Слайд 1ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ
Слайд 2КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ:
Выработка навыков и умений самостоятельной подготовки и произнесения различных
видов публичных выступлений.
Слайд 3Характеристика публичной речи
Публичная речь – это особая форма речевой деятельности
в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определённой аудитории; ораторская речь.
Слайд 5Характеристика публичной речи
В процессе публичного выступления нередко приходится отстаивать свою
точку зрения, доказывать её правильность, убеждать, а порой и переубеждать
слушателей.
Слайд 6Характеристика публичной речи
С целью убеждающего воздействия в ораторской речи используются
логические и психологические доводы.
Логические доводы обращены к разуму слушателей. К
ним относятся: теоретические обобщения и выводы, ранее доказанные законы науки, аксиомы и постулаты, определения основных понятий, факты, статистика.
Психологические доводы действуют на чувства слушателей. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателей.
Слайд 7Адаптация к аудитории
Публичная речь произносится в определённой аудитории, поэтому оратор
должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние
и настроение слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.
Слайд 8Основные трудности публичного выступления
Американский специалист в области ораторского искусства Ф.
Снелл указывал на следующие трудности оратора:
Нельзя прервать выступление, когда
хочется;
Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
Трудно понять отношение аудитории к себе;
Нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
По вашему выступлению о вас составят мнение, которое трудно будет изменить
Слайд 9Общие требования к публичному выступлению
Разные жанры, как и разные формы
публичного выступления требуют разных приёмов подготовки.
Но есть в риторике и
общие правила подготовки к публичному выступлению.
Слайд 10Общие требования к публичному выступлению
Решительное начало выступления.
Драматизм.
Сдержанная эмоциональность.
Краткость.
Диалогичность.
Разговорность.
Поддержание контакта с
аудиторией.
Понятность главной мысли.
Решительный конец.
Слайд 11Решительное начало выступления
Первая фраза должна быть продумана, подготовлена заранее и
хорошо выучена.
Нельзя в первой же фразе выступления задумываться над тем,
с чего вы начнёте.
Первую фразу необходимо произнести уверенно и выразительно.
Слайд 12Драматизм
Это напряжение в тексте.
Драматизм создаётся в выступлении при намеренном столкновении
разных точек зрения.
Драматизм должен быть создан в тексте на этапе
его подготовки.
Слайд 13Сдержанная эмоциональность
Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению.
Слушатели должны ощущать,
что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам небезразлично то, что
вы произносите.
Однако эмоциональность должна быть сдержанной.
Предпочтительнее приводить факты, вызывающие эмоции у слушателей, нежели самому говорить слишком эмоционально.
Слайд 14Краткость
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более правильные, содержащие
истинную информацию.
Крайне необходимо соблюсти отведённый регламент, уложиться в отведённое время
Слайд 15Диалогичность
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.
Оратор не
обязан всё время говорить сам, он может задавать вопросы аудитории,
выслушивать её ответы, реагировать на её поведение.
Вопросы могут быть риторическими.
Слайд 16Разговорность
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление может быть носить
характер непринуждённой беседы.
Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору.
Не
надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов.
Слайд 17Поддержание контакта с аудиторией
Данное требование относится к числу важнейших.
Необходимо смотреть
на аудиторию во время выступления, следить за её реакцией, демонстрировать
приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.
Аудиторию необходимо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый.
Слайд 18Понятность главной мысли
Главная мысль должна быть передана не менее двух-трёх
раз в ходе выступления.
В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы
и ждёт их от оратора в сформулированном виде.
Слайд 19Решительный конец
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным,
заранее продуманным.
Окончательную фразу нужно продумать и сформулировать.
Заключительная фраза должна быть
произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение вашего выступления.