Разделы презентаций


История образования и педагогической мысли презентация, доклад

Содержание

История образования и педагогической мыслиИстория педагогики - это область науки, изучающая историческое развитие теории и практики образования в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История образования и педагогической мысли
К.ф.н.,доц. Пургина Е.И.

История образования и педагогической мыслиК.ф.н.,доц. Пургина Е.И.

Слайд 2История образования и педагогической мысли
История педагогики - это область науки,

изучающая историческое развитие теории и практики образования в их единстве,

а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук.
Объектом исследования истории педагогики является многогранная деятельность педагогов прошлого по развитию теоретико-практических основ обучения и воспитания.
Предмет исследования истории педагогики составляет объективный процесс становления и развития принципов, методов и форм обучения и воспитания в различные исторические периоды.
История образования и педагогической мыслиИстория педагогики - это область науки, изучающая историческое развитие теории и практики образования

Слайд 3История образования и педагогической мысли
При изучении истории педагогики выделяют:
-практический аспект(история

воспитания и история обучения);
- теоретический аспект (история педагогической мысли)

История образования и педагогической мыслиПри изучении истории педагогики выделяют:-практический аспект(история воспитания и история обучения);- теоретический аспект (история

Слайд 4Задачи истории педагогики

выявление зависимости целей и содержания педагогического процесса

от социально-экономических условий, культурных, научных, природных и других факторов;
изучение

процесса возникновения и развития форм и методов обучения и воспитания;
исследование взаимосвязей педагогики и других отраслей научного знания в историческом аспекте;
выявление закономерного характера развития педагогической теории и практики;
изучение педагогических взглядов и деятельности педагогов прошлого, показ их вклада в развитие педагогики;
исследование тенденций развития педагогической науки;
разработка проблем обеспечения преемственности в педагогическом процессе
Задачи истории педагогики выявление зависимости целей и содержания педагогического процесса от социально-экономических условий, культурных, научных, природных и

Слайд 5Функции истории педагогики

познавательная (образовательная), связанную с обогащением нашего сознания

ранее неизвестными знаниями;
воспитательная, позволяющую на основе знания деятельности педагогов

прошлого формировать стремление к совершенствованию и в дальнейшем воплощать это стремление в качествах личности;
развивающая, механизм реализации которой видится в совершенствовании на основе познания связей и отношений педагогики прошлого способности к аналитическому мышлению;
теоретико-эвристическая, связанную с возможностью новых открытий на базе познания когда-то имеющих место связей и отношений.
прогностическая, обеспечивающую возможность научного предвидения путей развития педагогического процесса.
Функции истории педагогики познавательная (образовательная), связанную с обогащением нашего сознания ранее неизвестными знаниями; воспитательная, позволяющую на основе

Слайд 6Принципы историко-педагогического исследования
Принцип историзма
осуществление поиска закономерного характера исторического развития

педагогического процесса в целом и присущих ему явлений в отдельности;

рассмотрение теории и практики обучения и воспитания в различные исторические периоды в тесной связи с экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами и явлениями;
формирование на этой основе теории историко-педагогической науки с целью использования ее рекомендаций в современном педагогическом процессе и прогнозирования путей его развития в будущем.
Принципы историко-педагогического исследованияПринцип историзма осуществление поиска закономерного характера исторического развития педагогического процесса в целом и присущих ему

Слайд 7Принципы историко-педагогического исследования
Принцип научности отражает механизм историко-педагогического познания, в силу

чего его можно рассматривать как совокупность требований диалектической логики, отражающих

отдельные закономерные связи процесса научного познания: объективности, всесторонности рассмотрения, определенности, детерминизма и других.
Принцип преемственности решает главный для педагогической практики вопрос, а именно осуществляется прогнозирование будущего педагогики на уровне конкретных методик.
Принципы историко-педагогического исследованияПринцип научности отражает механизм историко-педагогического познания, в силу чего его можно рассматривать как совокупность требований

Слайд 8Три измерения историко-педагогического процесса

собственно педагогическое измерение, которое фиксирует его

качественную определенность и обращено к внутренней логике исторического развития феноменов

образования и представлений о нем;
антропологическое измерение, которое обращено к человеку как субъекту и объекту педагогической деятельности, как воспитателю и воспитуемому и позволяет проследить, каким образом осмысливались и решались в процессе образования задачи развития его свойств и качеств как индивида, личности и индивидуальности, как телесного, разумного, эмоционального, волевого, социального и культурного существа;
социокультурное измерение, которое обращено к многообразным общественным предпосылкам, факторам, условиям, детерминантам исторического развития образования и педагогического знания.
Три измерения историко-педагогического процесса собственно педагогическое измерение, которое фиксирует его качественную определенность и обращено к внутренней логике

Слайд 9История педагогики решает две взаимосвязанные задачи:
стремится выделить и исследовать

общее в историко-педагогическом процессе, познать объективно существующие, существенные, повторяющиеся, устойчивые

связи и отношения между развивающимися во времени и пространстве педагогическими событиями, погруженными в социокультурный контекст, т.е. установить закономерности их эволюции, систематизировать и типологизировать их;

обращается к отдельному человеку в системе его уникальных педагогических отношений и целенаправленно организованной деятельности по образованию людей и ее осмыслению; сосредотачивается на изучении неоднозначного, а часто и противоречивого, разнообразия опытов и представлений, исходя из которых люди конструируют и образ мира, и свое поведение в мире.

История педагогики решает две взаимосвязанные задачи:  стремится выделить и исследовать общее в историко-педагогическом процессе, познать объективно

Слайд 10 Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса
Цивилизационный подход предполагает осмысление

целей, средств, механизмов, условий, результатов реализации воспитательных воздействий в контексте

базисных педагогических традиций великих и локальных цивилизаций с учетом прохождения ими отдельных стадий развития.
Антропологический подход предполагает изучение исторического развития педагогического процесса, качеств и свойств человека по самым различным, влияющим на их изменение и приращивание основаниям.
Парадигмальный подход основывается на приверженности исследователя базовым моделям образовательного процесса, абстрагирован о выражающих глубинные, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между образующим (наставником, учителем, воспитателем) и образовывающимся (питомцем, учеником, воспитанником).
Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процессаЦивилизационный подход предполагает осмысление целей, средств, механизмов, условий, результатов реализации воспитательных

Слайд 11Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процесса
Аксиологический подход – 1) изучение

историко-педагогического процесса с позиций ценностей современного образования, признание ребенка его

главной и безусловной ценностью. 2) исследование прошлого педагогики в контексте господствующих у отдельных народов и стран в различные исторические эпохи ценностей.
Синергетический подход базируется на признании многообразия нелинейных связей между педагогическими теориями, значимости активно действующей личности, доминанты личностно-психологической оценки изучаемых процессов и формировании на данной основе новой картины научно-педагогического знания.
Формационный подход – оценка педагогических процессов и явлений прошлого с позиций классовых и социальных интересов.
Концептуальные подходы к изучению историко-педагогического процессаАксиологический подход – 1) изучение историко-педагогического процесса с позиций ценностей современного образования,

Слайд 12История образования и педагогической мысли
История педагогики как отрасль научного знания

берет свое начало с отдельных очерков в энциклопедии Моргофа, (1698

г.), с работ Фабриция и Бидермана, с сочинения Шварца (1813), четвертая часть которого была посвящена прошлому обучения и воспитания, с фундаментальной «Истории педагогики во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов»
К. Шмидта.

Первым серьезным отечественным историко-педагогическим исследованием явился двухтомный труд Л.Н. Модзалевского «Истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен»(60-е гг. XIX века ). К этому же периоду относится и появление отдельных статей по истории воспитания в России.
История образования и педагогической мыслиИстория педагогики как отрасль научного знания берет свое начало с отдельных очерков в

Слайд 13Периодизация истории педагогики и образования

Период (этап) – исторический отрезок в

развитии образования и педагогической мысли, характеризующийся качественным своеобразием определяющих их

самобытность феноменов
Виды периодизации:
- общеисторическая
по сущностным признакам

Основные этапы в развитии педагогической науки:
(классификация по уровню осмысления педагогической действительности):
I. Эмпирический этап - период накопления фактов в сфере обучения и воспитания и их осмысления на эмпирическом уровне.
II. Теоретический этап - период преимущественно теоретического осмысления педагогической действительности.
Периодизация истории педагогики и образованияПериод (этап) – исторический отрезок в развитии образования и педагогической мысли, характеризующийся качественным

Слайд 14Основные этапы развития европейского образования и педагогической мысли (культурно-историческая типология)


1. Период первобытнообщинного воспитания (разное для различных народов

время);
2. Время народной педагогики;
3. Античная эпоха (I-е тысячелетие до н.э. – V век н.э.);
4. Церковный период (до XIII века);
5. Эпоха раннего (XIII – XV века) и высокого Возрождения (XVI – XVII века);
6. Время Реформации (XIV – XVI века);
7. Эпоха Просвещения (XVIII век);
8. Новое время (XVIII – первая половина XIX века);
9. Новейшее время (вторая половина XIX – первая половина XX века);
10. Постиндустриальная эпоха (со второй половины XX века до наших дней).
Основные этапы развития европейского образования и педагогической мысли  (культурно-историческая типология) 1. Период первобытнообщинного воспитания (разное для

Слайд 15Ян Амос Коменский (1592-1670)
Публицист, проповедник, политик и

педагог: «человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков

назад низвержением в пучину грехов и зла». Сформулировал три основных принципа своей деятельности:
—    прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий…;
—    второе — необходимость подчинить необъятные масштабы событий определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему;
—    наконец — стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая… должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной в Священном Писании».
Ян Амос Коменский (1592-1670)   Публицист, проповедник, политик и педагог: «человек может и должен достичь совершенства,

Слайд 16Основные работы Я. А. Коменского
«Открытая дверь языков и всех наук»(1631)
«Великая

дидактика» (1632)
«Материнская школа» (1633)
«Общий совет об исправлении дел человеческих» (7т.)
«Мир

чувственных вещей в картинках»
Основные работы Я. А. Коменского«Открытая дверь языков и всех наук»(1631)«Великая дидактика» (1632)«Материнская школа» (1633)«Общий совет об исправлении

Слайд 17Я. А. Коменский «Великая дидактика» (1632г.)
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство,

как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ

создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
Я. А. Коменский «Великая дидактика» (1632г.)«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и

Слайд 18Великая дидактика: основные идеи.
Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь

на земле является только приготовлением к вечной жизни». Педагог неоднократно

повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца,
Но данные чувства и знания нужно постоянно развивать.
В следующих главах говорится об общих принципах обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.
Автор пишет, что в воспитании и образовании юношества нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места истязания умов».
Коменский полагал, что «точный порядок для школы следует заимствовать у природы».
В своих книгах он освещал реформы схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и методы обучения.
Далее речь идет в основном о школьной дисциплине, устройстве школ, дошкольном воспитании (о материнской школе), языковом обучении (латыни и родному языку).
Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь.
Педагогическая деятельность, считал педагог, является одним из общественных дел и должна всемерно поддерживаться как родителями, так и общественными организациями или общинами, финансирующими деятельность школы.
Великая дидактика: основные идеи.Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь на земле является только приготовлением к вечной

Слайд 19Возрастные периоды обучающегося:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество — от

6 до 12 лет,
юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от

18 до 24 лет.
Возрастные периоды обучающегося: детство — от рождения до 6 лет включительно,отрочество — от 6 до 12 лет,юность — от 12

Слайд 20Система образования по Я.Коменскому

Система образования по Я.Коменскому

Слайд 21Принципы обучения

1. Наглядность обучения
2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от

простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.
3. Обучение

должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». 
4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.
Принципы обучения1. Наглядность обучения2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится

Слайд 22Значение педагогических взглядов Я.Коменского

Разработал научно обоснованную целостную систему школ

в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на

каждой ступени образования.
Выделил основные принципы обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельности и активность учеников в процессе обучения.
  Создал и обосновал классно-урочную систему.
 
Значение педагогических взглядов Я.Коменского Разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил

Слайд 23Дж.Локк (1632-1704)
Опыт о человеческом разуме (1690)
Некоторые мысли о воспитании (1693)

и
О пользовании разумом (1706).

Дж.Локк (1632-1704)Опыт о человеческом разуме (1690)Некоторые мысли о воспитании (1693) и О пользовании разумом (1706).

Слайд 24Программа воспитания «джентельмена» по Дж Локку

Программа воспитания «джентельмена» по Дж Локку

Слайд 25Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)
Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми (1755)

Рассуждение

о науках и искусствах (1762)

Эмиль, или О воспитании (1762)

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми (1755)Рассуждение о науках и искусствах (1762)Эмиль, или О

Слайд 26Возрастная периодизация и система воспитания Ж.Ж.Руссо

Возрастная периодизация и система воспитания Ж.Ж.Руссо

Слайд 27И.Г.Песталоцци (1746-1827)
Лингардт и Гертруда (1787)

Как Гертруда учит своих детей (1801)

Лебединая песня (1826)


И.Г.Песталоцци (1746-1827)Лингардт и Гертруда (1787)Как Гертруда учит своих детей (1801) Лебединая песня (1826)

Слайд 28И.Г.Песталоцци (1746-1827)
Приюты для сирот в
Станце (1798-1799),
интернаты

в
Бургдорфе (1800-1804),
Ивердоне(1805-1825)

И.Г.Песталоцци (1746-1827) Приюты для сирот в  Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804), Ивердоне(1805-1825)

Слайд 29Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци

Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци

Слайд 30И.Ф.Гербарт (1778-1841)
Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

Первые лекции

по педагогике (1835)

И.Ф.Гербарт (1778-1841)Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806) Первые лекции по педагогике (1835)

Слайд 31Развитие дидактики И.Ф.Гербартом
Разработал учение о ступенях обучения;
выделил универсальную схему

процесса обучения.
- На первой ступени

(«ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности.
- На второй ступени («ассоциация») происходит установление связи основных представлений с уже имеющимися в процессе свободной беседы.
- На третьей ступени («система») в новом материале выделяются главные положения, формулируются правила и законы.
- На четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатываются навыки.
В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса.
Развитие дидактики И.Ф.ГербартомРазработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения.     -

Слайд 32Воспитательная система И.Ф.Гербарта

Воспитательная система И.Ф.Гербарта

Слайд 33Ф.В. Фребель (1782—1852)
Разработал систему дошкольного воспитания.
Впервые ввел понятие «детский

сад» (1840), цель которого сформулировал как развитие природных особенностей детей.

На основе экспериментальной работы в воспитательных учреждениях определил содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста.
Ф.В. Фребель (1782—1852)Разработал систему дошкольного воспитания. Впервые ввел понятие «детский сад» (1840), цель которого сформулировал как развитие

Слайд 34Ф.В. Фребель (1782—1852)
Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры, которую

называл «высшей ступенью детского развития».
Разработал теорию игры.
Предложил

дидактический материал — так называемые «дары Фребеля» (мяч, шар, цилиндр, кубы), развивавшие у детей навыки конструирования одновременно с познанием формы, величины, пространственных отношений
Ф.В. Фребель (1782—1852)Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры, которую называл «высшей ступенью детского развития». Разработал теорию

Слайд 35Ф.В.А. Дистервег (1790—1866)
Руководство к образованию немецких учителей (1835),

свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию,

географии, астрономии.
Ф.В.А. Дистервег (1790—1866) Руководство к образованию немецких учителей (1835), свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому

Слайд 36Ф.В.А. Дистервег: три ступени возрастного развития детей школьного возраста и

основные направления обучения и воспитания на каждой ступени

- Для детей первой возрастной ступени (6—9 лет) характерны повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию, упражнению чувств.
- Школьники второй возрастной ступени (9—14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. Отсюда важнейшая задача обучения — приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать.
- Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до16 лет. В этот период важно развивать мышление учащихся, твердые нравственные принципы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения
Ф.В.А. Дистервег: три ступени возрастного развития детей школьного возраста и основные направления обучения и воспитания на каждой

Слайд 37Ф.В.А. Дистервег: ведущие принципы обучения и воспитания

Принцип природосообразности

означал следование в воспитании и обучении природе ребенка, учет его

особенностей.
Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества.
Культура подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную.

- внешняя культура — это норма морали, правила поведения в быту;
- внутренняя культура — это духовная жизнь индивида;
- общественная культура –это общественные отношения и национальная культура

Самодеятельность как активность, инициативность ;это важнейшая черта личности.
Развитие детской самодеятельности- это конечная цель воспитания.
Ф.В.А. Дистервег: ведущие принципы обучения и воспитания Принцип природосообразности означал следование в воспитании и обучении природе ребенка,

Слайд 38Дидактика развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега
33 правила развивающего обучения
Выделил четыре

группы дидактических правил.
- К первой отнесены

правила по отношению к субъекту школьного образования — ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.
- Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи между школьными предметами, близкими по содержанию, и т.п.
- Третья группа правил связана с внешними условиями обучения — его местом и временем. Они касались связи школьных предмете с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
- Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.
Дидактика развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега 33 правила развивающего обучения Выделил четыре группы дидактических правил.    -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика