаментализм
множественная идентичность
+
дискурсивные практики
Чтобы занять определённое/определяемое место в рамках
сообщества, – каждый индивид вынужден полагаться на принятый в данном
обществе ассортимент средств самовыражения.
Способность сочетать многочисленные, отличные друг от друга и реально используемые системы символов (дискурсивных практик) позволяет индивиду одновременно занимать различные статусные позиции.
Слайд 48Тереза де Лоретис
Пол может использоваться для отображения отношений принадлежности к
той или иной экономической, политической, культурной, религиозной, профессиональной и т.д.
группам
Слайд 49ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)
Мужская "потребность" доминировать над женщиной.
Мужское доминирование как результат
мужского желания трансцедировать свое отчуждение от способа воспроизводства вида.
«Сексуальность
для феминизма является тем же, что и труд для марксизма - тем, что более всего принадлежит тебе и более всего забирается у тебя»
«Сексуальная объектификация - первичный процесс подчинения женщин».
Слайд 50ФЕМИНИЗМ (ПАТРИАРХАТ)
Неравенство, источник которого сексуальность, считается встроенным во "всю систему
социальных отношений".
Любое физическое различие приобретает универсальный и неизменный аспект, даже
если теоретики патриархата принимают во внимание существование изменяющихся форм и систем гендерного неравенства.
История становится, в некотором смысле, эпифеноменальной, дающей бесконечные вариации неизменной темы фиксированного тендерного неравенства.
Слайд 51МАРКСИЗМ
Требование существования "материального" объяснения. Семьи, домовладения и сексуальность являются продуктами
способов производства.
Гендер не имеет своего собственного независимого аналитического статуса.
Экономическая
каузальность первична, а патриархат всегда развивается и изменяется как функция производственных отношений.
Марксизм может быть расширен для включения в него дискуссий об идеологии, культуре, психологии, и что это расширение произойдет посредством какого-то конкретного рассмотрения свидетельств.
Слайд 52ПСИХОАНАЛИЗ
В центре внимания процесс, в результате которого создается идентичность субъекта
и ранние этапы детского развития.
Слайд 53Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа»
Предмет истории
женщин
(исторической феминологии) – это история изменений женского социального статуса и
функциональных ролей, это история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.
Слайд 55Составной элемент социальных отношений, основанных на воспринимаемых различиях между полами
Во-первых,
культурно доступные символы, которые задействуют многочисленные (и часто противоречивые) репрезентации.
Во-вторых, нормативные концепции, которые дают интерпретации значений символов, пытаются ограничить и удержать их метафорические возможности. Эти концепции выражаются в религиозных, образовательных, научных, правовых, публичных доктринах и обычно принимают форму фиксированной бинарной оппозиции.
В-третьих, социальные институты и организации. Широкий взгляд, который включает не только родство, но и рынок труда, образование и государственное устройство.
В-четвертых, субъективная идентичность. Изучить способы, которыми конструируется тендерная идентичность, и отнести свои находки к ряду сфер деятельности, социальных организаций и исторически специфичных культурных репрезентаций (биографии).
Вопрос исторического исследования состоит в том, каковыми являются отношения между четырьмя аспектами.
Слайд 56ГЕНДЕР
Нам нужен отказ от качества фиксированности и постоянства бинарной оппозиции,
подлинная историзация и деконструкция в понятиях половых отличий.
Мы должны
непрерывно находить средства (как бы несовершенны они не были) подвергать наши категории критике, наш анализ - самокритике.
История феминистской мысли - это история отказа от иерархической конструкции взаимоотношений между мужским и женским в ее специфичных контекстах, попытка обратить или сместить ее действия.
Слайд 57Первичное средство означивания
отношений власти
Гендер есть первичное поле, внутри которого
или посредством которого артикулируется власть. Рекуррентное средство, позволяющее обозначить власть
на Западе (включая ислам).
1. Гендер становится включенным в концепцию и конструкцию самой власти в такой степени, в которой эти указатели устанавливают распределение власти (дифференциальный контроль над материальными и символическими ресурсами или доступ к ним).
2. Оправдание или критики правления монархов.
3. Выражения отношений между правителем и подданными.
4. Организации равенства или неравенства.
5. Отношения власти между нациями и статус колониальных субъектов.
6. Легитимизация войны - растрата жизней молодых людей.
Слайд 58История понятий
«Во-первых, дает возможность обобщить многообразие теоретических позиций по нескольким
диахроническим линиям, имея в виду общее, сетевое пользование понятиями и
преобразование их».
Слайд 59История понятий
«Во-вторых, важно осознавать, какой исторический опыт, какие идеологические позиции
в нем отложились. А также пытаться понять прошлую эпоху с
ее собственной точки зрения, в ее собственных «понятиях», а значит, в ее историческом движении».
Слайд 60История понятий
В-третьих, понятия образуют первый, исходный и часто проскакиваемый слой
теоретического текста. Имея в виду исходные понятия — артикуляции своего
предмета, — автор затем строит предикативные высказывания, высказывает свою точку зрения. Понятия образуют его «горизонт» — но, говоря о них, связывая их по-своему, он «задним числом» видоизменяет значение этих самых понятий.
Слайд 61История понятий
«В подавляющем большинстве случаев ввод понятия — не запланированное
мероприятие, а удачное использование слова обычного языка...
Понятия выдумываются, изобретаются,
используются не по назначению — но, как любая изобретенная «техника», дают человеку новую точку зрения на возможности мира».
1. Реновация
2. Биткоин
3. Хайп
4. Токсичный
5. Баттл
6. Допинг
7. Криптовалюта
8. Фейк
9. Безвиз
10 Домогательство/харассмент
Слайд 62История понятий
Райнхарт Козеллек
Квентин Скиннер
Слайд 63НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в.
Райнхарт Козеллек (1923-2006)
Прошлое переписывается заново
потому, что:
во-первых, мы открываем для себя новые источники, которые бросают
совершенно новый свет на уже известное нам прошлое.
Во-вторых, мы задаём ему свои собственные вопросы, которые до этого ему не задавал никто.
В-третьих, мы «прочитываем» ранее известные источники не так, как это делалось до нас, открывая в них для себя совершенно новый смысл.
Слайд 64НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФАКТ. втор. пол. XX в.
В отличие от юриста, теолога
или филолога историки используют тексты как свидетельства, чтобы выявить из
них внетекстовую действительность.
Тексты «сами по себе» ничего не означают. Их можно понять только в контексте той действительности, на которую они оказали влияние или которая на них оказала влияние.
Слайд 65История понятий
Для Козеллека «исторические понятия» прошлого, во всей их многозначности
и концентрированности, претендуют на целостное видение истории и тем самым
образуют для исторических деятелей трансцендентальные «горизонты ожидания».
В исторических понятиях мы имеем одновременно формы осмысления истории и собственно исторические феномены,
История понятия дает возможность его интерпретации, в универсальных терминах ответа на вопрос, «что оно значит?»
Слайд 66История понятий
"Понятие включает в себя множественность исторического опыта и сумму
теоретических и практических отношений, образующие внутри него единое целое, которое
в качестве такового. Эмпирическое понятие может стать данностью и объектом опыта лишь посредством этого понятия"
Всякая историография движется по двум направлениям:
либо она анализирует факты, которые уже нашли свое выражение раньше. («Откупщик»)
либо она реконструирует факты, которые раньше не были выражены с помощью языка, но лишь с помощью определенных методов и указателей, т. е. которые в каком-то смысле были "подготовлены". («Феодал»)
Слайд 67История понятий
Понятия - значения терминов - являются предметом достаточно хаотичной
идеологической борьбы.
Никакого собственного значения у понятия быть не может, а
объяснительную роль играют макроисторические движения, субъекты истории, такие как республиканизм, либерализм и другие.