Слайд 1
Исторические и логические
модели биомедицинской этики
Слайд 2Формирование основ врачебной этики
Формирование основ врачебной этики следует отнести к
развитию врачевания в странах древнего Востока (Древней Месопотамии, Шумере, ассиро-вавилонской
медицине, египетском медицинском знании, индийском и древнекитайском врачевании).
Медицинские вопросы в вавилонском законодательстве - кодексе Хамураппи (около 2250 лет до нашей эры): оценка труда врача, врачебный ошибки.
Медицина в древней Индии - "Чарака-самхита" (датируется I-II вв. н.э.) и "Сушрута-самхита" (датируется IV в. н.э.): этикет медика.
Слайд 3Модель Гиппократа
Модель Гиппократа - часть медицинской этики, которая
рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий
и профессиональных обязательств медицинского сообщества.
Слайд 4Модель Гиппократа
"Гиппократовы книги" содержат 5 сочинений, посвященных врачебной этике и
правилам врачебного быта в древней Греции: "Клятва", «Закон», «О враче»,
«О благоприличном поведении», «Наставления».
Представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые к ним предъявлялись в обществе.
Слайд 5Модель Гиппократа
"Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми
богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно
моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими доставками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, дано будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
Слайд 6Модель Гиппократа
60 статья закона РФ «Об охране здоровья граждан».
“Получая, высокое
звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно
исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины”.
Основной нравственный принцип – «не навреди».
Слайд 7Модель Парацельса
Модель Парацельса - форма врачебной этики, в
рамках которой нравственное отношение с пациентом рассматривается как составляющая терапевтической
стратегии поведения врача.
Слайд 8Модель Парацельса
Патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента.
Смысл патерналистского подхода
- связь между врачом и пациентом воспроизводит не только
лучшие образцы кровнородственных отношений, но и “целебность”, “божественность” самого отношения врача к больному.
Основной моральный принцип “делай добро” или “твори любовь”. Врачевание как организованное осуществление добра.
Слайд 9Модель Парацельса
Христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии (терапии внушения)
- XVI век Джероламо Кардано.
В конце ХIX века З.
Фрейд десакрализировал патернализм, констатируя “либидоносный” характер взаимоотношения врача и пациента.
Слайд 10Деонтологическая модель
Деонтологическая модель - это совокупность «должных» правил,
соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики (терапии, хирургии,
педиатрии и т. д.).
Слайд 11Деонтологическая модель
Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие
правила:
“хирургия для больных, а не больные для хирургии”;
“делай и советуй
делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;
“для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;
“идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного”;
Проблема “информирования больного”
Основной принцип – «соблюдение долга», идея долга является необходимым и достаточным основанием действий врача.
Слайд 12Инженерная
Принципы
Отношение, как к безличному механизму
Задачи
Исправление отклонений физиологического механизма
Методы диагностики
Физиологические
параметры, биохимические, рентгенологические
Противоречит принципу уважения автономии пациента. Пациент не участвует
в обсуждении
Модели взаимоотношения врач-пациент (по Р. Витчу)
Пастырская
Принципы
Межличностные отношения отец-ребенок, наставник-подопечный.
Любовь, милосер-дие, забота, спра-ведливость. (отражено в клятве Гиппократа)
Патернализм нравственно оправдан в должном месте и в должной мере (педиатрия, психиатрия).
Взаимоотношения могут перерасти в отношения типа «начальник-подчи-ненный»
Коллегиальная
Принципы
Равноправие
Врач сообщает правдивую информацию (диагноз, методы лечения, осложнения и т.д.) Пациент участвует в обсуждении. Реализуется право свободного выбора.
На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента
Контрактная
Принципы
Идея общественного договора
Каждая сторона несет свои обязательства и каждая достигает своей выгоды.
Заключается договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию.
Защищает моральные ценности личности.
Незначительное место в структуре оказания медицинской помощи населению
Слайд 13Модели взаимоотношения врач-пациент
(в биографическом плане заболевания)
Больные в остром периоде заболевания
Заболевание
может быть временным с возвращением к прежнему образу жизни. Больные
могут быть пассивными участниками взаимоотношений врач-пациент
Больные хроническим заболеванием
Больные могут быть «активными» пациентами. Их образ жизни заставляет быть компетентными, создавать группы взаимодействия (сахарный диабет, атеросклероз и т.п.)
Инвалиды
Могут быть компетентны или некомпетентны. Задача - помочь приспособиться к изменившимся условиям жизни (инвалидности)
Умирающие
Обеспечить палли-ативное лечение: обезболивание, уход, психологическую поддержку (хоспис)
Слайд 14Этические правила взаимоотношения врач-пациент
Правило правдивости
Статья 60 «Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан»
Врач должен «…внимательно и заботливо
относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Слайд 15Этические правила взаимоотношения врач-пациент
Правило информированного согласия.
Ст. 31 «Основ Законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан»
«Каждый гражданин имеет право в
доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения».
Слайд 16Этические правила взаимоотношения врач-пациент
Исключения из принципа информированного согласия в американской
врачебной практике:
исключение в критических ситуациях;
исключение в случае отказа;
исключение по
терапевтической привилегии;
исключение по некомпетентности.
Слайд 17Этические правила взаимоотношения врач-пациент
Ст. 34 «Основ Законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан»:
«Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация,
наблюдение и изоляция) без согласия гражданина или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниям, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основании и в порядке, установленном законодательством РФ».
Слайд 18Этические правила взаимоотношения врач-пациент
Правило конфиденциальности
Ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан»
«Информация о факте обращения за
медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений».
Слайд 19Этические правила взаимоотношения врач-пациент
«С согласия гражданина или его законного представителя
допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том
числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях».
Слайд 20Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его
законного представителя допускается:
в целях обследования и лечения гражданина, не способного
из–за своего состояния выразить свою волю;
при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий».
Слайд 21Принцип автономии личности
И биолог, и врач компетентен в интерпретации состояния
больного с точки зрения биологии, но не с точки зрения
его биографии.
Подобный подход появился еще в 70-е годы под влиянием правозащитного движения.
Учет экономической составляющей.