Слайд 1Школьное и домашнее образование в Киевской Руси
История педагогики и образования
Слайд 2В истории педагогики и образования допетровской эпохи традиционно принято выделять
два периода:
Киевский- с X по XIII в.
Московский – с
XIV по XVII в
Слайд 3. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в
истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности
и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Слайд 4Введение христианства, под влиянием Византии (крещение Руси в 988г. Князем
Владимиром) имело большое значение для развития культуры, прежде всего письменности,
архитектуры и искусства, обогащения внешнеполитических связей и торговли. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения.
Содержание обучение едино для всех сословий. Первые учителя: греки, позже священники.
Цель: обучение благонравию, чистоте и смирению.
Слайд 5Средствами воспитания были:
выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов:
заучивание
молитв:
соблюдение постов;
беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей;
физические наказания
Таким образом
X в. и вплоть до XVIII в. на Руси царила церковно-религиозная педагогика, которая характеризуется преобладающим положением церкви в просвещении народа.
Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников .
Слайд 6Главной почитаемой книгой русского народа на многие века стала ветхозаветная
Псалтырь. Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что
языком богослужения, литературы и школы стал родной, славянский(азбука кирилица). Создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием одновременно был осуществлен перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский язык, что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обучения грамоте.
Слайд 7Начальное обучение;
«школы учения книжного»;
«училище»
Ступени образования в Киевской Руси
Слайд 8Осуществляли «мастера грамоты»XIIв.(монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а
также светские лица), которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую
деятельность с другой профессией.
Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю.
На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия.
I.Начальное обучение
Слайд 9Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве
в 988 году. Она считалась учебным заведением повышенного типа. Ее
ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать.
Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение
II.«Школы учения книжного» (XI—XIII вв.)
Задача — «освоение книжной мудрости».
Слайд 10"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением,
письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории
различных стран, а также сведения о природе.
Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
Слайд 11К середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие
довольно широкими знаниями знатные люди: великий князь Киевский Ярослав Мудрый
(ок. 978–1054). Во время своего правления (1019–1054) Ярослав Мудрый открывал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. В 1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников. Т.е. к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах.
Слайд 12Грамматика: учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о
грамматических категориях, о поэтической образности языка. В содержание этого предмета
входило также изучение и толкование текстов Священного писания: Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг.
Риторика – обучению навыкам красиво говорить и писать.
Диалектика-начало философии.
В них особенное внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Слайд 13Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из
византийской школы:
Наименование букв в азбучной последовательности: а – аз, б
– буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т.д.
Написании букв на вощеных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте
Обучение чтению и написанию слогов (складов): буки-аз – ба; веди-аз – ва; глаголь-аз – га и т.д.
Из слогов складывались слова
Чтение и переписывание молитв, псалтырных текстов
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище».
Слайд 14Обучение арифметике на начальном уровне в Древней Руси состояло в
овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке.
Детей знакомили с так называемым цифровым алфавитом (а – 1, б – 2, в – 3 и т.д.), т.е. с буквенной записью цифр. Такому алфавиту учили последовательно, по частям.
На следующем этапе ученики осваивали действия: удвоения, раздвоения (теперь не использующиеся), вычитания, сложения, умножения и деления.
Слайд 15Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Она включала в
себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки
книг Ярослав привлек большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники.
Слайд 16В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано
женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному
делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви.
Слайд 17Главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того
времени. Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является
«Изборник Святослава» (1073), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса – сына Сирахова"
Слайд 18Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить
добро, вести деятельную жизнь, учиться. В этом памятнике Киевской Руси
подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей).
Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096).
Слайд 19В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано
женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному
делу; в XIII в. в Суздале также было учреждено женское училище.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314–1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовного звания, но и просто желавшие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.
Слайд 20Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных
документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Русская
Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.
Слайд 21В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Церковь
видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи
бояр приглашались домашние учителя-священники.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни
Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.
Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье.
Слайд 22Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный
в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.
Он сыграл большую
роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов:
✓ охрана чести и достоинства женщины-матери,
✓ повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье,
✓ создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства.
Слайд 23В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко
снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись
многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники
Слайд 251.К каким векам можно отнести Киевский период становления образования на
Руси?
2.Кто такие «мастера грамоты»? Где и чем они занимались?
3.Кто и
когда открыл первую «школу учения книжного»?
4.Чем известен Ярослав Мудрый?
5. На чем основывалось домашнее образование в Киевской Руси?
Вопросы на засыпку: