Слайд 2Цель преподавания дисциплины
Изучить исторические и мировоззренческие корни искусства ХХ
века.
Выделить быструю смену направлений, распад стилевой целостности, конфликт
между официальным и передовым искусством.
Рассмотреть современное искусство: новые пространства, взаимопроникновение смежных дисциплин, новые системы.
Сформировать у студентов навыки анализа формы и содержания произведений.
Слайд 3План работы
Зарубежное искусство ХХ века.
Начало художественного процесса Новейшего времени.
Быстрая смена течений в искусстве.
Расцвет передового искусства, обращение к
субъективной реальности. Современное искусство: новые пространства, взаимопроникновение смежных дисциплин, новые значения и системы.
Слайд 4Американская живопись I половины XX века. Роберт Генри (1865-1929) и
его школа (Слоун, Глаккенс, Шинн, Лакс). Тема современного города в
жанровых произведениях «Восьмерки» или «Школы мусорных (помойных) ведер».
Слайд 6Уильям Глаккенс, 1901-1930 гг.
Слайд 7Эверетт Шинн “Субботняя ночь”, 1905
Слайд 8Everett Shinn “Зима на 21-ой улице, Нью-Йорк” , 1899
Слайд 9Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Эдуард Хоппер (1882-1967) и поиск «национального»
стиля со знаками американской культуры: одиночество и отчуждение, анализ и
гиперреализм, изображение социальных противоречий и отстранение от изображаемой реальности в картине «Комната в отеле» (1931).
Слайд 10Джордж Беллоуз. «Ставьте у Шарки!». 1909 г. Кливленд, Художественный музей.
Слайд 12«Монументальный и героический» стиль мексиканской настенной живописи: Ороско, Риверы и
Сикейроса использует язык разных художественных систем от народного искусства экспрессивными
средствами до итальянской фрески эпохи Возрождения. Цикл росписей в Национальной подготовительной школе отображают события революции 1910-1917 годов.
Ривера “Раздача оружия рабочим”, 1928
Слайд 16Сикейрос, Полифорум, 1971, Мехико
Слайд 17Политическая публицистичность, национальное своеобразие, демократизм обобщенно-экспрессивных образов графики Мексики: Мендес,
Бельтран, Бустос, Хиггинс. Леопольдо Мендес (1902-1969) и его «Мастерская
народной графики» (с 1937 года) награждены международной премией мира.
Мендес "Казнь". Гравюра на линолеуме. 1949.
Слайд 18Абстракционизм («удалять», «отделять») - обозначение процесса обобщения и упрощения видимой
реальности, искусство абстрагирования.
Абстракция («отвлечение»), абстрактное искусство способно трогать и
возвышать душу.
«Вчувствование» в предмет и «моделирование» эмоций дают самовыражение.
Различают три направления беспредметного искусства: Малевич, Мондриан строят неизобразительные пространства через цветовые плоскости; Супруги Делоне, Клее, Файнингер понимают пространство как среду для создания цветового спектра; Кандинский, Марк предпочитают интеллектуально-духовное пространство.
Слайд 19Кубофутуризм в России, «заумь» и свобода обновления стиля, «сверхразумный язык»
и формальные средства выражения содержания на живописной поверхности картины. Супрематизм
(абсолютное превосходство) - русское течение XX века. «Черный квадрат» Малевича (1915) - пространственно-символическое воображение, минимальность предела формы, философская система цвета, современное решение проблемы времени.
Слайд 20Обращение к национальной традиции, примитивизм в творчестве Гончаровой и Ларионова.
«Манифест лучизма» (1915) как «синтез кубизма, футуризма и орфизма (влияние
научных открытий).
Слайд 21Орфизм Робер Делоне (1885-1941) - закономерность взаимных проникновений и пересечений
основных цветов спектра и криволинейных поверхностей.
La ville de Paris,1910-1912
гг.
Слайд 22Робер Делоне. Марсово поле: Красная башня, 1910
Слайд 23 «Голубой всадник» - объединение мюнхенских живописцев (1911, Ф. Марк
и В. Кандинский) посвящает себя абстрактным экспериментам. Ритмическая динамика цветовых
пятен и линий в произведениях Василия Кандинского (1866-1944) создает беспредметный стиль, позволяющий раскрепостить формы и цвета для наделения их «чисто духовным содержанием», «музыкальностью» («Голубые небеса», 1940).
Слайд 24Авангардизм Фернан Леже (1881-1955) в живописи «Досуги» (1948-1949), «Строители» (1950)
передаёт гармонический дух современности.
Слайд 26Беспредметный стиль Пит Мондриана (1872-1944) – «равновесие неравных, но эквивалентных
противоположностей» или «неопластицизм» (движение «Де Стейль») – представляет абстрактный коллаж
с черными полосами и цветными прямоугольниками.
Натюрморт с кувшином и имбирём II, 1912
Слайд 27Пит Мондриан. Буги-вуги на Бродвее, 1942-1943
Слайд 28 «Магические квадраты» швейцарца Пауля Клее (1879-1940) – это зашифрованные
цветовые композиции. Их называют текстильными, «кружевными» картинами-загадками.
На бульваре в
Тунисе.
Слайд 29Кубизм «вербализирован» (устно заявлен). У Брака он представлен «в чистом
виде» (1908, галерея Канвайлера). Кубизм Пикассо утверждается как некая пластическая
система (1909, выставка у Воллара). «Вторая волна» кубистов связана с группой «Золотое сечение» (объединение «Пюто») 1912 года (Жан Вийон).
Слайд 30Дадаизм («дада» - деревянная лошадка) – нигилистическая направленность (1915-1922) протеста
на предметы повседневного обихода с проповедью бессмыслицы и антиискусства в
Цюрихе, США и Европе. Искусство приравнивается игре. Свобода поступка выражена в декларации идеи: произведением искусства может стать любой объект из привычного окружения.
Слайд 31Провокации Марсель Дюшана (1887-1968), «реди-мейд» - «готовые изделия» закладывают предпосылки
концептуального искусства.
Слайд 32Участие в движении Ханса Арпа, Гуго Балль, Тристана Тцары, опубликовавшего
«Манифест дада» в третьем выпуске журнала «Кабаре Вольтер» в Цюрихе.
Слайд 33Сюрреализм - преемник дадаизма, мистический характер искусства, воспроизводящий то, что
«за ней» - реальностью. Значение подсознания, интуитивизма (А.Бергсон) и автоматического
письма, психоанализа (З.Фрейд) в «Манифесте сюрреализма» Андре Бретона (1924), заложившего позитивные основы нового способа творчества. Это спонтанное проникновение в суть вещи и подсознательное побуждение, лежащее в основе психического акта.
«Меланхолический кошмар»
Слайд 34Сюрреализм предполагает изоляцию мышления и сознательной воли для создания творческого
состояния. Он выдвигает две тенденции, близость к абстракционизму и натурализм
в показе воображаемой реальности. Художники реализуют темы: метаморфозы реальных предметов и существ, гибриды, симбиозы, переработка классических произведений, обращение к популярным эмблемам искусства.
Фрида Кало, Маленькая лань, 1946
Слайд 35Общие направления поиска для характеристики стиля показывают М.Эрнст и А.
Массон, Х.Миро и Ив Танги, С.Дали и Р.Магритт: от выворачивания
образов наизнанку, несовместимость предметов до экспериментов с «биоморфными абстракциями».
Око безмолвия (The Eye of Silence).
1943-44. Масло, холст. Художественная галерея Университета Вашингтона, Сент-Луис, Миссури, США.
Слайд 36Макс Эрнст (1891-1976) утверждает: то, что не считалось искусством –
это и есть искусство. «Слон Целебес» («Не женат», 1921).
Слайд 37Хоан Миро (1893-1983) – это пиршество цвета и фантазии, равновесия
«экспрессивного минимализма». «Карнавал зверей» (1924-1927, более 130 картин).
Прекрасная птица,
извещает влюбленную пару о присутствии чужака. Из серии Созвездия. 1941. Нью-Йорк, Музей современного искусства
Слайд 38Александр Колдер (1898-1976) предлагает забавные механизмы («мобили»).
Слайд 39Генри Мур (1898-1986) исповедывал принцип чистой формы, смешивая примитивизм с
модернизмом. «Король и королева» (1952-1953).
Слайд 40Альберто Джакометти (1901-1966) закрепляет эффект экзистенционализма, показывая людей-призраков, изнурённость и
уязвимость человека.
Слайд 41 Рене Магритт (1898-1967) приводит зрителя к идее двусмысленности окружающего,
ведь предметы и события отдалены друг от друга парадоксальными противопоставлениями.
«Прогулка Эвклида» (1955).
Слайд 42Ив Танги (1900-1955) пронизывает предметы мистическим холодом и сверхестественным светом.
Атласный камертон, 1930-е годы.
Слайд 43Сальвадор Дали (1904-1989) выявляет абсурдные и параноидальные смыслы, которые насытят
жизнь и искусство. «Тайная вечеря» (1955) превращена в монументальный апофеоз.
Слайд 44Эпоха неоавангарда – это художественные движения от поп-арта к концептуализму.
Искусство
избавляется от элитарности и становится демократичным.
Между высоким искусством и
массовой культурой возникает популярное искусство: термин предложил Лоуренс Аллоуэй.
Бунт против традиции есть утопия.
Двойственность неоавангарда состоит в том, что художники анализируют искусство как особую социальную институцию.
Они не изобретали «новое», а обращали интерес к существующим изобразительным системам.
Отказываясь от претензии на оригинальность, поп-арт использует анонимные образы массовой культуры, которые тиражирует.
Фигуративность поп-арта выглядит обманчиво, ибо опосредовано опирается на массмедиа.
Слайд 45Тезис канадского философа Маршалла Миклюэна гласит: «Средство и есть сообщение».
С 1960-х и 1970-х годов новые направления авангарда используют наследие
дадаизма, разнообразные материалы (технику), формы пространства и времени. Стремятся разрушить границы между искусством и жизнью. Роберт Раушенберг (р. 1925) назван «неодада», последователем М.Дюшана.
Слайд 46«Ассамбляж» («комбинированная живопись») – искусство объекта, комбинация предметов на плоскости
или в пространстве. «Кровать» (1955) как повседневная жизнь выбрана предметом
искусства.
Слайд 47Он переработал коллаж в шелкографию: соединение фрагментов разной печатной продукции.
Без названия, 1954
Слайд 48Джеспер Джонс (р. 1930) воспроизводит вещи, ставшие в сознании обывателя
эмблемами. «Три флага» (1958) - это живописная тавтология.
Слайд 49Картины-муляжи М.Джонса представляют флаги, географические карты, мишени.
Слайд 50Арман (Фернандес, р. 1928) составил ассамбляж “Кисточки, гуашь, я” 1990,
доводя до логического завершения идеи кубистов.
Слайд 51Изменился имидж художника Энди Уорхола (1925-1987): бизнесмен, знаменитость, богач. Мэрилин
Монро (1962) – синоним стиля новой жизни. Механический характер образа
создан штампованным станком. Поп-арт изгнал личность художника из произведения.
Слайд 52Магия престижной торговой марки «Уорхол» нивелировала любую идеологию: раскупались портреты
Ленина и Мао Цзедуна. Поп-арт обрёл статус национального стиля в
США.
Слайд 53Произошла эстетическая револоция в искусстве, она выдвинула новые виды и
жанры.
Оп-арт («оптическое искусство», с 1965). Кинетическое искусство (демонстрация движения,
с 1961).
Поп-арт (популярная коммерческая культура как сырье). Фотореализм, концептуальное искусство (художник-режиссер-постановщик композиции), хэппенинг - перформанс (сюжетное действие с приемами театра, музыки, литературы, живописи, скульптуры).
Боди-арт (преобразование тела человека в произведение искусства - «живая скульптура», с 1961).
Лэнд-арт (фото и чертежи воспроизведенной природной среды).
Слайд 54Концептуализм – отказ от создания произведения. Есть мнение, что искусство
закончилось. Оно везде, всё одинаково: ценно-«бесценно», важно-неважно, красиво-безобразно. Статья «Искусство
после философии» (1969) Джозефа Кошута (р. 1945) выдвинула лозунг «Искусство как идея». Творческий акт сокращён до намерения, похож на афоризм. Диалог ведут «первая реальность» (тексты, предметы) и авторский взгляд на неё.
Слайд 55Перфорации (пробурить, просекать) Лучио Фонтаны (1899-1968) перемещают картину в физическое
пространство галереи. «Пространственная концепция» (1959) имеет прорывы в холсте, исключает
иллюзии, вовлекает пустоту. Фонтана основал направление «Спациализм» («Пространство»).
Слайд 56Ив Клен (1928-1962) предложил «Аксонометрии» (1960), отпечатки на бумаге с
помощью обнажённого женского тела.
Слайд 57Роберт Смитсон (1938-1973) проложил бульдозером «Спираль Джетти» (1970-1972, Великое Солёное
озеро, штат Юта, США).
Слайд 58 Болгарин Кристо (Христо Явачев, р. 1935) ввёл идею упаковки.
Ирония автора присутствует в несоответствии недолговечного «строительного материала» (синтетическая ткань
на основе полиамида) и самого сооружения «Понт-Нефа» (1975-1985).
Слайд 59Абстрактное и фигуративное искусство не противоставляются в «упакованном» творении «Стена
Аврелия» (1973).
Слайд 60Традиционное деление на виды искусства отступает в проекте «Рейхстаг» в
Берлине. Понятие «произведение искусства» резко расширяется.
Слайд 611980-е годы происходит возвращение к изобразительности, к традиционным краскам и
инструментам.
Парадоксальность постмодернизма, переходность его состояния, отказ от новых подходов
и собственных путей, (любую образность в новый контекст, снижение роли художника и объекта), преобладание эклектизма, возрождение традиционных художественных центров.
Деидеологизация творчества (впитывание творческого наследия различных направлений) итальянского трансавангарда, американского движения «настенных живописцев» («граффити»), анахроническая живопись итальянских и немецких художников.
Слайд 62Современное искусство: новые пространства, взаимопроникновение смежных дисциплин, новые значения, новые
системы.
Сближение живописи и фотографии, их соперничество.
Вопросы о специфике
искусства, отличие от науки и техники, о соревновательном начале в творческой деятельности, прогресса в искусстве, традициях.
Видеоарт - эксперименты в области электроники: не системы передач информации, а техника телевидения, применение фиксированной камеры и действие, разворачивающееся в реальном пространстве.
Слайд 63Компьютерная графика - синтезирование образов и имитация трехмерной действительности, перемещение
в область повседневной жизни при создании параллельных реальностей, доступных благодаря
средствам массовой информации.
Промышленный дизайн – комплекс и эстетизация пространства, поиск наилучшего сочетания формы и функций предметов.
Вторжение искусства в мир моды, участие стилиста.
Слайд 64Основная литература.
Андреева, Е. Постмодернизм: учебное пособие.- СПб., 2007.
Арган, Д. Современное
искусство, 1770-1970.- М., 1999.
Большая история искусства: Т.12-13: ХХ век.- М.,
2009.
Герман, М. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века: учеб. пособие.- 2-е изд., исправ.- СПб., 2005.
Иконников, А. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность: в 2-х т.: Т.1.- М., 2001.
Иконников, А. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность: в 2-х т.: Т.2.- М., 2002.
История античного искусства. История искусства зарубежных стран до ХVIII века. История зарубежного искусства ХVIII – ХХ веков: учебно – методическое пособие.- Красноярск: КГХИ, 2006.
Маклакова, Т. Архитектура двадцатого века: учебное пособие.- М., 2001.
Мировое искусство: направления и течения от импрессионизма до наших дней.- СПб., 2006.
Мировая художественная культура: ХХ век: Изобразительное искусство и дизайн: учебное пособие.- СПб., 2008.
Орельская, О.Современная зарубежная архитектура: учебное пособие для вузов.- М., 2007.
Покровская, Н. История искусства ХХ века: учебное пособие.- Красноярск: КГХИ, 2008.
Рид, Г. Краткая история современной живописи: учебное пособие.- М., 2006.
Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия.- М., 2007.