Слайд 1Учебный курс «Методика обучения изобразительному искусству»
История и теория развития
художественного образования
Савельева Оксана Петровна, доцент кафедры АРиЖ
Слайд 2Лекция 1.
Обучение рисованию
в России до XVIII века
Слайд 5«Песнь радости и печали (Сирин и Алконост)». В.Васнецов,1896 г.
Слайд 7Картина «Человек с филином» ( условное название) полна символизма, для
понимания которого не нужно быть экспертом.
И старик и филин —
символы мудрости. В правой руке старца свеча – символ истины. А возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. Случайно ли художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб? Название картине он дать не успел-погиб. Не секрет, что многие большие художники (поэты, писатели) как бы предвидели своё будущее и зачастую предсказали смерть…
«Человек с филином»
Константин Васильев
Слайд 8«Собирают дань». Н.К. Рерих,1908 г.
Слайд 9РУБЕЖ
В РАЗВИТИИ РУСИ
КАКОЕ СОБЫТИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛИЛА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВА?
Слайд 10Крещение Руси. Васнецов В.М. Фрагмент
Слайд 12В 988 г. в Крещении Руси зародилась Русская Православная Церковь,
что имело эпохальное значение для всех восточных славян (предков русских,
украинцев и белорусов) и многих других народов исторической России. По выражению историка Л.Н. Гумилёва, «победа Православия подарила Руси её тысячелетнюю историю». И надеемся, не только историю прошлую, но и будущую.
Слайд 13Крещение князя Владимира Радзивилловская летопись кон. XV века
Слайд 14Крещение дружины кн. Владимира Радзивилловская летопись кон. XV века
Слайд 16На памятнике ______________________________: Кирилл и Мефодий, Ольга, Владимир Святославович, Авраамий,
Антоний и Феодосий, Кукша, Нестор.
Слайд 17Древняя Русь до и после крещения
Слайд 21В мастерской иконописца, Е.Н. Зайцев, 1998 г.
Слайд 24Годы жизни: 1375 -1448
Основные работы:
Иконы Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел»,
«Архангел Михаил»)
Икона «Живоначальная Троица» 1412 г. (отход от традиционной иконографии)
Роспись
Благовещенского собора Московского Кремля 1405 г. (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца)
Роспись Успенского собора во Владимире, 1408 г. (совместно с Даниилом Черным)
Роспись Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, 1425-1427 гг. (совместно с Даниилом Черным)
Создание трёхъярусного иконостаса
Андрей Рублев
Слайд 25Воплощение нового, возвышенного понимания духовной красоты и нравственной жизни человека
Иконы
ценились и почитались как чудотворные
В 1988 г. канонизирован в лике
преподобного
Итоги деятельности А. Рублева
Слайд 26Мстера, МАЭ РАН, начало XX в. В 1911 году во
Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 -
фольгоуборных, ..
Слайд 28В мастерской художника. Пукирев В.В. 1865 г.
Слайд 30Школы иконописи
длительное изучение технологии изготовления краски, масел и лаков;
освоение технологии,
совершенство рисунка для выполнения «графья»;
обучение техническим приемам письма голов, рук,
ног, складок одежды, растительности, построек;
копирование композиций с подлинников механическое и «на глаз».
Слайд 31Инициалы из «Остромирова Евангелия»
Прорись
Миниатюра из «Добрилова Евангелия»
Слайд 33 — это рисунки-подлинники, где все линии проколоты иголкой.
Ученик должен
был вначале угольным порошком перевести через проколы рисунок на чистый
лист бумаги («припорохом»), а затем прорисовать его согласно образцу.
Только после этого ученик мог приступить уже к непосредственному копированию с подлинников.
Прориси
Слайд 35Первые тетради-прописи и альбомы для учащихся выполнены художником-монахом Никодимом во
второй половине XVII века, в стенах Антониева-Сийского монастыря.
Слайд 36 Прориси фигур и обозначения частей костюма
Слайд 37 Прориси элементов и композиции иконы
Слайд 41Основание. Основанием служит доска или несколько склеенных досок, соответствующим образом
обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев.
Слой клея. Подготовленная доска
проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин, также существуют технологии позволяющие обойтись без проклейки.
Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используют марлю.
Грунт. Грунт – левкас, представляет собой смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски.
Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон или другие элементы, то позолота выполняется до нанесения красочного слоя.
Красочный слой, или живопись. Традиционно используется яичная темпера
Защитный слой – олифа или специальное масло
http://zograf.ru/tehnika.htm
Икона
Слайд 43
Сошествие Святого духа на апостолов. И.Владимиров, 1666 г. Москва,
Церковь Троицы в Никитниках. Единственная атрибутированная икона
Слайд 44 русский живописец и знаменщик Оружейной палаты, уроженец Ярославля; участник
крупных живописных и стенописных работ в Москве в 40 —
60-х годах XVII в. (росписей Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, церкви Троицы в Никитниках); друг и соратник Симона Ушакова, автор первого русского трактата об искусстве, составленного в форме письма
«Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу» (1656—1658 гг.)
ВЛАДИМИРОВ ИОСИФ (Осип)
(?? - уп. 1642—1666)
Слайд 45Это сочинение — редкий образец русской теоретической мысли XVII столетия
в гуманитарной области.
Оно открывается обращением к Ушакову и состоит
из двух частей. В первой, включающей 36 глав, кратко излагаются высказывания об искусстве древних авторов.
Вторая посвящена полемике с сербским архидьяконом Иоанном Плешковичем — апологетом консервативных взглядов на искусство. Суть этой полемики состоит в попытке согласовать традиционные эстетические представления с новаторскими приемами художественного мышления, активно проникавшими в XVII -м столетии на Русь с Запада.
Слайд 46Конформизм автора проявляется в разделении им древней традиции на истинную
и ложную: то есть не все древние обычаи завещаны Богом,
есть и такие, что придуманы людьми и, следовательно, могут быть ошибочными и вредными. Так, например, «в старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев».
Слайд 47Ревнители старой манеры письма (вроде протопопа Аввакума) доказывали, что святых
надо изображать с темными ликами и изможденными телами. В. возражает:
не весь «род человеч во едино обличий создан», и не все «святыи смуглы и скудны» были плотью. Да и не были все древние иконы изначально темны по колориту, напротив — они были ярки и «светоносны — это время наложило на них свою печать. Многие святые при жизни были «благообразны»; даже если и был он изможден и темен ликом, то после смерти «просветится лице его паче солнца», и именно таким и нужно его изображать. Ведь в красоте Богоматери и святых люди должны увидеть изначальную красоту человека, которая дарована была ему Богом, и которую он утратил в грехопадении.
Слайд 48Трактат В., благодаря содержащимся в нем рассуждениям о прекрасном, можно
назвать первым в русской науке искусствоведческим исследованием. Здесь впервые в
качестве основного при оценке произведений живописи выдвигается критерий художественности. Подлинно художественное изображение исполнено тонкой, благородной, одухотворенной, чувственно воспринимаемой красоты — так В.И. формулирует эстетический идеал своего времени, состоящий в единстве красоты, истинности и святости. Красота для В.И. неотделима от «живоподобия», которое является необходимым качеством произведения, ведь им отличались первые изображения, «истинные подобия» Христа (Плат Вероники, см. Спас Нерукотворный) и Богоматери («портрет», написанный евангелистом Лукой с натуры).
Слайд 49Благосклонное восприятие провозглашенного художниками западноевропейского Возрождения эстетического идеала как сочетания
красоты и жизнеподобия означало также и принятие западного искусства в
качестве образца для подражания. В.И., в отличие от своих оппонентов, проклинающих «латинскую ересь», с восхищением отзывается об изяществе и высоком профессионализме западной живописи.
Слайд 50Вообще вопрос профессионализма художника поставлен в труде В.И. очень остро.
В середине XVII в. Русь была наводнена продукцией иконного «ширпотреба»
— дешевыми, малохудожественными поделками «богомазов»-самоучек. В.И. с беспокойством замечает, что многие иконы «таково ругательно писаны», что изображенные на чих святые «и не походили на человеческий образы, но на диких людей обличием подобие наморано». Такие иконы не могут, до мнению В.И., выполнить основной своей функции — возвести человека к первообразу, ибо какая может быть вера от образов, которые «неуки человеки и невежди по своим волям марают неистове и зловидно».
Слайд 51В этой связи В.И. ставит проблему художественного образования, которое должно
развиваться по примеру Запада, где маститые художники воспитывают учеников, и
создаются художественные школы, где (это особенно важно) учат писать человеческие тела с натуры и по анатомическим таблицам. В тесной связи с вопросами профессиональной выучки находится проблема нравственного самосовершенствования. Не только «со многим тщанием и усердием» надо работать художнику над святым образом, но «должно есть прежде ему стяжати правду, снискати же кротость и обрести разум и прочил к сим подобный нравы».
Слайд 52Связь искусства с профессионализмом, знанием и нравственностью прокламирована в названии
первой главы «Послания» В. И. — «О премудрой мастроте живописующих
сии речь, о изящном мастерстве иконописующих и целомудренном познанию истинных персонъ. и о дерзостном лжеписании неистовых образов».
Таким образом, В.И. в своем трактате выступает как приверженец нового, «прозападного» художественного стиля, ставящего во главу утла собственно «живописность». Его традиционализм проявляется, однако, в приверженности старинной иконографии и отрицании символики аллегорических изводов, появившихся в XVI веке и принятых Московским собором 1554 года.
Слайд 53В.И. резко выступает против «баснотворств» в вольном истолковании сюжетов священной
истории. Его недоумение, например, по поводу изображения Саваофа в человеческом
облике, ибо его никто никогда не видел («Божия бо существа невозможно видети ни ангелом, ни человеком»), в целом соответствует той же реалистической, как мы бы теперь сказали, установке искусства, которую он пропагандирует в своем трактате. «Премудрый» художник, по мнению В.И., «яково бо, что видит или в послествовании слышит, так и во образах, рекше в лицах, начертавает и противу слуху и видения уподобляет».
Слайд 54Особенно наглядно это можно видеть в портретах живых людей, которые
в то время стали появляться и на Руси. Идеалом для
русского живописца последней трети XVII века становится «реалистический» (с элементами идеализации) западноевропейский портрет XVI — XVII вв., принципы которого Симон Ушаков пытается экстраполировать на религиозную живопись
Историческое значение «Послания» В.И. состоит в том, что оно документально отразило поворот русской эстетической мысли от средневековых идеалов к новому, в основе своей реалистическому, а значит, светскому пониманию искусства.
Слайд 55Владимиров желал приблизить русское искусство к общеевропейскому уровню, сохранив в
нем национальные традиции.
Слайд 56крупнейший художник своего времени, «жалованный» иконописец Оружейной палаты, выполнял разные
работы. Он являлся представителем целой школы художников, которые заложили традиции
в иконописании, дожившие до XIX века.
В ответ на работу Иосифа Владимирова он написал трактат «Слово к любителям иконописания».
Симон Ушаков (1626–1686)
Слайд 61Это был заметный шаг в развитии русского иконописного и живописного
в целом искусства. Это был прорыв в будущее. В светское
искусство. Вот несколько цитат из трактата Симона Федоровича Ушакова.
«Премудрый художник всех умных тварей и вещей, сотворивший человека по образу и подобию своему, дал ему душевную способность начертать образы этих тварей, что называется, фантазией и отдельным лицам от природы дал дарование с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым»
Слайд 62Он так же, как и Владимиров, сдержан по отношению к
новшествам, которые становились модными среди молодых художников. Он уважает великих
иностранных мастеров и их высказывания по поводу иконописного искусства. Он против невежества не только обывателей, но, главным образом, самих молодых художников, которые, не желая учиться опыту прошлого, пытались искать что-то новое, оригинальное. Ушаков предостерегает молодых живописцев от подобных шагов и говорит в своем литературном произведении, что он начал создавать гравированную «Азбуку искусства». В ней он дает анатомические рисунки человеческого тела.
Слайд 63В России художественное образование первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки
иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В
артелях («командах») иконописцы и резчики в процессе исполнения заказов обучали молодых художников-подмастерьев. В XVII в. центром художественного образования, иконописного и резного мастерства становится Оружейная палата в Москве.
Художественное образование
в России до XVIII в.
Слайд 64«…Не только сам Господь Бог является художником иконописания, но и
все существующее, благодаря чувству зрения, может получить эту силу вследствие
тайной и удивительной хитрости; всякая вещь, представшая перед зеркалом, в нем свой образ напишет по дивной божьей премудрости. Разве не чудо этот удивительный образ?.. Также в воде, на мраморе и на иных вещах, хорошо выглаженных, мы видим без всякого труда одновременно написанными образы всяких предметов…
Слайд 65« Но, по нерадению нашему, ища земной прибыли более, чем
божественной славы, мы делаем это дело небрежно. Многие, будучи мало
искусны в художестве, пишут скорее достойное смеха, нежели благоговения и умиления, чем возбуждают гнев Божий и обрекают себя на поругание чужестранцам с великой срамотой перед честными людьми, о чем я, грешный, сожалею, заботясь о доме и любя благолепие его святого храма. Имея от Господа Бога талант иконописательства… не хотел я его скрыть в землю, чтобы не принять за то осуждение, но попытался в своем старании перед Богом выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем художестве, и решил их вырезать на медных досках, чтобы искусно напечатанные образцы пошли на пользу всем любителям этого достойного искусства; я надеюсь, что все с благодарностью воспользуются этим залогом моей любви, когда увидят, как может много это помочь им в том, чтобы хорошо писать честные иконы…»
Слайд 66Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е, ГТГ)
Слайд 67Парсуна «Царь Михаил Федорович на коне»
Слайд 68– название этой разновидности портретной живописи происходит от искаженного слова
«персона».
Этим понятием обычно обозначают тип русского портрета, существовавший в
XVII столетии, предполагавший изображение конкретных исторических лиц, однако техника и образный строй парсуны практически не отличались от иконы.
Даже в конце XVII века, когда появились портреты, выполненные на холсте в технике масляной живописи, их отличала неестественность, застылость поз и жестов.
Парсуна
Слайд 69В XVII столетии, когда в России усиливались светские тенденции и
обозначился острый интерес к европейским вкусам и привычкам, художники стали
обращаться к западноевропейскому опыту. В такой ситуации, когда наблюдаются поиски портретности, появление парсуны вполне закономерно.
Слайд 70Характерной чертой парсуны было то, что она лишь условно передавала
портретное сходство. По стилистическим же особенностям она была тесно связана
с иконописью, сохранив идеальность и каноничность, плоскостное узорное письмо. Нередко она исполнялась на деревянной доске с ковчегом, что еще более усиливало ее близость к иконе.
Являясь первыми светскими парадными портретами, парсуны воспринимались как знак престижности. Парсуна хорошо подходила для культивируемой в княжеско-боярской среде церемониальной обрядности торжественного придворного этикета, для демонстрации высокого положения модели.
Слайд 71Иван Грозный. Парсуна. Копия. Вторая половина XVII в. Национальный музей.
Копенгаген
Слайд 72Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
В парсуне
всегда было главным – подчинение сословным нормам: столько значительности и
импозантности в персонажах. Внимание художников сосредотачивается не на лице, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено…
Слайд 73Рационализм
Становление научного знания
Секуляризация культуры (освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация
культурного творчества.)
Ориентация на западноевропейские образцы.
Характерные признаки культуры XVIII века
Слайд 74Использование иностранных технических новинок (водяной двигатель, подзорная труба, нарезное оружие)
Появление
учебных заведений: Заиконоспасская школа подъячих (1665 г.), Славяно-греко-латинская академия (1687
г.)
Типографическое издание учебной литературы и светских книг, открытие школ для начального обучения грамоте
Приглашение образованных людей из других стран для работы в России – поляки, литовцы, греки
Исследование Восточной Сибири землепроходцами: С. Дежнёвым, В.Поярковым, Е.Хабаровым, В.Атласовым
Образование и наука в XVII веке
Слайд 75Отставание России в социально-экономическом, культурном и военном отношении от европейских
государств
Предшествующие попытки преобразований XVII в. Реформа царя Алексея Михайловича и
Федора Алексеевича
Поездка Петра I в Европу в составе великого посольства 1697-98 гг.
Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта
Личные качества Петра I (энергичность, трудолюбие, упорство, «железная» воля, любознательность)
Реформы Петра I - предпосылки
Слайд 76Бессистемность и отсутствие четкого плана
Масштабность
Внедрение новшество во все сферы жизни
Особенности
реформ Петра I
Слайд 78Укрепление могущества в России в XVIII веке, реформы Петра I
вызвали общий подъем культуры в стране.
Появилась большая потребность в
людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации в книгах по военному делу, по медицине, ботанике и другим наукам.
Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях.
Результаты реформ
Слайд 79Школы для дворянства Частные пансионы, Шляхетские корпуса
Высшее образование и науки
Славяно-греко-латинская академия, Академия наук, Московский университет, Академия художеств, Смольный институт,
Сухопутный Шляхетский корпус
Специализированные школы Навигацкая, Артиллерийская, Горные, Инженерные
Школы для духовенства Духовные школы и семинарии
Школы для горожан городские и мещанские училища
Низшие школы Епархиальные, Цифирные, Гарнизонные, Адмиралтейские
Школы в России
Слайд 80В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует ПЕРВУЮ
светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но
и рисовали с натуры. Руководил этой школой Григорий Одольский, а затем его брат Иван.
Рисовальные школы
Слайд 81Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты. Рисование начинает
широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения.
Слайд 83Пособие Иогана Даниила Прейслера
1734 г.
Титульный лист
Страница из пособия
Слайд 84 Иоган Даниил Прейслер
(1666 – 1737 гг. ) г. Нюрнберг
Президент
рисовальной школы в Нюрнберге.
Слайд 85Система
И.Д. Прейслера
Рисование отдельный предметов
Рисование частей тела
Рисование фигуры
Слайд 90Образцы для рисования фигуры и драпировки
Слайд 94http://www.practicum.org/index.php?option=com_content&view=article&id=62:2010-03-14-06-49-10&catid=45:metods&Itemid=9
http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/preissler1722bd2
http://www.labirint.ru/office/372147/
http://hopefish.ru/istoriya/risovalnaya-kniga-preislera/
http://www.arthistoricum.net/themen/themenportale/geschichte-der-kunstgeschichte/quellen-zur-geschichte-der-kunstgeschichte-digital/johann-daniel-preissler-1666-1737/
Система Прейслера. Рисовальное художество
Слайд 95В книге была изложена четкая система обучения рисованию от рисования
геометрических фигур до изображения фигуры человека и светотеневого рисования.
Система Прейслера
обладает четкой последовательностью, методический материал изложен от простого к сложному.
Каждая таблица его пособия содержит анализ формы и этапы изображения объекта.
В основе методики обучения лежали научный метод и рисование в натуры с геометрическим анализом формы.
Слайд 96После того, как пройден полный курс начального рисования, автор советует
возвратиться назад, ибо «повторение — мать учения», и перемежать теорию
с практикой. Для этого Прейслер рекомендует заняться копированием «хороших образцов» — печатных оригиналов — «Рафаела, Каратчи, Ланфранко, Квидрени, Доменикино, Пуссена, ...с «академий» Шустера, которые за несколько времени перед сим в Вейтельской книжной лавке тушевальною работою на свет произошли».
Но на этом автор рекомендует не останавливаться, а сразу же переходить к рисованию с натуры. Он предлагает изданную им «Анатомию для живописцев», где пишет: «Потом можно приступить и к неодушевленным предметам и, как мы говорить обыкли, по круглости рисовать, пока такая способность получена будет, чтоб и с живого рисовать можно было».
Слайд 97получил высокую оценку современников, долгое время оставался единственным пособием по
методике обучения рисунку и использовался как в общеобразовательных, так и
в специальных художественных школах.
Однако эта книга стала использоваться как книга образцов для копирования. Так, что обучение по системе Прейслера проходило не на основе рисования с натуры (сторонником чего он являлся), а на механическом перерисовывании таблиц из книги Прейслера. Это дало повод назвать метод Прейслера догматическим, «копировальным» методом.
Труд И.Д. Прейслера
Слайд 98Профессиональное обучение
первой половине XVIII века специальное художественное образование русские
художники получали за границей.
мастерские живописи Ивана Петровича Аргунова, Пьетро Ротари
(с 1756 по 1762),
Мастерские скульптуры Роллана.
Ведущим предметом в этих мастерских был рисунок, практика велась без отрыва от науки
(Лосенко, Саблуков вышли из школы И.Аргунова).