Разделы презентаций


История гендерной психологи

Содержание

ГендерГендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение в психологию гендера
Работу выполнили:
Мансурова Яна
Сулимова Ольга

Введение в психологию гендера Работу выполнили:Мансурова ЯнаСулимова Ольга

Слайд 2Гендер
Гендер (англ. gender, от лат. genus "род") — это социальный пол, определяющий поведение

человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл

в использование сексолог Джон Мани в 1955 году.
ГендерГендер (англ. gender, от лат. genus

Слайд 3Гендерная психология
Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения

человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их

соотношением. (Берн)
Гендерная психологияГендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом,

Слайд 4Первый этап
Первый этап (примерные временные границы – 70-е годы)

– это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных

с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Законодательные акты и политические решения (по мнению сторонников либерального феминизма) должны учитывать аспект гендерной нейтральности, отражать идею сходства полов.
Первый этап Первый этап (примерные временные границы – 70-е годы) – это период появления первых гендерно ориентированных

Слайд 5Теория половых ролей Т. Парсонса
Функции должны быть разделены: женщина выполняет

экспрессивную функцию (установление внутреннего баланса в семье), а мужчина –

инструментальную (регуляция отношений между семьей и другими социальными структурами).

Теория половых ролей Т. ПарсонсаФункции должны быть разделены: женщина выполняет экспрессивную функцию (установление внутреннего баланса в семье),

Слайд 6Второй этап
Второй этап развития гендерных исследований соотносится с первой половиной

80-х годов. В тот период времени был широко распространен радикальный

феминизм, который строил свою теорию и практику исходя из различий мужчин и женщин. В идеологии радикального феминизма акцент делался на угнетении, дискриминации женщин. На основе феминистской теории сформировалось теоретическое направление – женские исследования, представляющие собой научное исследование женского опыта: женского восприятия мира, семьи, отношений с мужчинами и др.
Второй этапВторой этап развития гендерных исследований соотносится с первой половиной 80-х годов. В тот период времени был

Слайд 7Третий этап
Начало третьего этапа развития гендерных исследований соотносится с периодом

второй половины 80-х годов. Начинается переход от анализа патриархата к

анализу гендерной системы, факторов, определяющих формирование гендера. Большое внимание в этот период уделяется разграничению понятий «гендер» и «пол». Гендерные исследования как теория и исследовательская практика ориентированы на понимание гендера как социально сконструированного отношения неравенства по признаку пола.

Третий этапНачало третьего этапа развития гендерных исследований соотносится с периодом второй половины 80-х годов. Начинается переход от

Слайд 8Парадигмы исследований
Далее гендерные исследования в западной психологии в основном формировались

в рамках следующих парадигм: 1) парадигма половых (гендерных) различий, развивающаяся

под влиянием полоролевого подхода; 2) парадигма уникальности женской психологии, сформировавшаяся под влиянием критики психоанализа; 3) парадигма социального конструирования гендера, которая оформилась под влиянием социоконструкционистского интеллектуального движения.
Парадигмы исследованийДалее гендерные исследования в западной психологии в основном формировались в рамках следующих парадигм: 1) парадигма половых

Слайд 9Развитие гендерной проблематики в отечественной психологии
До начала 1990-х годов гендерная

проблематика не развивалась, а работ, на которые могли бы опираться

исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.
Предпосылками развития гендерной психологии явился ряд областей психологии.
Развитие гендерной проблематики в отечественной психологииДо начала 1990-х годов гендерная проблематика не развивалась, а работ, на которые

Слайд 10Психология пола
Психология пола – область научного знания, которая объединяла

фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых

отношений. В связи с этим психология пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии. Предметная область психологии пола не имеет четких границ.
Психология пола Психология пола – область научного знания, которая объединяла фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем

Слайд 11Психология половых различий
Психология половых различий – это раздел дифференциальной

психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой

принадлежностью или ассоциирующиеся с ней. Акцент в работах этого направления сделан на выявлении психологических характеристик и особенностей поведения людей разного пола.

Психология половых различий Психология половых различий – это раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или

Слайд 12Психология семьи и брака
Психология семьи и брака – междисциплинарное направление

в психологии, в рамках которого изучаются разнообразные вопросы, такие как:

факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи; ролевая структура семьи; распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера; психологические особенности родителей и их детей.
Психология семьи и бракаПсихология семьи и брака – междисциплинарное направление в психологии, в рамках которого изучаются разнообразные

Слайд 13Этапы развития отечественной гендерной психологии
Развитие отечественной гендерной психологии проходило в

три основных этапа.
Первый этап: дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений

в первой половине XX столетия.
Второй этап: развитие психологии пола во второй половине XX столетия (60–80-е годы). Как заметил И.С. Кон, указанное время в психологической науке можно определить, как период «бесполого сексизма».
В 80-е годы количество работ, посвященных вопросам психологии пола, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристиках между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты. Вторая группа исследований – это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола.
Этапы развития отечественной гендерной психологииРазвитие отечественной гендерной психологии проходило в три основных этапа.Первый этап: дискуссии о психологических

Слайд 14Теория полового диморфизма В.А. Геодакяна
Процесс воспроизводства любой биологической системы

включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, который

стремится сохранить неизменными у потомства все родительские признаки) и изменчивость (благодаря которой возникают новые признаки). Женское начало обеспечивает воспроизводство потомства, передачу характеристик и свойств от поколения к поколению, а мужской пол, как передовой отряд популяции, берет на себя функцию столкновения с новыми условиями существования. Поэтому мужской пол более уязвим, а женский обладает большей устойчивостью и жизнестойкостью к нежелательным воздействиям среды. Суть теории заключается не в противопоставлении мужского и женского начал как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимодополнительности, позволяющих приблизиться к пониманию половых различий.
Теория полового диморфизма В.А. Геодакяна Процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность

Слайд 15Третий этап: психология пола в 90-е годы ХХ столетия. В

предыдущие десятилетия психология пола как научная область знания слабо развивалась.

Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась. Оказалось, что проблемы психологии пола волнуют многих, и люди готовы покупать и читать популярную и научную литературу, посвященную этим вопросам. Большинство последних работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность.
Третий этап: психология пола в 90-е годы ХХ столетия. В предыдущие десятилетия психология пола как научная область

Слайд 16Гендерная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и

развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией,

стратификацией и иерархизацией


Гендерная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола,

Слайд 17Предметом гендерной психологии являются особенности психики, которые связаны с полом.

Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии: -Психология

сравнения мужчин и женщин -Психология женщины -Психология мужчины -Гендерная социализация -Психология гендерных отношений -Гендерная психология лидерства
Предметом гендерной психологии являются особенности психики, которые связаны с полом.   Конкретизация этого положения содержится в

Слайд 18Междисциплинарная связь с другими дисциплинами: -Психология гендерных -дифференциальная психология -Гендерная социализация –

психология развития -Изучение гендерных характеристик личности -психология личности, -Психология гендерных

отношений –социальная психология. -Гендерный подход в консультировании, образовании (и в других социальных сферах) учитывает как социальный фактор так и биологическую основу гендерных различий в психике человека.
Междисциплинарная связь с другими дисциплинами:  -Психология гендерных -дифференциальная психология -Гендерная социализация – психология развития  -Изучение

Слайд 19Основная задача гендерной психологии – познание психологических закономерностей поведения и

деятельности людей как носителей гендерных характеристик, ролей, статусов. Также задачи

гендерной психологии связаны с институциализацией ее как области научного знания и учебной дисциплины, то есть четким определением предмета исследования, конкретизацией направлений развития, обоснованием адекватных методических приемов и принципов исследования, накоплением фактологической базы данных.
Основная задача гендерной психологии – познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей как носителей гендерных характеристик, ролей,

Слайд 20Психологические различия между людьми разного пола

Психологические различия между людьми разного пола

Слайд 21Социокультурная и социобиологическая парадигмы: - Согласно социокультурной модели половая дифференциация является

результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных

ролей. -В рамках социобиологической модели половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями.
Социокультурная и социобиологическая парадигмы:  - Согласно социокультурной модели половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры

Слайд 22Гендерные исследования как междисциплинарная исследовательская образовательная практика. Ключевой вопрос в

гендерных исследованиях - разграничение понятий «пол» и «гендер». Пол относится

к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин, а гендер обозначает не природный, а социокультурный параметр межполовых различий. Предмет гендерных исследований: гендерные отношения, различия и сходство полов( анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин)
Гендерные исследования как междисциплинарная исследовательская образовательная практика.   Ключевой вопрос в гендерных исследованиях - разграничение понятий

Слайд 23ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА ПОЛ: генетический пол (определенный набор генов); гонадный пол

(железы внутренней секреции); морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА ПОЛ:  генетический пол (определенный набор генов);  гонадный пол (железы внутренней секреции);

Слайд 24«ГЕНДЕР»: 1.О.А. Воронина Сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в

мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и

сам результат – социальный конструкт гендера 2 Ш. Берн Социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужская психология», «женская психология», «мужчина», «женщина» 3 Э. Гидденс Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности 4 И.С. Клецина Социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми 5 Д. Майерс Одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека, которая определяется биологическим полом, гендерными стереотипами, гендерными нормами и гендерной идентичностью 6 Дж. Скотт Элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами 7 Р. Гейл Комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности 8 Ю. Батлер Перфомация идентичности в данный момент у данного субъекта под влиянием определенных социальных стереотипов
«ГЕНДЕР»: 1.О.А. Воронина Сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных

Слайд 25в основе психологических различий между мужчинами и женщинами лежат объективные

биологические различия, а вот степень выраженности получаемых психологических различий во

многом определяется спецификой и направленностью воздействия социального фактора, влияющего на этот процесс через социальный заказ общества
в основе психологических различий между мужчинами и женщинами лежат объективные биологические различия, а вот степень выраженности получаемых

Слайд 26Взаимосвязь биологических и психологических характеристик личности. Влияние биологических особенностей человека на

его психическое развитие опосредуется сложнейшей системой связей и отношений. Исходя

из идеи о многоуровневой организации, личность человека можно рассматривать в понятиях объектных и субъектных свойств. К объектным свойствам относят телесные (соматические) свойства, а к субъектным – психические свойства. Промежуточным звеном являются психофизиологические свойства, под которыми понимают совокупность биологических свойств, определяющих особенности поведения человека.
Взаимосвязь биологических и психологических характеристик личности.  Влияние биологических особенностей человека на его психическое развитие опосредуется сложнейшей

Слайд 27 Особенности соматических характеристик
Рост 175
Процент мышц 42%
Масса головного мозга 1394 г
Передний

отдел мозолистого тела больше

Рост 165
Процент мышц 38%
Масса головного мозга 1245

г
Задний отдел мозолистого тела больше
Количество нейронов на 11% больше

У Мужчин :

У женщин :

Особенности соматических характеристик Рост 175Процент мышц 42%Масса

Слайд 28Особенности психофизиологических характеристик
Мышечная сила выше
Сила рук больше
Высокая скорость моторных

реакций
К моменту рождения более зрелое правое полушарие

Мышечная сила

ниже
Короче шаге, при ходьбе
Плавные движения
Пороги чувствительности ниже
Левое полушарие созревает быстрее

У мужчин

У женщин

Особенности психофизиологических характеристик Мышечная сила выше Сила рук большеВысокая скорость моторных реакций К моменту рождения более зрелое

Слайд 29БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика