Слайд 1История Древней Руси
Часть 9
Владимир -
Красное Солнышко
Слайд 2Владимир Красное Солнышко — сын Святослава, внук княгини Ольги. Он
сделал выбор в пользу православной веры и привел Русь ко
крещению. По словам митрополита Иллариона, князь Владимир «возжелал сердцем быть христианином и обратить
всю землю в христианство».
Памятник святому князю Владимиру
в Киеве, 1863г.
Слайд 3Его княжение отмечено не только крещением Руси,
важнейшим событием в ее
истории, но и ростом ее международного авторитета. Князь Владимир успешно
боролся с нападением печенегов, создал на рубежах
Киевской земли ряд городов-крепостей.
Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века
Слайд 4Русская Православная Церковь прославляет Владимира как святого и равноапостольного князя. Память
его совершается 28 июля.
М. Потапов. Святой князь Владимир
Слайд 5Святослав и его сыновья
Князь Владимир был сыном воинственного Святослава,
внуком
Игоря и Ольги. Беспокойное княжение Святослава продолжалось двадцать восемь лет.
Слайд 6Летописец говорит о нем, что ходил он на неприятеля с
быстротою барса, в походах не возил с собой ни котлов,
ни обозов, питался мясом диких зверей, не боялся ни холода, ни ненастной погоды, спал в походах под открытым небом, а в изголовье клал седло.
Святослав организует военный поход на Константинополь
Слайд 7Отправляясь в поход, он не нападал неожиданно,
а предупреждал противника:
«Хочу на вы идти!».
Киевский князь Святослав Игоревич (971 г.); сзади
– княжеский дружинник; справа – дружинник-оруженосец. Реконструкция из альбома Армия средневековой Руси.
Слайд 8Святославу же принадлежат слова, сказанные перед неравной битвой своим воинам:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим —
должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора.
Если же побежим — позор нам будет».
А. Сафонов. Не посрамим земли Русской
Слайд 9У этого отважного полководца, погибшего в одном из военных походов,
осталось три сына: в Киеве — Ярополк, в древлянской земле
— Олег, а в Новгороде — Владимир. Это славянское
имя означает — владеющий миром.
Ярополк Святославич
Олег Святославович
Владимир Святославович
Слайд 10Погиб князь Святослав в 972 году, когда старшему из его
сыновей Ярополку было едва ли более пятнадцати лет.
Владимиру же
было около двенадцати лет.
Место погребения Святослава
Слайд 11Ссора между сыновьями Святослава
В Древней Руси княжеские заботы на наследников
великих князей ложились из-за безвременной кончины отцов очень
и очень
рано.
Малютка князь с дядькой-кормильцем
Слайд 12Лет в пятнадцать или даже раньше сын князя мог уже
оказаться самовластным князем, поэтому княжеского сына садили на коня с
младенческих лет. Отрок-князь в девять-десять лет уже мог участвовать в военных походах отца.
И. Глазунов. Два князя
Слайд 13Из-за малолетства князей управлять княжеством помогали бояре. Не без помощи
воевод и бояр между сыновьями Святослава возникла усобица. Ярополк пошел
против Олега. При бегстве со своей дружиной Олег упал с моста и
погиб, задавленный падавшими
на него пешими и конными воинами. Огорчился Ярополк,
но ничего уже поделать не мог.
Г. Овруч, Украина. Здесь похоронен в 977 году удельный Князь древлянской земли
Олег Святославович
Слайд 14Узнав о смерти Олега, Владимир решил отомстить Ярополку и отправился
за помощью к варягам. «Не я зло начал, мне должно
за кровь невинную мстить и себе снискать безопасность», —
так оправдывал себя Владимир-язычник,
готовясь выступить против Ярополка.
Верещагин В.
Великий князь Ярополк Святославович
Слайд 15В. Топорков. Князь Владимир у Рогнеды
Как Владимир занял великокняжеский
стол
Перед походом на Ярополка Владимир послал в Полоцк к князю
Рогвольду требование отдать ему в жены его дочь Рогнеду.
Слайд 16Рогнеда же объявила, что хочет быть женою князя Ярополка, а
не Владимира, рожденного от Святослава Малушей — служанкой Ольги. А
о Владимире презрительно сказала, что не хочет разуть от рабыни рожденного (снять обувь — значило выразить покорность Владимиру как мужу).
А. П. Лосенко.
Владимир и Рогнеда,
1770
Слайд 17Раздраженный таким гордым ответом, Владимир захватил Полоцк, лишил жизни Рогвольда
и его сыновей,
а Рогнеду взял в жены против ее
воли.
Рогнеда Полоцкая, первая жена Владимира
Слайд 18Затем, собрав большую воинскую силу, Владимир пошел на Киев. Ярополк
не решился вступить в битву. Обманом и коварством
с помощью
предателей Владимир выманил Ярополка,
и варяги мечами поразили его. Покончив с братом,
Владимир занял княжеский стол в Киеве.
Чориков Б.
Смерть Ярополка
Слайд 19Н. Рерих. Языческое святилище
Такими словами «Повесть временных лет» приближает
нас к описанию того поворотного момента в русской истории, когда
язычество должно было уступить место христианству.
«И поставил Владимир кумиров на холме»
Слайд 20В Киеве, где давно уже были христиане, где в православных
храмах совершались службы церковные, где частыми гостями бывали греки-христиане, князь
Владимир вдруг стал
усиливать языческое кумирослужение. Назревало
открытое столкновение язычества с христианством.
Первые христиане в Киеве. Перов В.Г.
Слайд 21Владимир велел поставить деревянные изображения шести языческих богов: Перуна, Хорса,
Дажьбога, Стрибога, Симаргла
и Мокоши. В начале XX века при
раскопках древней
церкви в Киеве археологи обнаружили постаменты,
на которых стояли эти идолы.
Слайд 22Несколько кумиров Владимир отправил в Новгород со своим дядей Добрынею.
Перун стал возвышаться не только
над Днепром, но и над
Волховом.
Слайд 23Смерть варягов-мучеников
По случаю военных побед у славян-язычников всегда совершались особо
торжественные жертвоприношения перед кумирами.
Языческий обряд О.Леонтьев
Слайд 24«В 983 году, — пишет летописец Нестор, — пошел Владимир
против ятвягов и победил ятвягов, взяв их землю. И пошел
к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».
Слайд 25На этот раз старцы и бояре потребовали человеческой жертвы: «Бросим
жребий на отроков и девиц, на кого падет он,
того
и зарежем в жертву богам».
Слайд 26Жребий пал на христианского юношу-варяга Иоанна, прекрасного лицом и душой.
Когда княжеские люди пришли за Иоанном и стали требовать обреченного
на смерть юношу, то услышали твердый отказ его отца, варяга Феодора: «У вас не боги, а дерево. Сегодня стоят, а завтра сгниют».
Слайд 27И стал отец-христианин говорить язычникам о Боге, Которому поклоняются православные
греки. Этот Бог сотворил гром, молнию, ветер, светила, которых язычники
почитают как
богов. Посланные рассказали обо всем этом народу,
и тогда рассвирепевшая толпа язычников пришла
к дому варягов-христиан.
В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве
Слайд 28Народ стал кричать Феодору: «Дай сына своего, да принесем его
богам!». «Если боги они, — отвечал Феодор, — то пусть
пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем служите им?». Тогда язычники подрубили сени дома варягов-христиан, убив при этом и отрока Иоанна, и отца его Феодора.
Слайд 29Громко прозвучала в этот день в Киеве проповедь христианства.
А
кумирослужители не смогли ответить на вопросы христиан. «Самые важные из
них были вопросы о начале мира и
о будущей жизни», — писал замечательный русский
историк Сергей Михайлович Соловьев в своем сочинении «История России с древнейших времен».
Вместо ответа язычники расправились с христианами.
Завьялов Ф. Выбор веры князем Владимиром
Слайд 30А мученическая смерть христиан, как свидетельствует история христианства, может сильно
изменить жизнь того, кто становится свидетелем их подвига. На месте
убиения отрока Иоанна и отца его Феодора князь Владимир после своего обращения в христианство велел соорудить церковь.
Освящение Десятинной церкви (Церковь Успения Богородицы в Киеве)
Слайд 31Это была знаменитая Десятинная церковь в честь Успения Богородицы. В
1908 году археологи, делавшие раскопки у алтарной части храма, нашли
остатки деревянного
сруба дома варягов-христиан.
Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная), реконструкция
Слайд 32Некоторые историки высказывают догадку, что именно смерть киевских первомучеников Иоанна
и Феодора сильно подействовала на князя Владимира и заставила его
сомневаться в истинности языческой веры отцов.
С. Иванов. Христианство и язычество
Слайд 33Таинственное обращение
Как из ревностного язычника князь Владимир стал распространителем христианства
на Руси? Почему он не только сам выбрал новую веру,
но и весь свой народ призвал ко крещению? Только ли государственная мудрость руководила
им или перемена произошла прежде всего в его сердце?
Пир у князя Владимира Карзин Н.
Слайд 34Многие исследователи родной истории размышляли над этими вопросами, делали различные
сравнения и выводы, искали подтверждения своим догадкам в источниках. Исторические
исследования, конечно, не в силах полностью раскрыть нам тайну обращения Владимира
в христианство.
С. Ефошкин. Князь Владимир. Выбор веры
Слайд 35Но свидетельства древнерусских писателей, живших в то время, когда по
Русской земле еще ходили современники князя Владимира Красное Солнышко, помогут
нам хотя бы немного прикоснуться к этой тайне.
Выбор князя Владимира.
Слайд 36Проповедники из разных стран приходят на Русь
«Повесть временных лет» в
записи от 986 года рассказывает, как
к Владимиру стали приходить
различные веропроповедники. Приходили они из разных стран, и каждый из них старался склонить великого князя в свою веру.
Прибытие к князю Владимиру веропроповедников из разных стран. Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 37Язычество на Руси в конце X века отмирало, а душа
требовала веры. Подметили окрестные народы, что Русская земля ищет
Бога,
и стали посылать своих миссионеров.
Болгарские проповедники-мусульмане у князя Владимира
Слайд 38Сначала с князем Владимиром беседовали мусульмане, потом
его убеждали посланцы
римского папы, а затем рассказывали
о себе иудеи из Хазарии.
Проповедники
от хазар (иудеев) у князя Владимира
Слайд 39Речь Философа
Пришел к Владимиру и греческий миссионер из Византии.
Нестор-летописец
именует его философом,
то есть учителем любомудрия.
Греческий философ у
князя Владимира ,миниатюра Радзивилловской летописи, конец 15 века
Слайд 40Православный проповедник красноречиво представил князю Владимиру священную историю христиан, веру
и обычаи церковные и, наконец, призывая Владимира к покаянию, рассказал
о будущем Страшном суде.
Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822
Слайд 41При этом он показал князю икону с изображением Страшного
суда
Христова. Жившие по правде были изображены справа
и радостно шествовали
в рай. Слева стояли грешники,
обреченные на вечные муки.
М. Лебедев. Князь Владимир рассматривает картину Страшного суда
Слайд 42«Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», —
вздохнув, сказал князь Владимир. «Если хочешь с праведниками справа стать,
то крестись», — предложил философ христианский. «Подожду еще немного», — ответил князь.
Вера только еще созревала в его душе.
Выбор веры князем Владимиром. Картина неизвестного художника на стене Андреевской церкви
Слайд 43Митрополит Илларион об обращение князя Владимира
Киевский митрополит Илларион был современником
сына князя Владимира — Ярослава Мудрого.
В присутствии самого князя
Ярослава и супруги его княгини Ирины митрополит Илларион говорит похвальное слово просветителю Руси — «Слово о Законе и Благодати».
Равноапостольный князь Владимир
В.М.Васнецов
Свято-Владимирский собор в Киеве 1885-95
Слайд 44Проповедник был потрясен глубиной и загадочностью обращения Владимира. Причину обращения
он видит как в духовной одаренности князя, так
и в благодатном
озарении. «Как
ты уверовал? — восклицает митрополит Илларион. — Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться
к небесному?».
Слайд 45И отвечает: «Пришло на него всемилостивое око Благого Бога, и
воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения
и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Возгоревшись духом, князь Владимир, по словам митрополита Илариона, «возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство».
Слайд 46Немногим более тридцати лет прошло со дня кончины князя Владимира,
когда перед всем народом говорил митрополит
такие слова о нем.
Разве мы не слышим в них живое свидетельство о чудесной перемене в жизни
как самого Владимира, так и всей Руси?!
«Святой князь Владимир». Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820
Слайд 47«Похвала князю Владимиру» монаха Иакова
Примерно через двадцать лет после замечательной
проповеди митрополита Илариона киевский монах по имени Иаков
составил свое
похвальное
слово просветителю Руси.
Слайд 48Сочинение монаха Иакова было найдено в прошлом столетии. Начинается оно
так: «Память и похвала князю русскому Владимиру, как крестился Владимир
и детей своих
крестил и всю землю Русскую от конца и до конца».
Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829 Иванов А.А.
Слайд 49Монах Иаков указывает еще одну причину обращения князя Владимира в
христианскую веру. Слышал Владимир о бабке
своей Ольге, как она
ездила в Царьград и приняла там
крещение и как жила после этого добродетельной жизнью.
Слайд 50Тогда и сердце Владимира разгорелось ко крещению. Господь же, видя
хотение сердца его и провидя доброту его, просветил сердце князя
Русской земли Владимира принять святое крещение.
В. Топорков. Крещение князя Владимира
Слайд 51Недаром великая княгиня Ольга день и ночь молилась об обращении
в христианскую веру своего сына, своих внуков
и всего русского
народа. И если Святослав, сын ее, не сумел последовать ее примеру, то при Владимире исполнилось
желание сердца мудрейшей из людей.