Слайд 1ТЕМА: Историка - культурное наследие Петровска
Выполнил:
Студент группы 1 ТМС
Кулагин Алексей
Сергеевич
Научный руководитель:
Петракина Екатерина Игоревна
Слайд 2ЦЕЛЬ: Проследить всю историю существования на петровской земле соборов и
церквей от их основания до наших дней, как уникальные
объекты религиозного, культурно-исторического и архитектурного наследия России
Слайд 3Храмовая архитектура города Петровска в XIX веке
Непременной и характерной принадлежностью
старого петровского пейзажа всегда были храмы, украшавшие город в конце
прошлого столетия, придававшие ему великолепный вид. Места для храмов выбирались умело и со смыслом: не было в Петровске закоулка, откуда не виднелись бы церкви и купола с крестом. Церкви создавали в городе особое настроение: они словно бы постоянно напоминали о душе и совести. В приходскую церковь горожане шли в горе и радости. Самым главным из них считался соборный храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла.
Слайд 4Петровский соборный храм, построенный в первый год основания города во
имя Святых Петра и Павла, сначала был деревянный до 1835
года, затем было построено каменное здание, которое освещено в 1840 году протоиреем Иаком Рождественским. В 1880 году храм расширен и в таком виде просуществовал до роковых 30-х годов нашего столетия. Находился собор в центре города за кинотеатром «Спутник».
В храме хранились вещи, присланные Петром Великим: 7 знамен, алебарда, бердыш. Всё это взято в Москву, на политехническую выставку в 1873 году, и не возвращено.
В храме так же хранилось Евангелие в медном окладе, с вышитыми из серебра по углам верхней доски евангелистами, а в середине с изображением Спасителя. На этом Евангелие имеется следующая запись: «1699 г. август в 9 день по указу царя и великого князя Петра Алексеевича великая и малая России самодержавца дана сия книга Святое Евангелия из казны Великого Государя приказу казанского дворца в новопостроенный город Петровск в соборную церковь святых верховных апостолов Петра и Павла»2. Вместе с Евангелием был прислан диаконский стихарь из парчовой материи. Престолов в соборе три: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, в правом в честь Рождества Христова, а в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. Иконостасы позолочены сплошной позолотой, стены
храма окрашены масляной темно-голубой краской. Из икон замечательны две: одна изображает главу Спасителя в громадном размере, а другая - Божью Матерь почти в рост человека.
Слайд 5Церковь Николы была построена на правом берегу реки Медведицы в
1750 году мордовским владетельным князем Пиксаем Алямасовым, основателем с. Мачкас
Петровского уезда. Церковь пользовалась уважением у мордвы. Каменное здание построено в 1833 году, освящено в 1852. Престолов было два – один во имя святителя Николая, а другой – во имя Архангела Михаила. В 1878 году храм обновлен. Здание было сложено из красного кирпича. В 1879 году оно реконструировано и установлено оборудование для обогрева помещения. Находилась на перекрестке ул. Шамаева и ул. Панфилова. Около церкви был родник.
На сегодняшний день на этом месте расположено административное здание «Газовой компании».
Церковь Крещения находилась на углу ул. Спартака и ул. Крестьянской.
Это было пятикупольное здание, построенное на холме. Приход Крещенской церкви составляли в основном сёла. Сторожка, в которой собирались для спевок певчие, сохранена и по сей день (сейчас это жилой дом).
Слайд 6Церковь Казанской Пресвятой Богородицы построена на правом берегу реки Медведицы.
Этот храм несколько раз перестраивался и прежде назывался церковью Дмитрия
Селунского.
В первый раз он был построен в 1699 году. В 1738 году из-за ветхости эта церковь была снова выстроена в 2 этажа. В верхнем этаже был престол Казанской Богородицы, а внизу мученика Дмитрия Селунского. Строительство настоящего каменного здание начато в 1865 году и окончено в 1877 году. Участие в постройке принимал бывший священник этой церкви А.Г. Маргнусов. Он обратился за содействием к известному прежде в Петровске купцу Ф.А.Тургеневу, который отличался особенной религиозностью и благотворительными делами. Тургенев с большим усердием принялся за это дело: устроил кирпичные сараи, подготовил строительные материалы, и здание для церкви было готово через 6 лет. Постройка стоила более 20000 рублей, из которых большая часть собрана Тургеневым. Церковь находится за железным мостом в центре города.
Церковь в честь иконы Казанской Божией Матери сохранилась до наших дней. Она представляет собой каменный храм с пятью главами, высокая колокольня, находящаяся на другой стороне улицы, не сохранилась. Из икон обращает внимание присланная с Афона Божья Матерь, так называемая «Скоропослушница» и великомученик Пантелеймон. Иконостас покрыт сплошной позолотой.
Слайд 7Покровская церковь - бывший женский монастырь. Год построения не известен,
но в 1736 году уже существовал.
Монастырь во имя Покровской Пресвятой
Богородицы находился неподалёку от городской крепости. . В том монастыре одна церковь деревянная ветхая с одним престолом, в алтаре на престоле Евангелия новое обложено бархатом алым с евангелистами, в середине образ Спасителя серебряно позолочено, другое евангелие ветхое с образом Спасителя и евангелистами, крест благословенный, серебренные сосуды, медное и серебряное кадило.
Монастырь был деревянный,с деревянной оградой и ворота шириною 41, длинною 39 ½ сажень, снизу озера 34 сажени.
Монастырь был закрыт, а в 1880 году перестроен в большой каменный храм с 2-мя приделами. Строили его на добровольные пожертвования с небольшим пособием от Петровского городского общества. В постройке принимали участие купцы Тихомиров, Новичков, Швецов.
На 1912 год в приходе были три церковно-приходские школы: одна в самом Петровске, две другие - в приписных к приходу хуторах Зотово и Сорокино. В годы Советской власти: В 1920-е годы храм был закрыт, но не разрушен. 9 июля 1944 года храм был вновь освящен и открыт для совершения богослужений.
В 1965 году церковь была закрыта в связи с тем, что долгое время не производилось никакого ремонта и пришла в ветхость. Здание было отдано под зерносклад, затем под радиоузел, временами оно пустовало. До 1995 года в колокольне располагался радиотрансляционный центр, на шпиле были установлены антенны. В 1960 году были разрушены купола церкви. К моменту передачи храма Православной Церкви все это привело к частичному обрушению стен и приходу в аварийное состояние крестовых сводов и арок храма, наклону стен колокольни
После восстановительных работ Покровская церковь вновь открылась в 1999 году.
В настоящее время храм объявлен памятником
архитектуры XIX века и взят под охрану государства
Слайд 8Церковь Богоявления Господне (Инсарская) построена в 1700 году. Находилась в
районе Загорщина за зданием 2-ой школы.
В 1757 году в ночное
время церковь сгорела, в том же году выстроен новый деревянный храм. В 1835 году построено каменное здание. В 1879 году на средства города был исправлен иконостас.
Эта церковь среди жителей была известна под названием Инсарская. В 30-е годы XX века храм был разрушен.
Кладбищенско-Преображенская церковь построена в 1780 году. Здание прежде было деревянное. Каменный храм был сооружен в 1815 году на средства, собранные протоиреем Иоанном Семеновым. В 1887 году купец Тургенев реконструировал храм, установил оборудование для обогрева помещения. Иконы в церковь были принесены из собора Святых апостолов Петра и Павла. Церковь находилась на территории кладбища.
Инсарская церковь
Слайд 9Заштатный Никольский мужской монастырь находился между улиц Володарского, Чапаева, Куйбышева.
Год основания монастыря неизвестен, существует в прочем предание, что монастырь
основан в 1676 году. По указу Петра Великого к петровскому воеводе и полковнику Андрею Вестову от 1699г. 19 июня сказано: « Да ниже города, по праву сторону река Медведецы, на пашню земли и на свиные покосы велено отмерить, отмежевать к соборной и к приходским церквям, потом и причетником на пропитание: а подле той земли велено отмерить для монастырского обихода, буде впредь по указу великого государя монастырь построен будет»3.
Монастырь построен на месте пустыни во имя Николая Мир Ликийского Чудотворца между 1656 и 1708 годами иноком Макарием.
В архивных фондах Государственного архива Саратовской области сохранилось описание монастыря к 1764 году. Отмечается, что «монастырь во имя Николая Чудотворца расстоянием от крепости в одной версте, от Астрахани в 808 верстах». В том монастыре имелась каменная соборная церковь, в ней три престола: во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы, во имя Николая Чудотворца, во имя святого Александра Свирского. Много было сделано для монастыря неким помещиком Варыпаевым. Им была построена каменная монастырская церковь вместо первой деревянной, каменная колокольня в три этажа: в нижнем находилась кладовая и хлебопекарня, в середине братская кельня.. Первым настоятелем Петровской обители был Палладий, который управлял до 1708 года. При нем была создана огромная монастырская библиотека, где хранилось очень много редких книг. На одной из них имелась надпись, которая свидетельствовала о том, что она подарена Петровской пустыни. Подъем и расцвет монастыря приходится на годы управления игумена Владимира (1844-1856г.). Рядом с монастырем (на месте базарной площади) находилось монастырское кладбище, на котором хоронили состоятельных людей, церковный храм, 2 здания монастыря, кельи монахов, дом настоятеля монастыря, служебные постройки, деревянная часовня.
Слайд 10Заходил я в притвор и смиренно в дверях становился,
И смотрел
в глубину, погружённую в сумрак на треть.
Замирала душа, и дрожало
свечное мерцанье,
А гремящие хоры свергали волну за волной.
И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья,
И что вечность сама возжигала огни предо мной…
Н. Тряпкин.
К сожалению, в наши дни в городе действуют только 2 церкви – церковь Казанской Пресвятой Богородицы и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В настоящее время в Покровском храме регулярно совершаются богослужения. Здесь находятся иконы с мощевиками: великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Иннокентия, епископа Пензенского, праведного Иоанна Оленевского, святителя Луки, архиепископа Симферопольского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, Дивеевских святых. Сохранилось несколько икон XIX - начала XX века. Покровский храм можно с уверенностью назвать и просветительским центром. Здесь работают библиотека и воскресные школы для детей и взрослых, проводятся экскурсии для школьников. При храме выпускается газета «Покровский листок», прихожане во главе с настоятелем ежегодно совершают паломнические поездки по святым местам России.
В Покровской церкви идут восстановительные работы, она постепенно приобретает первоначальный вид.
Восстановлена колокольня, приобретены для нее колокола, поставлены 6 новых голубых куполов. Реконструкция церкви ведется за счет пожертвований прихожан, средств местных предприятий и федерального бюджета.
Существенной проблемой является также то, что в церковь приходит очень мало молодежи, поэтому служителям и работникам церквей хотелось бы, чтобы молодежь по - чаще посещала церковь.
В процессе написания этой работы мы узнали очень много интересного и нового, как из истории нашего города, так и то, что человек не может жить без веры и Бога, и для того чтобы общаться с ним строятся храмы, ведь храм – это «Божий дом».