Разделы презентаций


История педагогики и образования

Содержание

План лекцииПросветительские реформы Петра I в начале ХУШ века.М.В. Ломоносов и его роль в области просвещения. Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.Влияние французского просвещения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История педагогики и образования

Лекция 6.
Образование в эпоху Российского просвещения

История педагогики и образованияЛекция 6. Образование в эпоху Российского просвещения

Слайд 2План лекции
Просветительские реформы Петра I в начале ХУШ века.
М.В. Ломоносов

и его роль в области просвещения.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
Московский

университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины П.
Реформы образования в России в конце ХУШ века.
Просветительская деятельность Н.И.Новикова.
План лекцииПросветительские реформы Петра I в начале ХУШ века.М.В. Ломоносов и его роль в области просвещения. Закрытые

Слайд 3 Просветительские реформы Петра I в начале ХVIII века
XVIII в.

- Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство
Развивалось мануфактурное производство

и особенно металлургическая промышленность.
Международное
значение страны
значительно возросло
и укрепилось.
Просветительские реформы Петра I в начале ХVIII века  XVIII в. - Россия превратилась в обширное

Слайд 4 Реформы Петра I в области культуры, науки и техники

Введение

гражданского алфавита
Возникновение периодической прессы (издание первой газеты «Ведомости»)
Выпуск светской


оригинальной
и переводной
литературы
Реформы Петра I в области культуры, науки и техники Введение гражданского алфавитаВозникновение периодической прессы (издание первой

Слайд 5 Открытие первых светских государственных школ
1701 г. – открытие в

Москве Школы математических и навигационных наук

Первое реальное училище в

Европе
Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.

От 200 до 500 учащихся


Открытие первых светских государственных школ 1701 г. – открытие в Москве Школы математических и навигационных наук

Слайд 6 Школа математических и навигационных наук

Курс обучения в школе

состоял
из трёх ступеней (классов, или школ):
в начальной, т. н.

русской школе
обучали чтению, письму, основам
грамматики и началам арифметики;
в цифирной (арифметической) школе — арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии;
в высших, навигаторских классах — математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др.
Школа математических и навигационных наук Курс обучения в школе состоял из трёх ступеней (классов, или школ):в

Слайд 7 Школа математических и навигационных наук
Для работы в этой

школе
были приглашены
из Англии профессор
Форварсон и два
преподавателя.


Основным учителем
был
Леонтий Филиппович
Магницкий (1669-1739).
Учебник Л. Ф. Магницкого
«Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).
Школа математических и навигационных наук Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон

Слайд 8 Морская академия
В 1715 году морские классы школы математических и

навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе

открылась Морская академия. В 1752 году Морская академия переименовывается в Морской кадетский корпус - замкнутую сословно-дворянскую школу.

Морская академия В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург,

Слайд 9 Специальные и общеобразовательные школы
Артиллерийские школы в Петербурге, в Москве

и других крупных городах,
Навигацкие школы - в портовых городах,


Хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В.Н. Татищева
Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.
Специальные и общеобразовательные школы Артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, Навигацкие школы

Слайд 10Создание государственных общеобразовательных школ
В 1714 году был разослан указ

по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения

грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно,
но и принудительно
дети всех сословий,
за исключением
крепостных
крестьян.
Создание государственных общеобразовательных школ В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных

Слайд 11Учреждение Академии наук
В 1725 году, уже после смерти


Петра I, в Петербурге была
открыта Академия наук. Еще при

его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.
В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.)
Учреждение Академии наук В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук.

Слайд 12 М.В. Ломоносов (1711-1765) и его роль в области просвещения
Обучение

в Славяно-греко-латинской академии, в академической гимназии в Петербурге. В 1736

году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.
1741 г.- адъюнкт Петербургской
Академии наук,
1745 г. - профессор химии,
а в дальнейшем – академиком.
М.В. Ломоносов (1711-1765) и его роль в области просвещения Обучение в Славяно-греко-латинской академии, в академической гимназии

Слайд 13 М.В.Ломоносов
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов

обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник

и Стихотворец - он все испытал и все проник».
А.С. Пушкин.
Создатель русской классической философии, основоположник
философского материализма, научного естествознания.
н Создание русской грамматики и формирование в России
литературного языка,

М.В.Ломоносов «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор,

Слайд 14 М.В.Ломоносов
Первой Борьба за развитие русской науки



Педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.
Возглавляя с

1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.
Учебники для гимназии и университета: «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755), учебник истории и экспериментальной физики
М.В.Ломоносов Первой    Борьба за развитие русской науки Педагогическая деятельность в университете и гимназии

Слайд 15 Закрытые сословно-дворянские учебные заведения
С 1731 года создаются особые

военные школы - кадетские корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись

к военной службе в офицерских чинах.
Сухопутный шляхетский корпус

Специальная военная
Подготовка, широкое
общее образование и
«светское» воспитание

Закрытые сословно-дворянские учебные заведения С 1731 года создаются особые военные школы - кадетские корпуса, в которых

Слайд 16 Сухопутный шляхетский корпус






Четыре класса (в каждом из них

обучение продолжалось от двух до четырех лет). Общий срок обучения

- в среднем 10-12 лет. Счет классам велся в обратном порядке.
В первых двух классах (четвертом и третьем) изучались общеобразовательные предметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах - специальные. Кроме того, в корпусе уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете».
Сухопутный шляхетский корпус   Четыре класса (в каждом из них обучение продолжалось от двух до

Слайд 17 Московский университет и его влияние на развитие

педагогики и школы

25 января 1755 г. –
открытие Московского
университета
Факультеты:

юридический,
философский и медицинский
Центр светского образования
Структура и направление работы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.
Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы25 января 1755 г.

Слайд 18 Московский университет
При университете были открыты две гимназии. Одна

гимназия предназначалась для дворян и вторая - для разных чинов

людей, кроме крепостных крестьян.
В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.
На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая
к поступлению в университет.
Московский университет При университете были открыты две гимназии. Одна гимназия предназначалась для дворян и вторая -

Слайд 19 Московский университет
В 1779 году при университете была открыта первая

учительская семинария в России, которая готовила учителей для Московской и

Казанской гимназий, а также для пансионов.
При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков.
Московский университет В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария в России, которая готовила

Слайд 20 Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика

Екатерины II

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний
улучшить государственные законы
и положения различных сословий.
Она состояла в переписке
с французскими просветителями,
которых приглашала участвовать
в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы.
Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины II

Слайд 21 Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

1763 г. открытие в Москве воспитательного дома с госпиталем
для родильниц. Позже был создан
Петербургский воспитательный дом
и воспитательные дома
в провинциальных городах.
в 1764 году И.И.Бецкой представил
Екатерине доклад об общей реорганизации
в России дела воспитания детей «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста.
Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

Слайд 22 Реформаторская деятельность И.И.Бецкого

Бецкой изменил постановку учебно-
воспитательной работы в кадетских корпусах


и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков.
Бецкой высоко ставил роль воспитания в общественной жизни: «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество.
Реформаторская деятельность  И.И.Бецкого          Бецкой изменил постановку

Слайд 23 И.И.Бецкой – основатель женского образования
Сторонник женского образования, Бецкой признавал

важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста,

говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц (Смольный институт).

И.И.Бецкой – основатель женского образования Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания

Слайд 24 Реформы образования в России в конце ХУШ века. Деятельность Ф.

И. Янковича
В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия

народных училищ - правительственно-бюрократический орган, в который не были введены виднейшие деятели
русской культуры того времени.
Самым деятельным членом этой
комиссии стал серб
Федор Иванович Янкович
(1741-1814), приглашенный
из Австро-Венгрии
по рекомендации австрийского
императора. .

Реформы образования в России в конце ХУШ века. Деятельность Ф. И. Янковича В 1782 году была

Слайд 25 Реформы образования в России в конце ХУШ века. Деятельность Ф.

И. Янковича

В 1786 году правительством был опубликован подготовленный комиссией

«Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным) народные училища.
Реформы образования в России в конце ХУШ века. Деятельность Ф. И. Янковича В 1786 году правительством

Слайд 26 Народные училища в России в 18 в.
В учебный план

главных училищ включались следующие предметы: чтение, письмо, счет, краткий катехизис,

священная история, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура. При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.
В уездных городах открывались малые училища, в которых изучались учебные предметы первых классов главных училищ.
Учебником для школьников считалась «Книга о должностях человека и гражданина», в которой объяснялись детям их обязанности по отношению к богу, царю, людям.
Народные училища в России в 18 в. В учебный план главных училищ включались следующие предметы: чтение,

Слайд 27 Народные училища в России в 18 в.
Материальное снабжение и

руководство народными училищами было возложено на приказы общественного призрения, во

главе которых стояли чиновники губернии, а не педагогическая администрация. Школы были отданы в ведение местных властей, которые не были заинтересованы в их развитии, не знали педагогики, видели в учителях мелких чиновников и третировали их.
К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей.
Народные училища в России в 18 в. Материальное снабжение и руководство народными училищами было возложено на

Слайд 28Народные училища в России в 18 в.
«Руководство учителям народных

училищ»: указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы, рекомендовалась классно-урочная

организация учебной работы вместо индивидуальной системы обучения.
Рекомендовались такие методы:
Совокупное, или коллективное, чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным им учеником учебная книга, которую имеют все ученики.
Совокупное наставление, т. е. объяснение учителем трудных мест учебной книги, читаемой в классе и изучаемой учащимися дома.
Таблицы, т. е. составление планов, тезисов, конспектирование текста учебника.
Изображение начальными буквами. Изображение на доске или в тетради определения или правила начальными буквами тех слов, которые составляли это правило. Это был мнемонический прием, облегчающий запоминание.
Вопрошение, т. е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, опрашивая учеников, выяснить, поняли ли они его объяснения.

Народные училища в России в 18 в. «Руководство учителям народных училищ»: указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы

Слайд 29 Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова

Н.И.Новиков возглавил общественное

движение по
организации независимых от
царской власти народных училищ,
направляя общественную инициативу
на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам.
Педагогическая деятельность  и взгляды Н.И. Новикова

Слайд 30 Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова








Новиков был создателем и редактором

первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и

разума»
Педагогическая деятельность  и взгляды Н.И. НовиковаНовиков был создателем и редактором первого в России детского журнала

Слайд 31 Педагогические взгляды Н.И. Новикова: «О воспитании и наставлении детей. Для

распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия»

Цель воспитания: формирование активной добродетельной

личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.
Образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.

Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны.

Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний.
Педагогические взгляды Н.И. Новикова:  «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика