Разделы презентаций


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Содержание

Лекция 2 МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО МИРА

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Слайд 2 Лекция 2
МЕДИЦИНА
АНТИЧНОГО МИРА

Лекция 2 МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО МИРА

Слайд 3 План:
1. Влияние религии на медицину Античного мира.
2. Становление светской

медицины.
3. Влияние философии на медицину Античного мира.
4. Основные медицинские

школы Древней Греции и Древнего Рима.
5. Гиппократ – отец медицины.
6. Гален – отец анатомии.



План:  1. Влияние религии на медицину Античного мира.2. Становление светской медицины. 3. Влияние философии на

Слайд 4Первый вопрос

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА
МЕДИЦИНУ АНТИЧНОГО
МИРА

Первый вопросВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НАМЕДИЦИНУ АНТИЧНОГОМИРА

Слайд 5ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
(XXVIII -I вв.до н.э.)

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (XXVIII -I вв.до н.э.)

Слайд 6ДРЕВНИЙ РИМ
(VIII в. до н.э. – I в. н.э.)

ДРЕВНИЙ РИМ (VIII в. до н.э. – I в. н.э.)

Слайд 7ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ОБ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЕ
Мифы Древней Греции и Древнего
Рима

(мифология).

Эпические поэмы «Иллиада» и
«Одиссея» (Гомер)

Труды древнегреческих историков (Геродот, Фукидит

и др.), философов (Аристотель, Платон и др.), врачей и естествоиспытателей
(Гиппократ, Гален, Соран и др.).

«Гиппократов сборник»
(III в. до н.э.).

Гомер

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ОБ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЕМифы Древней Греции и Древнего 	Рима (мифология).Эпические поэмы «Иллиада» и 	«Одиссея» (Гомер)Труды древнегреческих

Слайд 8 АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку (от греч. antropo- человек + morfe-

форма, вид); перенесение присущих человеку свойств на внешние силы природы

и приписывание
их мифоло-
гическим
существам.


ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИИ и РЕЛИГИИ АНТИЧНОГО МИРА

АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку (от греч. antropo- человек + morfe- форма, вид); перенесение присущих человеку свойств на

Слайд 9 ПАНТЕИЗМ –
(от греч. pantheion - место, посвященное всем богам);


в политеизме - выделение группы верховных богов (напр., в Древней

Греции -
Олимпийских).
ПАНТЕИЗМ – 	(от греч. pantheion - место, посвященное всем богам); 	в политеизме - выделение группы верховных богов

Слайд 10БОГИ-ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ АНТИЧНОГО МИРА

Бог искусства и медицины
АПОЛЛОН (ФЕБ)
ЗЕВС
Верховный Бог

БОГИ-ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ АНТИЧНОГО МИРАБог искусства и медициныАПОЛЛОН (ФЕБ)ЗЕВСВерховный Бог

Слайд 11АСКЛЕПИЙ
(ЭСКУЛАП)
покровитель медицины
ПОДАЛИРИЙ
МАХАОН
ГИППОКРАТ
«Отец медицины»
покровитель
терапии
покровитель
хирургии

АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП)покровитель медициныПОДАЛИРИЙМАХАОНГИППОКРАТ«Отец медицины»покровитель терапиипокровитель хирургии

Слайд 12Дочери Асклепия
АСКЛЕПИЙ
ГИГИЕЯ
ВАЛЕТУДА (САЛУТА)
Здоровье
ПАНАКЕЯ
Всецелительница

Покровительница
лечения

Покровительница
здоровья
ИАСО
ЯТРО (ИАТРО)
Лечение

Покровительница
лекарственных
трав

Дочери  АсклепияАСКЛЕПИЙГИГИЕЯВАЛЕТУДА (САЛУТА)ЗдоровьеПАНАКЕЯВсецелительницаПокровительница леченияПокровительница здоровьяИАСОЯТРО (ИАТРО)ЛечениеПокровительница лекарственных трав

Слайд 13СИМВОЛЫ МЕДИЦИНЫ

СИМВОЛЫ МЕДИЦИНЫ

Слайд 14ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА

АСКЛЕПИЙОНЫ - специальные лечебные святилища в Древней Греции в

честь бога Асклепия (VI-IV вв. до н.э.).


ВАЛЕТУДИНАРИИ – специальные учреждения

для лечения раненых (военные госпитали) в Древнем Риме в честь богини здоровья Валетуды (II в. н.э.).
ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА	АСКЛЕПИЙОНЫ - специальные лечебные святилища в Древней Греции в честь бога Асклепия (VI-IV вв. до н.э.).	ВАЛЕТУДИНАРИИ

Слайд 15Асклепийон
в Эпидавре

Асклепийон в Эпидавре

Слайд 16«Если ты твердо веришь в исцеление, то достиг половины успеха».

«Если ты твердо веришь в исцеление, то достиг половины успеха».

Слайд 18Валетудинарий

Валетудинарий

Слайд 19Второй вопрос

СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Второй вопросСТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Слайд 20СВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА

ПЕРИОДЕВТ
(от греч. рeri- вокруг,
odo- дорога) –
странствующий врач

– ремесленник, прошедший обучение в семейной школе или в школе

по типу ремесленного ученичества.

Семейные
Медицинские
школы

Медицинские
школы по типу
ремесленничества

СВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА	 ПЕРИОДЕВТ	(от греч. рeri- вокруг, 	odo- дорога) –	странствующий врач – ремесленник, прошедший обучение в семейной школе

Слайд 21АРХАГАТ (219 г. до н.э.)
первый свободный врач в Древнем

Риме, грек по происхождению, (его имя в переводе означает «хорошее

начало»).
АРХАГАТ  (219 г. до н.э.) 	первый свободный врач в Древнем Риме, грек по происхождению, (его имя

Слайд 22ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ
ЯТРЕИИ, ЯИРЕИИ – (от греч.

iatros- врач) городские лечебницы и лечебницы на дому.
МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ -

при лечебницах.
ЯТРОПОЛИТ – (от греч. iatros- врач + polit- учить) учитель медицины.
АРХИАТР – (от греч. archiatros- старший врач) главный врач города.
КОЛЛЕГИЯ – корпорация архиатров на уровне государства.
УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.
ВОЕННАЯ МЕДИЦИНА – в государственном масштабе.
ОРГАНИЗАЦИЯ  МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА  В АНТИЧНОМ МИРЕЯТРЕИИ, ЯИРЕИИ – (от греч. iatros- врач) городские лечебницы и

Слайд 23ДИОСКОРИД (I в. н.э.)
Один из первых врачей-профессионалов в армии
(medici

legionis)

Военный хирург армии
Нерона.

ДИОСКОРИД  (I в. н.э.)	Один из первых врачей-профессионалов в армии 	(medici legionis)	Военный хирург армии 	Нерона.

Слайд 24Медицинские инструменты Древней Греции

Медицинские инструменты Древней Греции

Слайд 25АНТИЧНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА

ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (спортивные упражнения, воздухо-

и водолечения, массаж, диета и т.д.)

СОБЛЮДЕНИЕ ЧИСТОТЫ ТЕЛА (гигиена)

ПРОФИЛАКТИКА
Античные

термы (от греч. therme – тепло)

Римские акведуки (от лат. аqua- вода и duco - веду)

«Законы 12 таблиц»

АНТИЧНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ	НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА	ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (спортивные упражнения, воздухо- и водолечения, массаж, диета и т.д.) 	СОБЛЮДЕНИЕ

Слайд 26 Третий вопрос

ВЛИЯНИЕ
ФИЛОСОФИИ НА МЕДИЦИНУ
В АНТИЧНОМ МИРЕ

Третий вопрос	ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА МЕДИЦИНУ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Слайд 27Поиск первопричины
жизни и болезней
Углубленное познание
природы

Осознанное изучение
анатомии человека

Критика


религиозной
этиологии болезни
ФИЛОСОФИЯ
МЕДИЦИНА

Поиск первопричины жизни и болезнейУглубленное познание природыОсознанное изучение анатомии человекаКритика религиознойэтиологии болезниФИЛОСОФИЯМЕДИЦИНА

Слайд 28ФИЛОСОФИЯ
МАТЕРИАЛИЗМ
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Демокрит
Эпикур
Аристотель
Гиппократ

ИДЕАЛИЗМ
Пифагор
Платон
Герофил
Эрасистрат



Гуморальная теория
Пневматическая теория

ФИЛОСОФИЯМАТЕРИАЛИЗМФалес Анаксимандр АнаксименДемокрит Эпикур АристотельГиппократ ИДЕАЛИЗМПифагор ПлатонГерофилЭрасистрат Гуморальная теорияПневматическая теория

Слайд 29ДЕМОКРИТ
(V в. до н.э.)
Основоположник
атомистического учения.

Развил учение об атомах, как мельчайших

и неделимых материальных частиц, составляющих начало всего и находящихся в

постоянном движении.

ЭПИКУР
(IV-III в. до. н.э.)

ЛУКРЕЦИЙ КАР
(I в. до. н.э.)

ДЕМОКРИТ(V в. до н.э.)Основоположникатомистического учения.Развил учение об атомах, как мельчайших и неделимых материальных частиц, составляющих начало всего

Слайд 30СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ
(от лат. solidus- плотный) этиологическое учение, по которому основа

болезни заключается в изменении плотностей тканей тела, зависящих от форм

атомов и их взаимного расположения.

АСКЛЕПИАД (128-56 гг. до н.э.)
Римский врач

Считал атомы материальной основой организма.

В тканях атомы движутся по невидимым простым глазом канальцам – порам.

СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ	(от лат. solidus- плотный) этиологическое учение, по которому основа болезни заключается в изменении плотностей тканей тела,

Слайд 31АРИСТОТЕЛЬ (383-322 гг. до н.э.)
Учил научному подходу в медицине.

Ввел термин

«аорта».

Описал легочную артерию.

Создал учение о биологической целесообразности.

Создал учение о взаимодействии

органов в организме и т.д.

АРИСТОТЕЛЬ  (383-322 гг. до н.э.)	Учил научному подходу в медицине.	Ввел термин «аорта».	Описал легочную артерию.	Создал учение о биологической

Слайд 32Авл Корнелий ЦЕЛЬС ( I в. н.э.)
Написал энциклопедию «Искусства».

Составил практическое

руководство по лечению больных на личном опыте.

Впервые описал воспаление

(покраснение, припухлость, боль и нарушенная функция)
rubor, tumor, dоlоr ete funtio laesa symptomata inflammationis sunt
Авл Корнелий ЦЕЛЬС ( I в. н.э.)	Написал энциклопедию «Искусства».	Составил практическое руководство по лечению больных на личном опыте.

Слайд 33ПИФАГОР (VI в. до н.э.)
Объяснял все
совершающееся в мире
влиянием «мистических


чисел».

Лечил успокаивающей музыкой и «магическими стихами».

Придерживался мнения о необходимости соблюдения

особого режима жизни и питания.
ПИФАГОР (VI в. до н.э.)Объяснял всесовершающееся в мире влиянием «мистических чисел».Лечил успокаивающей музыкой и «магическими стихами».Придерживался мнения

Слайд 34МУЗЫКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Слайд 35ПЛАТОН (V-IV вв. до н.э.)
Началом всего живого считал душу (сознание).

Причину

болезней видел в том, что физическая материальная сторона организма выходит

из подчинения его духовной стороны.
ПЛАТОН (V-IV вв. до н.э.)	Началом всего живого считал душу (сознание).	Причину болезней видел в том, что физическая материальная

Слайд 36ГЕРОФИЛ (род. ок. 300 до н.э.)
Описал три известные мозговые

оболочки.

Установил различие между мозжечком и полушариями большого мозга.

Исследовал строение продолговатого

мозга.

Ввел понятие «двенадцатиперстная кишка».
ГЕРОФИЛ (род. ок. 300 до н.э.) 	Описал три известные мозговые оболочки.	Установил различие между мозжечком и полушариями большого

Слайд 37Четвертый вопрос

ОСНОВНЫЕ
МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Четвертый вопросОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Слайд 38КРОТОНСКАЯ школа
АЛКМЕОН
(VI в. до н.э.)

Первым приступил к разрезыванию тел

животных.

Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал.

Писал о головном

мозге как об органе познания.

Основной метод лечения – противоположное лечить противоположным.

Развил пневматической теории.
КРОТОНСКАЯ школаАЛКМЕОН (VI в. до н.э.)	Первым приступил к разрезыванию тел животных. 	Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой

Слайд 39
Ярким представителем школы является ЭВРИФОН (V в. до н.э.)

Заложил

основы гумораль-
ного учения.

Использовал диагностику ме-
тодом выслушивания.

Значительный интерес представляют
работы в области

гинекологии.

Пытался выделить отдельные группы болезней.


КНИДСКАЯ школа

Ярким представителем школы является ЭВРИФОН (V в. до н.э.) 	Заложил основы гумораль-	ного учения.	Использовал диагностику ме-	тодом выслушивания.	Значительный интерес

Слайд 40СИЦИЛИЙСКАЯ школа
ЭМПЕДОКЛ
( v в. до н.э.)
Основатель школы – ЭМПЕДОКЛ

( v в. до н.э.).

В основе школы – классическое учение

об элементах
(огонь, вода, воздух, земля)

Ему приписывается спасение
г. Селинунта от моровой язвы.

Признавала сердце главным органом сознания.

СИЦИЛИЙСКАЯ школаЭМПЕДОКЛ ( v в. до н.э.)	Основатель школы – ЭМПЕДОКЛ ( v в. до н.э.).	В основе школы

Слайд 41Асклепиад считал атомы материальной основой организма.

В тканях атомы движутся по

невидимым простым глазом канальцам – порам.

Придерживался солидарной этиологии.

АСКЛЕПИАД (128-56 гг.

до н.э.)

Римский врач

Школа методиков

Асклепиад считал атомы материальной основой организма.В тканях атомы движутся по невидимым простым глазом канальцам – порам.Придерживался солидарной

Слайд 42СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ
- (от лат. solidus- плотный) этиологическое учение, по которому

основа болезни заключается в изменении плотностей тканей тела, зависящих от

форм атомов и их взаимного расположения.
СОЛИДАРНАЯ ТЕОРИЯ- (от лат. solidus- плотный) этиологическое учение, по которому основа болезни заключается в изменении плотностей тканей

Слайд 43Пифагорейская школа – Пифагор
( VI в. до н.э.)
Александрийская школа –

Герофил,
Эразистрат, Гален ( IV-III вв. до н.э.)
ДРУГИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОГО

МИРА
Пифагорейская школа – Пифагор( VI в. до н.э.)Александрийская школа – Герофил,Эразистрат, Гален ( IV-III вв. до н.э.)ДРУГИЕ

Слайд 44Пятый вопрос

ГИППОКРАТ – ОТЕЦ МЕДИЦИНЫ

Пятый вопросГИППОКРАТ – ОТЕЦ МЕДИЦИНЫ

Слайд 45КОССКАЯ школа
Главная медицинская школа Древней Греции (VI в. до н.э.

– врач НЕБРОС).

Стремилась поддерживать в человеке его природные силы (физис

– от греч. physis- природа).

Придерживались гуморального представления о болезнях.

Расцвет школы связан с именем ГИППОКРАТА

ГИППОКРАТ
(460 - 370 до н. э.)

КОССКАЯ школа	Главная медицинская школа Древней Греции (VI в. до н.э. – врач НЕБРОС).		Стремилась поддерживать в человеке его

Слайд 46Основные положения учения ГИППОКРАТА ВЕЛИКОГО

Основные положения учения ГИППОКРАТА ВЕЛИКОГО

Слайд 47 Тщательное
(эмпирическое) обследование больного.

Учет местных и климатических особенностей (медицинская география).


Ввел тщательное обследование больного Применял метод аускультации.

Основной принцип диагностики –

индивидуальный подход.

«Лечить надо не
болезнь, а человека»

Тщательное 	(эмпирическое) обследование больного.	Учет местных и климатических особенностей (медицинская география). 		Ввел тщательное обследование больного Применял метод аускультации.	Основной

Слайд 48СБОРНИК ГИППОКРАТА
«О благоприличном поведении»

«Закон»

«О враче»

«Наставления»

«Об искусстве»

СБОРНИК ГИППОКРАТА«О благоприличном поведении» «Закон»«О враче»«Наставления»«Об искусстве»

Слайд 49 Создал учение об этике врача (деонтология)

Создал учение об этике врача (деонтология)

Слайд 50Соединил
гуморальную
теорию
и учение
о темпе-
раментах
(ошибочно).
Меланхолик
Сангвиник
Флегматик
Холерик

Соединилгуморальную теорию и учение о темпе-раментах(ошибочно).МеланхоликСангвиникФлегматикХолерик

Слайд 51
Систематизировал медицинские
знания своего времени.

Заложил основы клинической медицины


Систематизировал медицинские 	знания своего времени.	Заложил основы клинической медицины

Слайд 52Шестой вопрос

ГАЛЕН –
ОТЕЦ АНАТОМИИ

Шестой вопросГАЛЕН – ОТЕЦ АНАТОМИИ

Слайд 53КЛАВДИЙ ГАЛЕН
Великий римский врач-хирург.

Написал свыше 400 сочинений.

Его учение –
своеобразная


энциклопедия
медицинских
знаний того
времени.

(129-201 гг.)

КЛАВДИЙ ГАЛЕН	Великий римский врач-хирург.	Написал свыше 400 сочинений. 	Его учение –	своеобразная 	энциклопедия 	медицинских 	знаний того 	времени. (129-201 гг.)

Слайд 54 Поставил анатомию в основу медицины.


Поставил анатомию в основу медицины.

Слайд 55 Первым приступил к систематическим опытам на животных (вивисекция).

Выделил нервную

систему.

Изучал головной мозг, наделил его мыслительной функцией.



Первым приступил к систематическим опытам на животных (вивисекция). 	Выделил нервную систему. 		Изучал головной мозг, наделил его мыслительной

Слайд 56 Обосновал свою теорию кровообращения (незамкнутую).

Обосновал свою теорию кровообращения (незамкнутую).

Слайд 57
Внес вклад в фармакологию («Галеновы препараты»).


Внес вклад в фармакологию («Галеновы препараты»).

Слайд 58Таким образом, особенности медицины Древнего мира:
1. Появление религиозно-философских и философских

учений (представлений о болезнях).

2. Наряду с религией, медицина все больше

приобретает рациональный и светский характер.

3. Закладываются анатомия и физиология, как основы исследовательской базы для медицины.
Таким образом, особенности медицины Древнего мира:1. Появление религиозно-философских и философских учений (представлений о болезнях).2. Наряду с религией,

Слайд 59ДРЕВНИЙ ВОСТОК


Традиционная
медицина



Восточная медицина
АНТИЧНЫЙ МИР


Философская
медицина



Западная медицина
МЕДИЦИНА
ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ ВОСТОКТрадиционнаямедицинаВосточная медицинаАНТИЧНЫЙ МИРФилософская медицинаЗападная медицинаМЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА

Слайд 60ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНОЙ и ЗАПАДНОЙ МЕДИЦИНОЙ

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНОЙ и ЗАПАДНОЙ МЕДИЦИНОЙ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика