Слайд 1Введение в специальность. Исторические этапы становление терапевтической стоматологии
Кафедра терапевтической стоматологии
Мультимедийный
диафильм
Автор профессор А.С. Солнцев
Слайд 2Цель лекции
Ознакомить студентов с организацией учебного процесса на кафедры терапевтической
стоматологии КрасГМА;
Какие разделы изучает терапевтическая стоматология;
Научный вклад кафедры в практическое
здравоохранение.
Кратко остановится на исторических этапах разви-тия терапевтической стоматологии
Роль отечественных ученых в становлении терапев-тической стоматологии.
Слайд 3План лекции
Рассмотреть следующие вопросы:
Состав кафедры и клинические базы;
Научное направление кафедры;
Изучаемые
разделы терапевтической стоматологии по семестрам;
Краткий исторический очерк в развитии терапевтической
стоматологии и роль отечественных ученых в её становлении.
Слайд 4Этапы развития стоматологии в России
Зубоврачевание в России до XVII века
не контролировалось государством. И только в 1810 г. был издан
закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря». Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание «дантист» и право на самостоятельную работу присуждались после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.В 1829 г. женщины получили право на равных с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря.
Слайд 5продолжение
В конце прошлого столетия произошел ряд событий, которые оказали большое
влияние на формирование специальности. Так, в 1881 г. в Санкт-Петербурге
В. И. Важинским была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении стало открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский,
Слайд 6продолжение
Огромная роль в организации курса по одонтологии принадлежит проф. Н.
В. Склифосовскому, который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских
факультетах. Следует отметить, что Н. В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. Он является основоположником изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жителей.
В 1892 г. были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно-медицинской академии (возглавлял П. Ф. Федоров) и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавлял проф
Слайд 7Стоматология на рубеже 19-20 века
А. К. Лимберг первый в России
(1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему «Современная профилактика и
терапия костоеды зубов». А. К. Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников.
С полным основанием можно считать, что в факультетской хирургической клинике проф. Н. В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые ученые-стоматологи: М. М. Чемоданов, Н. Н. Знаменский, Н. Н. Несмеянов, А. К. Лимберг.
Слайд 8продолжение
В 1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России
научное общество дантистов, а в 1885 г. учрежден печатный орган
«Зубоврачебный вестник». Появление журнала позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московским одонтологическим обществом был учрежден собственный журнал «Одонтологическое обозрение». Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 г. На съезде кроме научных докладов обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые сформулирована идея санации полости рта учащихся.
Слайд 9продолжение
В 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято решение
о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии
с клиниками и техническими лабораториями. В ноябре 1918 г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918 г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П. Г. Дауге (1869—1946).
Слайд 10Становление стоматологии на государственном уровне
В марте 1920 г., в соответствии
с постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народ-ного комиссариата просвещения, на
медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. В апреле 1920 г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г. И. Вильга. С 1924 по 1926 г. ею заведовал проф. Л. А. Говсеев. На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологии: В. А. Дубровин, И. Г. Лукомский, И. А. Бегельман, А. Е. Верлоцкий.
Слайд 11продолжение
В до военный период была создана значительная материальная база по
подготовке стоматологов. В 1935 г. открыто 11 стоматологических институтов. Однако
война не позволила завершить начатые преобразования.
В 1946 г. срок обучения в стоматологических институтах был продлен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в которых ведется подготовка стоматологов. По мере развития специальности уже в предвоенные годы определилось три профиля специализации: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963 г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. На ряде стоматологических факультетов предусмотрен курс, а в ММСИ — кафедра физиотерапии. В соответствии с учебным планом по специальности «стоматология», утвержденным в 1983 г., на кафедре стоматологии детского возраста введен курс первичной профилактики.
Слайд 12Латинские и греческие названия
Дентиатрия, что соответствуют зубоврачева-нию;
Одонтология – наука о
зубах;
Стоматология, что дословно обозначает «науке о рте». Стоматология изучает болезни
зубов, полости рта, челюстей и лица.
Слайд 13Терапевтическая стоматология
Практическая стоматология больше всего заинтерисована в представителях терапевти-ческого профиля,
поскольку преобладающая масса больных, обращается за помощью в связи с
заболеваниями зубов и пародонта.
Кроме того велика роль профилактики этих заболеваний, которую также осуществляют стоматологи - терапевты. Отсюда становится очевидным, что стоматолог-терапевт - главная и основная фигура в практической стомато-логии
Слайд 14продолжение
Терапевтическая стоматология наиболее важное и перспективное направление стоматологической науки и
практики. От результатов научных исследований в этой области и совершенствования
её лечебных мероприятий во многом зависит решение одной из сложнейших проблем медицины - проблемы профилактики и лечения зубов. В тоже время предупреждение многих заболеваний как местного так и общего характера являющихся результатом осложнения болезни зубов, находится в прямой зависимости как с профилактикой заболе-ваний зубов, так и с качеством лечения.
Слайд 15продолжение
Стоматолог-терапевт это врач, в помощи которого нуждается каждый человек с
малых лет до глубокой старости. Это доктор, который своим трудом
и умением может предпринять имею-щиеся меры для предупреждения заболеваний зубов, оказать быструю и действенную помощь при жестокой и изнуритель-ной зубной боли, содействовать сохранению зубов и приводит их в эстетическое состояние.
Наконец, стоматолог-терапевт - это врач, который назначит и проведет лечение заболеваний СОПР и губ, а также при опре-деленных заболеваниях найдет больной зуб, который явился причиной соматических заболеваний. Он также может поставить первым диагноз общей патологии (заболевания крови, нервной системы, ЖКТ и др.).
Слайд 16продолжение
При выборе специальности врача-стоматолога каждый должен знать и помнить о
том, что успех его практической деятельности, доброе слово пациента, удовлетворенность
собой будут требовать не только какого то предела теоретических знаний, но и суммы хорошо отработанных практических навыков.
Слайд 17Этапы изучения терапевтической стоматологии
Предклинический или фантомный курс (3-4 семестры). За
этот период обучения студенты должны овладеть мануальными навыками ( уметь
работать с инструментами, пломбировочными материалами, препарировать и формировать кариозные полости по Блэку с последующим восстановлением анатомической формы коронок зубов. После завершения фантомного курса и успешной сдачи диф. зачета студент допускается в клинику.
Слайд 18продолжение
В 5 семестре студенты в клинике изучают и принимают больных
с кариесом и некариозными поражениями. Студент закрепляет ранее получен-ные мануальные
навыки на предклиническом кур-се, должен уметь посадить больного в кресло в зависимости от заболевания зубов на верхней или нижней челюсти. Правильно провести методы обследования. Требования предъявляемые к студентам в клинике (перечислить).
Слайд 19продолжение
6-7 семестр посвящен клиники и приему больных с осложненным кариесом.
После 6 семестра студенты сдают переводной экзамен в три этапа.
Компьютерное тестирование, практическая часть экзамена и собеседование.
После переводного экзамена студенты направляются на практику в качестве помощника врача-стоматолога в течение 2-х недель.
В 7 семестре студенты изучают болезни периодонта и ведут прием больных.
Слайд 20продолжение
8 семестр посвящен болезням пародонта. В клинике студенты должны научиться
проводит обследование больных с заболеваниями пародонта и удалять назубные отложения
(зубной налет, над – и поддесневой зубной камень). Проводит местно противовоспалительную терапию.
Слайд 21продолжение
В 9 и 10 семестрах изучают заболевания слизистой оболочки полости
рта, языка и красной каймы губ. После завершения обучения студенты
сдают государствен-ный экзамен в три этапа по стоматоло-гии. Тестирование письменно, практи-ческие навыки с приемом больных и собеседование.
Слайд 22продолжение
После сдачи государственных экзаменов студентам которые на протяжении 5 лет
занимались в СНО и получили красный диплом могут быть рекомендованы
в клиническую ординатуру со сроком обучения по выбранной специальности 2 года. После окончания клинической ординатуры могут поступить в аспирантуру. Остальные студенты в течение года проходят интернатуру по стоматологии и распределяются по лечебным учреждениям края.
Слайд 23Краткий исторический очерк становления терапевтической стоматологии
В 18 веке французский врач
Пьер Фошар объединил накопленный материал по зубным болезням и систематизировал
его. Его считают основоположником научного зубоврачевания.
В России зубоврачеванием начали заниматься с 18 в. Первыми зубными врачами были иностранцы, которые обслуживали царскую семью и высшую знать.
В 1810 г введено звание «зубной лекарь, а 1838 г заменено на звание «дантист».
К 1850 г в Москве их насчитывалось 23, из которых 19 были иностранцы.
Слайд 24продолжение
Слова Джона Томса что «пломбирования зубов является самой надежной операцией
на чело-веческом организме» мы понимаем не только технического мануального мастерства,
а рас-сматриваем как лечебно-профилактическое мероприятие не только местного, но и общего характера, имеющее громадное значение для оздоровление организма.
Слайд 25продолжение
В 1829 г вышел первый оригинальный труд на русском языке
«Дантистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением
детс-кой гигиены» её автор Ал.Соболев штабс лекарь Петербургской медико-хирургической академии.
В 1874 г. вышло новое русское руководоство по зубоврачеванию «Практическое руководство к изучению болезней зубов и возле лежащих тканей. Написал зуб.врач И.Арнштейн.
Слайд 26Основоположники становления терапевтической стоматологии в России
Склифосовский Н.В. (1836-1904) – великий
русский хирург в докладе на 6 съезде в 1879 г.
«прочность зубов у жителей столицы впервые обратил внимание на кариес зубов у детей и прогрессирование его с возрастом т.е. он впер-вые в России собрал статистический материал по кариесу зубов.
Слайд 28ЗНАМЕНСКИЙ Н.Н.
В 1885 г.при мед.факультете Московского уни-верситета впервые организована приват-доцен-тура
по одонтологии которую возглавил док.медицины Знамеский Н.Н. Свою первую лекцию
закончил следующими словами: «Зна-ние зубных болезней для врачей представляет огромную важность. Оно даст им возможность значительно расширить их мед.кругозор и ока-зать действительно рациональную помощь ог-ромной массе больных, начиная с раннего детства до глубокой старости.
Слайд 29Важинский Ф.И. (1847-1910)
С его именем связано открытие в 1881 г.
в Питере первой русской школы по подготовке зубоврачебных кадров. Она
называлась «Первая русская школа для изучения зубоврачебного искусства». Программа преподавания в школе учитывала как специальную так и общеобразавательную подготовку: наряду с анато-мией зубов и челюстей, материаловедением, диагностикой болезней зубов, десен и языка, протез-ной техники, слушатели изучали фармакологию, осно-вы химии и физики. В 1892 г. такая школа открылась в Москве.
Слайд 30ПЕРВЫЕ ЗУБОВРАЧЕБНОЕ ОБЩЕСТВО И СЪЕЗДЫ
В 1883 г. организовано первое общество
дан-тистов в Петербурге, а в 1890 такое же общест-во возникло
в Москве. После 13 лет основания первого общества дантистов был созван 1-ый съезд русских дантистов в Нижнем-Новгороде (1896). Впервые обсуждались вопросы профес-сионального образования и системы подготов-ки зубоврачебноых кадров.
Слайд 31Лимберг А.К. (1856-1906)
* По его инициативе было
создано «С.-Петер-бургское общество дантиностов и врачей занимающихся зубоврачеванием в 1883
г».
* Он ввел систематические осмотры полости рта и лечение зубов у детей. Разработал санационные карты.
* В 1891 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященной «Современной профилактики и терапии костоеды зубов» и был первым профес-сором стоматологии в клинике руководимой Н.В. Склифософским.
Слайд 33Коварский М.О. (1875-1954)
Первый директор первой реформированной зуботехнической школы в Москве
в 1919 г. Он являлся активным деятелем в области стома-тологии
до революционного периода. В 1928 г.он издал монографию «Краткая история зубоврачевания», посвященная вопросам истории зубоврачевания в России.
Слайд 34ДАУГЕ П.Г. (1869-1946)
Он являлся членом Коллегии Наркомздрава РСФСР и руководителем
зубоврачебной сек-ции и был проводником идеи санации полости рта у
населения страны. По проекту Дауге Наркомздравом в 1931 г.был издан циркуляр №25 «Об обязательной санации полости рта детей школьного возраста», который предла-гал всем краевым, областным, водным и вод-ным здравотделам немедленно приступить к проведению плановой санации школьнииков.
Слайд 36Гофунг Е.М. (1876-1944)
Гофунг и его школа дала всесторонний анализ проявлений
местной инфекции в зубе и глубо-кие гисто-морфологические исследования.
Им рзаработана клинико-морфологическая
классификация заболеваний пульпы зуба, ко-торая с незначительными изменениями исполь-зуется и в настоящее время.
Он впервые установил наличие в пульпе и периодонте РЭС.
Слайд 38ЭНТИН Д.А. (1888-1957)
Профессор, заслуженный деятель науки, генерал-майор мед.службы.
Он внес определенный
вклад в изучении проблем кариеса зубов, болезней пародонта, ротового сепсиса,
лечение заболеваний пульпы.
Он выдвинул физико-химическую теорию развития кариеса зубов, придавая особое внимание эмали зуба как полупроницаемой мембраны.
Слайд 40Лукомский И.Г. (1893-1958)
В 1948 г. вышла монография «Кариес зубов» в
которой он проанализировал данные о кариесе зубов за последние 75
лет.
Он выдвинут так называю биологическую тео-рию развития кариеса зубов.
Им разработана и до сих пор применяется в клинике классификация заболеваний перио-донта.
Автор двух изданий учебника по терапевтичес-кой стоматологии (1949 и 1960).
Слайд 42ВАЙС С.И. (1886-1968)
С 1951 по 1968 г. зав.кафедрой тер.стоматоло-гии Иркутского
мед.иснститута, профессор.
При лечении зубов широко использовал электрофорез анестезирующих веществ.
Автор «Учебника
по терапевтической стоматологии» (1964) и монографии «Болезни пульпы зуба».
Слайд 43Платонов Е.Е. (1901-1969)
Он один из первых высказал предположение о роли
микроэлементов в патогенезе кариеса зу-бов.
На природу патологии пародонта он придавал
первостепенное значение нервной трофики и обменным процессам.
Под его руководоством проводилось комплекс-ное исследование патологии СОПР.
Разработал систематику болезней СОПР.
Автор учебника по тер.стоматологии (1965).
Слайд 45ЕВДОКИМОВ А.И. (1883-1979)
Герой соц.Труда, Заслуженный деятель науки РСФСР, член
корр. АМН СССР, д.м.н.,профес-сор. Директор ГИСО.
С 1937 г. основная деятельность
его сосредо-точена МСИ, где создал кафедры терапевтич.и хирургической стоматологии.
Докторская диссертация посвящена «Клинике и патогенезу пародонтоза» (1942).
Впервые выдвинул мысль о плановой диспансеризации населения различных возрастных и профессиональных групп со стоматологическими заболеваниями.
Слайд 47РЫБАКОВ А.И. (1920-1993)
Академик АМН СССР д.м.н.,профессор с1962 по 1985 директор
ЦНИИС.
В 1971 г. опубликована рабочая концепция патогенеза кариеса зубов, а
в 1978 г. рабочая концепция болезней пародонта.
Монография «Основы стоматологической профилактике (1968).
Им организованы экспедиции по изучению эпидемиологии стом.заболеваний (1973).
Выпущено ряд монографий, которые не потеряли своего значения и в настоящее время.
Слайд 49БОРОВСКИЙ Е.В. (1921 )
Заслуженный деятель науки РСФСР. С 1968 по
1991 зав.кафедрой тер.стоматологии ММСИ.
Автор учебника по тер.стоматологии, которые выдержали несколько
изданий. Соавтор атласа по заболеваний СОПР.
Разработал этиологию и патогенез кариеса зубов.
Разработал метод лечения кариеса зубов с применением реминерализирующей терапии.
Слайд 54ЛЕОНТЬЕВ В.К. (1939)
Академик РАМН заслуженный деятель науки, профессор, Лауреат
государственный премии.
Главный стоматолог СССР, а затем России.
Директор ЦНИИС с 1985
по 1992.
Президент ассоциации стоматологов России.
Работы посвящены патогенезу кариеса зубов.
Много сделал для развития стоматологии в новых рыночных отношениях.
Соавтор атласа по заболеваниям СОПР (2002).