Разделы презентаций


История и философия науки

Содержание

Формирование базовой парадигмы античной наукиОсновные особенности базовой парадигмы античной наукиФилософские трудности атомизмаЕдиничное и общееВещь и мысльТеория познания ПлатонаКонцепция эйдосаЭйдос как гипостазированная универсалияКритика сенсуализмаЭйдос как умопостигаемая сущностьЗнание как припоминаниеТеория познания АристотеляРоль чувственного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История и философия науки
Тема 3 Формирование базовой парадигмы античной науки

История и философия наукиТема 3  Формирование базовой парадигмы античной науки

Слайд 2Формирование базовой парадигмы античной науки
Основные особенности базовой парадигмы античной науки
Философские

трудности атомизма
Единичное и общее
Вещь и мысль
Теория познания Платона
Концепция эйдоса
Эйдос как

гипостазированная универсалия
Критика сенсуализма
Эйдос как умопостигаемая сущность
Знание как припоминание
Теория познания Аристотеля
Роль чувственного опыта и мышления в познании
Аристотелевская модель научного знания
Материя и форма
Возможность и действительность
Причинность
Концепция истины
Формирование базовой парадигмы античной наукиОсновные особенности базовой парадигмы античной наукиФилософские трудности атомизмаЕдиничное и общееВещь и мысльТеория познания

Слайд 3Установка на познание объективной, т.е. не зависящей от особенностей и

намерений познающего субъекта и, следовательно, вечной и неизменной истины.
Преимущественное внимание

к познанию общего, понимаемого как онтологически первичное по отношению к единичному.
Смысловое сближение понятий «общее», «существенное», «необходимое».
Понимание общего и, соответственно, существенного и необходимого, как доступного не столько чувствам, сколько мышлению – умопостигаемого.
Понимание познания как создания рациональной модели познаваемого объекта.

Основные особенности базовой парадигмы античной науки

Установка на познание объективной, т.е. не зависящей от особенностей и намерений познающего субъекта и, следовательно, вечной и

Слайд 4Философские трудности атомизма Единичное и общее
Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё

возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.
Как объяснить наличие общих свойств у

вещей, состоящих из разных атомов и существующих независимо друг от друга?

Но если для возникновения каждой вещи имеется своя причина, как объяснить возникновение схожих вещей?

Философские трудности атомизма Единичное и общееНи одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании

Слайд 5Философские трудности атомизма Единичное и общее
Так как существование общего в вещах несомненно, надо
или

признать это случайным совпадением
или допустить начало, не сводимое к атомам
(т.е. отказаться от принципа детерминизма),
(т.е. отказаться от самого

принципа атомизма).
Философские трудности атомизма Единичное и общееТак как существование общего в вещах несомненно, надоили признать это случайным совпадениемили

Слайд 6Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый

путь во тьме долины.
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в

сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

Философские трудности атомизма Единичное и общее

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.Земную жизнь

Слайд 7Философские трудности атомизма Вещь и мысль
2 х 2 = 4
10 х

10 = 100
Дважды два – четыре
Two times two equals four
二乘二是四
2 ∙

2 = 4
Философские трудности атомизма Вещь и мысль2 х 2 = 410 х 10 = 100Дважды два –

Слайд 8Философские трудности атомизма Вещь и мысль
Мышление оперирует с особыми объектами, которые называются знаками.
Как материальный

предмет, знак состоит из атомов, но содержащаяся в нём информация относится к другому

предмету, который состоит из других атомов.

Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для хранения, переработки и передачи информации.

Философские трудности атомизма Вещь и мысльМышление оперирует с особыми объектами, которые называются знаками.Как материальный предмет, знак состоит

Слайд 9Философские трудности атомизма Вещь и мысль
ни атомы обозначающего предмета (знака),
ни атомы обозначаемого предмета,
(тогда она не

была бы информацией о другом предмете),
(тогда она не могла бы содержаться в знаке).
Информация

не может рассматриваться как состоящая из атомов, так как этими атомами не могут быть
Философские трудности атомизма Вещь и мысльни атомы обозначающего предмета (знака),ни атомы обозначаемого предмета,(тогда она не была бы

Слайд 10Теория познания Платона Концепция эйдоса
Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид)

– термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»;
у Платона –

трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Теория познания Платона Концепция эйдосаЭйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии,

Слайд 11Теория познания Платона Эйдос как гипостазированная универсалия
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины),

обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Гипостазирование (греч. υπόστσις,

сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).
Теория познания Платона Эйдос как гипостазированная универсалияУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что

Слайд 12Теория познания Платона Эйдос как умопостигаемая сущность
Белый снег можно видеть, тепло воды

– воспринимать посредством осязания,
но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя


идеи белизны и теплоты можно только мыслить.

Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Теория познания Платона Эйдос как умопостигаемая сущностьБелый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания,но белизну

Слайд 13Теория познания Платона Критика сенсуализма
178049'51"
180000'34"
179059'57"
180009'45"
179052'16"
Сумма углов
Треугольник
Математическое знание, как и любое знание общего,

невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.

Теория познания Платона Критика сенсуализма178049'51

Слайд 14Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно

воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.
Теория познания Платона Эйдос как умопостигаемая сущность

Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.Теория

Слайд 15Теория познания Платона Эйдос как умопостигаемая сущность

Теория познания Платона Эйдос как умопостигаемая сущность

Слайд 16Теория познания Платона Знание как припоминание
Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о

единичном можно иметь лишь мнение).
Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная

индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),

а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.

Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Теория познания Платона Знание как припоминаниеНастоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь

Слайд 17Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно
и не могут быть получены из

него опосредованно – путём вывода,
остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного

восприятия,

т.е. ещё до рождения.

Теория познания Платона Знание как припоминание

Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственнои не могут быть получены из него опосредованно –

Слайд 18Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до

рождения нашего тела
и, значит, будет существовать и после его смерти.
А если какие-то

идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.

С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.

Теория познания Платона Знание как припоминание

Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего телаи, значит,

Слайд 19Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании
Единичное «первично

для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе»

(т.е. онтологически).
Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения).
Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью.
Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.
Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познанииЕдиничное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя

Слайд 20Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании
Абстракция (лат.

abstractio, отвлечение) –
1) познавательная процедура (приём исследования), заключающийся в мысленном отвлечении от тех или

иных сторон, свойств или связей предмета;
2) отвлечённое понятие или теоретическое обобщение, образуемое в результате этой абстрагирующей работы мысли.
Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познанииАбстракция  (лат. abstractio, отвлечение) –1) познавательная процедура

Слайд 21Универсалии образуют высший уровень бытия.
Универсалии находятся в самих вещах.
Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных

вещей.
Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.
Платон
Аристотель
Теория познания Аристотеля Роль чувственного

опыта и мышления в познании
Универсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятся в самих вещах.Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных

Слайд 22Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем

предметам данного вида или рода.
Общим у предметов одного вида (рода)

является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.
Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.
Действительность понимается как единство возможности и необходимости.
Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:
общее,
необходимое,
существенное.

Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании

Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.Общим у предметов

Слайд 23... То, что сказывается в сути, есть общее (а общее есть необходимое)…
Аристотель. «Вторая аналитика».
Теория познания

Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании

... То, что сказывается в сути, есть общее (а общее есть необходимое)…Аристотель. «Вторая аналитика».Теория познания Аристотеля Роль

Слайд 24Аристотелевская модель научного знания Материя и форма
Платон
Аристотель
В онтологии Платона единичное и общее (чувственные

вещи и умопостигаемые идеи) представляют собой разные типы бытия (сущностей), отношения между которыми остаются не вполне прояснёнными.
В

онтологии Аристотеля единичное и общее представляют собой разные аспекты бытия, выделяемые и разделяемые нашей абстрагирующей мыслью, но в действительности отдельно друг от друга не существующие; при этом форма в целом соответствует платоновской идее и выступает как носитель общего, но противопоставляется не действительной единичной вещи, а материи (как всего лишь возможности вещи).
Аристотелевская модель научного знания Материя и формаПлатонАристотельВ онтологии Платона единичное и общее (чувственные вещи и умопостигаемые идеи)

Слайд 25Вещь
Вещь
Вещь
Вещь
Род
Вещь
Вещь
Вещь
Вещь
Вид
Вид
Вид
Вид
Род
Земля
Вода
Воздух
Огонь
Первоматерия (чистая возмож- ность)
Материя (возможность бытия)
Бог (форма всех форм)
Формы
С
У
Щ
Н
О
С
Т
И
Выделение общего есть ключ к отделению

необходимого от случайного и, следовательно, к уяснению существенного.
Аристотелевская модель научного

знания Материя и форма

Различение форм и уяснение отношений между ними лежит в основе классификации как исходной операции в построении теоретической модели изучаемого объекта.

ВещьВещьВещьВещьРодВещьВещьВещьВещьВидВидВидВидРодЗемляВодаВоздухОгоньПервоматерия (чистая  возмож- ность)Материя (возможность бытия)Бог (форма всех форм)ФормыСУЩНОСТИВыделение общего  есть ключ к отделению

Слайд 26… Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее

к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к

необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное.

Аристотель. «Метафизика».

Аристотелевская модель научного знания Возможность и действительность

… Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее к закрывающему глаза,

Слайд 27Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую]

форму).
Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις) как незавершённая деятельность, 2)

энтелехия (греч. εντελέχεια) как завершённость.

Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, λόγος), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).

Аристотелевская модель научного знания Возможность и действительность

Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму).Действительность (греч.

Слайд 28по определению (по смыслу),
по существу (по субстанции)
во времени,
так как мы не можем обозначить возможность без ссылки

на соответствующее действительное состояние;
во-первых, как целевая причина, во-вторых, поскольку всё возможное преходяще, а вечное первее преходящего.
так как всякому возможно сущему предшествует действительно сущее, тождественное ему по

виду, но не по числу;

Действительное предшествует возможному

Аристотелевская модель научного знания Возможность и действительность

по определению (по смыслу),по существу (по субстанции)во времени,так как мы не можем обозначить возможность без ссылки на

Слайд 29Как же возможность переходит в действительность?
Это происходит в результате придания

определённой формы неопределённой материи.
Но как и чем обеспечивается такое соединение

материи и формы?
Для ответа на этот вопрос Аристотель расширяет своё учение о материи и форме как принципах (началах) бытия до учения о четырёх видах причинности.

Аристотелевская модель научного знания Причинность

Как же возможность переходит в действительность?Это происходит в результате придания определённой формы неопределённой материи.Но как и чем

Слайд 30О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или

суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению

вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).

Аристотель. «Метафизика».

Аристотелевская модель научного знания Причинность

О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь

Слайд 31Материальная причина – глина
Формальная причина – вид (эйдос)
Действующая причина – горшечник
Целевая причина – назначение
Аристотелевская

модель научного знания Причинность

Материальная причина – глинаФормальная причина – вид (эйдос)Действующая причина – горшечникЦелевая причина – назначениеАристотелевская модель научного знания

Слайд 32Как же возможность переходит в действительность?
Это происходит в результате придания

определённой формы неопределённой материи.
Но как и чем обеспечивается такое соединение

материи и формы?
Для ответа на этот вопрос Аристотель расширяет своё учение о материи и форме как принципах (началах) бытия до учения о четырёх видах причинности.
Знание (οἶδα) причин (основ, начал) отличает, по мнению Аристотеля, научное знание (ἐπιστήμη) от предшествующих ему видов знания: чувственного восприятия (αἴσθησις), опыта (ἐμπειρία) и искусства (τέχνη).
Философия (φιλοσοφία), или мудрость (σοφία), отличается от остальных (обычных) наук тем, что имеет своим предметом не просто принципы (начала), а первопринципы (первоначала).
Другими словами, философия изучает не те или иные виды бытия, а бытие как таковое.

Аристотелевская модель научного знания Причинность

Как же возможность переходит в действительность?Это происходит в результате придания определённой формы неопределённой материи.Но как и чем

Слайд 33Теория познания Аристотеля Концепция истины
Истина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к

Аристотелю, означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.п.,

– объективной действительности.
Теория познания Аристотеля Концепция истиныИстина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к Аристотелю, означает соответствие субъективных

Слайд 34Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно

есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не

есть, – значит говорить истинное.

Аристотель. «Метафизика».

Теория познания Аристотеля Концепция истины

Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а

Слайд 35Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью.
(Veritas est adequatio rei et intellectus).
Фома Аквинский. «Сумма

теологии».
Теория познания Аристотеля Концепция истины

Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью. (Veritas est adequatio rei et intellectus).Фома Аквинский. «Сумма теологии».Теория

Слайд 36Теория познания Аристотеля Концепция истины
Veritas est adequatio rei et intellectus.
Истина определяется как согласованность

между интеллектом и вещью.

Теория познания Аристотеля Концепция истиныVeritas est adequatio rei et intellectus.Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью.

Слайд 37Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика