Разделы презентаций


ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)

Содержание

Периодизация Всемирная история:- История первобытного общества Древний мир (к.IV тыс. до н.э.) – 476 г.(падение Западной Римской империи)Средневековье - к.V в.-XV в.Новое время - XVI в.- н.XX в.Новейшее время –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ (в контексте европейской цивилизации)

Слайд 3Периодизация
Всемирная история:
- История первобытного общества
Древний мир (к.IV

тыс. до н.э.) – 476 г.(падение Западной Римской империи)
Средневековье -

к.V в.-XV в.
Новое время - XVI в.- н.XX в.
Новейшее время – с 1919 г.

История Беларуси
Древнее общество – ?100 тыс. лет до н.э.- V в.
Средневековье- к.V в.-XV в.
Новое время - XVI в.- н.XX в.
Новейшее время- с 1917 г.

Периодизация Всемирная история:-  История первобытного общества Древний мир (к.IV тыс. до н.э.) – 476 г.(падение Западной

Слайд 4Древнее общество на территории Беларуси


- ?100 ?40 тыс. лет

назад появление первых людей


- 16 тыс. лет назад – похолодание
- 8-5 тыс. лет до н.э. – полное заселение территории Беларуси по берегам рек Припяти, Днепра, Сожа, Зап. Двина, Неман - 120 стоянок, около 4,5 – 6 тыс.человек.
4 -3 тыс.лет до н.э.(неолит) – 500 поселений, 27 – 36 тыс.человек
Отсутствие этнического единства.
Неизвестны: этническая принадлежность, язык

Балтские племена


Палеолит на территории Беларуси.
Палеолитические стоянки

Места обнаружения орудий труда


Древнее общество на территории Беларуси - ?100 ?40 тыс. лет назад появление первых людей

Слайд 5Стоянки первобытных людей на территории Беларуси.
1926 г. (возраст – 24

тыс. лет) - д.Бердыж (Чечеринский район Гомельской обл.)? 50 человек
Исследовалась

в 1926—29 и 1938—39 гг., в 1959—61 гг.
1928 г.- (возраст – 26 тыс.лет) - д.Юровичи (Калинковичский р-н Гомельской обл.)

Константин Михайлович Поликарпович (1889 - 1963)

Стоянки первобытных людей на территории Беларуси. 1926 г. (возраст – 24 тыс. лет) - д.Бердыж (Чечеринский район

Слайд 6Средневековье- V-XV века
В Западной Европе
Образование феодальных государств (королевства)

с V в.

- феодальная лестница,
сословность (цеховые организации)

-господство католической церкви

(христианство), наибольшего могущества достигла в XIII в. Короли – вассалы Папы Римского.

Зарождаются и формируются современные европейские народы; в городах появляются Университеты (XII)
Отмена крепостного права

На территории Беларуси
- V/VI - IX вв. массовое расселение славян – западные, южные, восточные.
Образование раннефеодальных государств (княжеств )? Упоминаются с IX в.
-переход к феодальным отношениям с сохранением родоплеменных

- принятие православия (христианство)- Х в. при сохранение язычества, с XIV в. распространение католичества
Отделение ремесла, развитие торговли, -появление городов- в XIII в ( до 3 тысяч человек)- около 40 городов
С сер XIIIв.- формирование Великого княжества литовского
Начало оформления крепостного права.

Средневековье- V-XV векаВ Западной Европе  Образование феодальных государств (королевства) с V в.- феодальная лестница,сословность (цеховые организации)

Слайд 7Новое время XVI век- н.XX века
Западная Европа
Зарождение и развитие

капиталистических отношений. Образование наций.
Развитие светской и гуманистической культуры
Реформация католической церкви,

протестантизм (ХVI в.)
Переворот в естествознании. От опытной науки до научной революции (XIX в.)

История Беларуси
Формирование белорусской народности (XVI в.)
XVI в. –Установление крепостного права
Возрождение и Реформация на белорусских землях. Создание Униатской церкви (1596 г.).
Первый университет – Виленская академия (1579)
XIX в. (1861 г.) – отмена крепостного права
К. XIX в. – н. ХХ в.– формирование белорусской нации



Первая мировая война 1914-1918

Новейшее время – с 1919 гг.

Новейшее время – с 1917 г.
1922 г. - 1991 г. в составе СССР

Новое время  XVI век- н.XX векаЗападная ЕвропаЗарождение и развитие капиталистических отношений. Образование наций.Развитие светской и гуманистической

Слайд 8Раннефеодальные государственные образования восточных славян на территории Беларуси. Полоцкое княжество,

Туровское княжество. Киевская Русь.
Необходимое условие
самостоятельная княжеская династия
Особенность - наличие

вече
и многоукладность: родоплеменной (община, которая владела землёй), рабовладельческий (слабо выражен), феодальный ( вотчина, поместье, церковная земля)
Вотчина – с правом продажи, раздела, передачи в наследство.
Поместье – во временное пользование без права наследования.
Основа экономики – сельское хозяйство. С Х в. складывается крупное землевладение
Формы повинности – дань (сбор дани со свободного населения называлось полюдье), барщина, оброк
Основная ячейка общества - община (замкнутая социальная система). Организована вся жизнь человека – трудовая, обрядовая, культурная. Принцип коллективизма.

Раннефеодальные государственные образования восточных славян на территории Беларуси.  Полоцкое княжество, Туровское княжество. Киевская Русь.Необходимое условие самостоятельная

Слайд 9Политическая структура

княжеств на территории Беларуси ( IX-XIІ

вв.)
Вече(законодательные функции) – бояре,купцы, горожане, духовенство, сельские жители –

вопросы войны и мира, законы, договор с князем на правление - просуществовало до к. XV в
Князь (исполнительные функции) – управлял княжеством, сбор платежей (до X в. - основная ), сбор торговых пошлин; судебные функции, защита границ. Дружина великого князя:
военная и административная служба


дружина(бояре) потомки родоплеменной знати наместники
участвовали и в политическом управлении
Христианская церковь (главенство светской власти над церковной) – с X в. Полоцкая епархия – 992 г., Туровская епархия – 1005 г. В ведение церкви находились дела о браке, разводе, семье, вопросы наследства, с к. ХІІ в. – надзор за службой мер и весов, международные дела.
Политическая структура   княжеств на территории Беларуси ( IX-XIІ вв.) Вече(законодательные функции) – бояре,купцы, горожане, духовенство,

Слайд 10Социальная структура общества XI в (согласно «Русской правде»). В основе

лежали феодальные отношения:
Княжеские мужи (феодалы).
Лично свободные крестьяне- общинники (люди) и

горожане.
Феодально – зависимые – челядь( общий термин в XI – XIII вв), смерды.
Зависимые временно (закупы).
Находящиеся на положении рабов, лично зависимые (холопы с XI в., изгой)
Социальная структура общества XI в (согласно «Русской правде»). В основе лежали феодальные отношения:Княжеские мужи (феодалы).Лично свободные крестьяне-

Слайд 11Древнерусское государство - Киевская Русь (IX- XI вв.) - ?

федеративное государство. «Русь» – общее название восточнославянских земель, в 15

– 18 вв. – современные украинские земли, белорусское Подвинье и Поднепровье.

Два территориальных союза: Северный (Новгород) и Южный (Киев)
882 г. – князь Олег (Новгород) захватил Киев

Древнерусское государство - Киевская Русь (IX- XI вв.) - ? федеративное государство. «Русь» – общее название восточнославянских

Слайд 12Расширение территории Древнерусского государства в IX—X веках под властью династии

Рюриковичей

Расширение территории Древнерусского государства в IX—X веках под властью династии Рюриковичей

Слайд 13Князь Владимир (княжил с 980 г. по 1015 г.) –

расширение территории, ликвидация удельных княжеств, крещение Руси (988 г.)
« Русская

правда» - свод древнерусского права. Составлен при Ярославе Мудром (1019 - 1054)
1097 г. – съезд в Любече, разделение Киевской Руси на отдельные княжества.
в XII в. распалось на 15 отдельных княжеств

Памятник Владимиру Великому в Киеве (установлен в 1853 году)

Князь Владимир (княжил с 980 г. по 1015 г.) – расширение территории, ликвидация удельных княжеств, крещение Руси

Слайд 14Князь Владимир - ок. 960 г. — 15 июля 1015

г.
Князь Владимир реформировал языческий культ (984 г.) Воздвиг в Киеве

капище с идолами главных богов славянского язычества

Капище — пространство языческого храма, расположенное за алтарём,
и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов)

Князь Владимир - ок. 960 г. — 15 июля 1015 г.Князь Владимир реформировал языческий культ (984 г.)

Слайд 15Пантеон славянских богов
Перун — главный бог, покровитель князя и дружины,

также громовержец.
Стрибог — творец вселенной, бог небесных стихий. Отец

Перуна
Сварог и Дажьбог – боги солнечного света, огня
Хорс — бог солнца
Симаргл — бог семян и посевов
Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества.
Велес – бог скота, плодородия.

Пантеон князя Владимира в представлении древнерусского книжника

Пантеон славянских боговПерун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Стрибог — творец вселенной, бог

Слайд 16Особенности первобытных форм религии
ФОРМЫ:
Фетишизм (порт. Feitico – вещь для колдовства)

– вера в сверхъестественные возможности природных (камни, деревья) или сделанных

человеком неодушевленных предметов, поклонение им.
Тотемизм (на языке индейцев – «его род»)– вера в общее происхождение, в сверхъестественные родственные связи человека с животными, растениями, предметами и явлениями.
Анимизм ( латин. Anima - душа)– вера в существование душ и духов, которые обладают человеческими качествами и действуют во всей живой и неживой природе.

Анимистические культы:
Погребальный культ
Культ предков
Обряд инициации, или посвящение во взрослую жизнь

Магия (с греч. - волшебство) – вера в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир
Табу (полинез.) - система специальных запретов

Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный, возбужденный) – особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов - шаманов

Особенности первобытных форм религииФОРМЫ:Фетишизм (порт. Feitico – вещь для колдовства) – вера в сверхъестественные возможности природных (камни,

Слайд 17Язычество (от церк.-слав. «народы») — принятый в христианском богословии и

частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии.

Это – разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов до обращения их в мировые религии.
Характерно:
Отсутствие абстрактных представлений о Боге как безликой силе.
Поклонение материальным предметам, природным явлениям, животным, растениям.
Смешение жизни и культа. Жизнь первобытного человека была его богослужением.
Родоплеменной (а не мировой) характер религиозных культов.
Политеизм – многобожие.
Отсутствие устойчивой организации.

В настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной литературе заменяется термином «этническая религия»



Язычество (от церк.-слав. «народы») — принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские

Слайд 18988 г. – принятие христианства в Киевской Руси
Беседа Владимира с

греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.
Крещение Владимира.

Фреска В. М. Васнецова.
988 г. – принятие христианства в Киевской РусиБеседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л.

Слайд 19Крещение киевлян К. Лебедев.
Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных

лет»:
«Под 6496 годом от сотворения мира (988 год

примерно). Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым».
Крещение киевлян К. Лебедев.Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»:  «Под 6496 годом от сотворения

Слайд 20Распространение христианства (православие) на белорусских землях. (Полоцкая епархия – 992

г., Туровская – 1005 г.)
Великий князь Владимир избирает религию.

И. Эггинк, 1822.
Распространение христианства (православие) на белорусских землях. (Полоцкая епархия – 992 г., Туровская – 1005 г.) Великий князь

Слайд 21Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л.

49 об.
Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Слайд 22Принятие христианства для восточных славян
Фонд восточнославянской культуры был христианизирован

Христианство сливалось с
- народной

культурой
- народными традициями
- мифологией
- исторической памятью
Стал доступен Фонд книжный, в котором заключались этические, эстетические, научные ценности

Проникновение византийской культуры
Распространение христианской идеологии
Установление канонического права
Появление богослужебной литературы, музыки, культового изобразительного искусства, архитектуры

Принятие христианства для восточных славянФонд восточнославянской культуры был христианизирован    Христианство сливалось с

Слайд 23Карта расселения славян.

Карта расселения славян.

Слайд 24Кривичи
Первое летописное упоминание - 859 г.
Происхождение – следствие ассимиляции пришлыми

славянами местных балтских, западно – финских племен
В к.I тыс. н.э.

разделились на смоленских, псковских и полоцких кривичей
КривичиПервое летописное упоминание - 859 г.Происхождение – следствие ассимиляции пришлыми славянами местных балтских, западно – финских племенВ

Слайд 25Дреговичи.
Первое упоминание – 1116 г.
Предшественники – славянские племена пражской культуры

и балты банцеровской культуры

Дреговичи.Первое упоминание – 1116 г.Предшественники – славянские племена пражской культуры и балты банцеровской культуры

Слайд 26Радимичи
Первое упоминание – 885 г.
Предшественники – балты, носитили колочинской культуры

РадимичиПервое упоминание – 885 г.Предшественники – балты, носитили колочинской культуры

Слайд 27Полоцкое княжество (кривичи). 862 г –летописное упоминание о Полоцке.
Владимир

и Рогнеда
Антон Павлович Лосенко.1770.

Полоцкое княжество (кривичи). 862 г –летописное упоминание о Полоцке. Владимир и Рогнеда Антон Павлович Лосенко.1770.

Слайд 28Полоцкое княжество
княжение
Рогволод (Рёгнвальд?), ?—ок.980
Изяслав Владимирович, ?—1001 – восстановление самостоятельного княжения
Брячислав

Изяславич, 1003—1044
Всеслав Брячиславич Чародей, 1044—1101
1129 г.

Занимало территорию совр. Витебской обл.,

северную часть Минской обл. Пограничные форпосты – Менск, Браслав, Орша, Копысь.

В вассальной зависимости от княжества были земли по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике.
Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.


Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет.

Полоцкое княжествокняжениеРогволод (Рёгнвальд?), ?—ок.980Изяслав Владимирович, ?—1001 – восстановление самостоятельного княженияБрячислав Изяславич, 1003—1044Всеслав Брячиславич Чародей, 1044—11011129 г.Занимало территорию

Слайд 29Туровское княжество (земли дреговичей). 980 г. – летописное упоминание о

Турове.
Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне

Припяти и ее притоков.
До конца X в. развивалось как самостоятельное.
С к. X в. в княжит сын князя Владимира - Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества.
С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья.
С 1113 г. княжество перешло к наследникам Вл. Мономаха.
В 50-е годы XII ст. княжил Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава.
Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

Туровское княжество (земли дреговичей). 980 г. – летописное упоминание о Турове. Туровское княжество образовалось на территории южной

Слайд 30Полоцкое княжество (кривичи). В н. ХІІ в. распалось на удельные

княжества – Витебский, Минский, Заславский, Друцкий, Логойский и др.
Туровское княжество

Со второй пол. ХІІ в. распалось на уделы – Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровицкое княжества.
В XII в. белорусские земли входили в состав Полоцкого, Туровского, Новогородского (Новогрудского), часть Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро - Волынского княжеств.
Города – на белорусских землях в ХІІІ в. – около 40 городов. Наиболее крупные – Полоцк, Туров, Брест, Витебск, Минск, Гродно, Новогрудок.


Феодальная раздробленность ( более 100 лет)– закономерный этап в общественном развитии.
В XII в. белорусские земли входили в состав Полоцкого, Туровского, Новогородского (Новогрудского), часть Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро - Волынского княжеств.

Полоцкое княжество (кривичи). В н. ХІІ в. распалось на удельные княжества – Витебский, Минский, Заславский, Друцкий, Логойский

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика