Слайд 1История психологии
Курс лекций для студентов 1 курса факультета клинической психологии
автор
– к.м.н., доцент Меркушев Виктор Владимирович
Тема «Концепции истории
психологии. Этапы развития
психологических знаний»
Слайд 21. «Дух времени» (Э.Боринг)
Эдвин Боринг (1886 – 1968).
Американский психолог.
Наибольшую
известность
принесли Борингу его труды по истории науки, в частности,
по
истории психологии.
Слайд 3Работа «История экспериментальной психологии» является бестселлером по этой тематике. В
работах по истории науки Боринг стремился обосновать гипотезу, согласно которой
каждый новый этап развития психологического знания не только подготовлен предыдущим, но и обусловлен определенным числом характерных для своего времени направляющих идей что, в частности, проявляется в синхронных открытиях.
Слайд 42. Парадигмальная
теория (Т.Кун)
Томас Сэмюэл Кун (1922 - 1996)
американский историк и философ науки.
Слайд 5Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.
Любой критерий имеет смысл только
в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это
смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Слайд 63. Понятие научной школы (Р.Вудвордс)
Роберт Вудвордс (1869 – 1962).
Американский психолог,
один из создателей функциональной психологии.
Слайд 74. Теория великих людей
Томас Карлейл (1795 – 1861) английский
философ.
Он был одним из тех, кто вернулся к идее
выдающейся роли личностей,
героев» в истории. Согласно Карлейлю, всемирная история есть биография
великих людей.
Слайд 85. Концепция конкурирующих научных тем.
Представитель этого направления Джеральд Холтон
в 1970-е – 1980-е гг. попытался взглянуть на независимые обстоятельства,
которые руководят научными исследованиями. Он проделал это в своем анализе научных тем. (Под темой он понимает не какую-то частную научную тему, а метатеорию, мотивирующую и руководящую работой ученого). Часто темы образуют конкурирующие пары. В этом вопросе психологи существенно расходятся во мнениях. Часть из них утверждает, что индивиды максимально познаваемы в рамках науки. Другие же доказывают, что каждый индивидуум живет в мире своего субъективного опыта, являясь его центром. Личный мир опыта может быть полностью познан только самим субъектом. Отсюда следует вывод, что индивидуумы не могут быть познаны наукой.
Слайд 9В психологии этот подход
наиболее наглядно представили
американские психологи Ларри
Хьелл
и Дэниел Зиглер в популярном учебнике
«Теории личности». Они
приводят 9
биполярных шкал, которые
представители разных
психологических школ трактуют
часто
с прямо противоположных позиций
Слайд 111.Свобода – Детерминизм
2.Рациональность – Иррациональность
3. Холизм – Элементализм
4. Биологическое– Социальное
5.
Изменяемость – Неизменность
6. Субъективность – Объективность
7. Проактивность – Реактивность
8.
Познаваемость – Непознаваемость
9. Гомеостаз – Гетеростаз
Слайд 121. Свобода – детерминизм
Это один из основных вопросов, касающихся человеческой
природы. В какой степени мы свободны в своих решениях и
поступках, ориентируясь на субъективно переживаемое (то есть в нашем сознании) чувство свободы? Или же наше поведение детерминировано факторами, которые находятся за пределами нашего сознания?
Слайд 132. Рациональность - иррациональность
В этой шкале главный вопрос, являются
ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется
рассуждениями, или же ими управляют иррациональные силы?
Слайд 143. Холизм - элементализм
Сторонники холистического подхода утверждают, что личность
можно понять только как единое целое. Объяснение элементов не объясняет
сущность человека как целостного функционирующего существа. Один из персонологов, (Шлен, 1963) заметил: «Половина кусочка мела все еще является кусочком мела, только более коротким; половина дождевого червя – это половина дождевого червя, но все еще червь, по сути; половина человека – отнюдь не человек». Элементалисты полагают, что природа человека и поведение как ее результат, могут быть объяснены только путем исследования каждого аспекта поведения отдельно, независимо от остальных.
Слайд 154. Конституционализм– инвайронментализм.
Конституционалисты подчеркивают значение генетической предрасположенности и физической
конституции в развитии основных черт личности. Инвайронменталисты основываются ни исходной
предпосылке, что окружающая среда имеет определяющее значение в формировании поведения человека. Многие же персонологи по этому вопросу занимают интеракционистскую позицию. Согласно этой точки зрения поведение человека рассматривается как итог взаимодействия конституции и окружающей среды. По сути это означает, что данный конституциональный (наследственный) фактор проявляется по-разному в разных условиях среды, и, в то же время, влияние среды будет давать различный эффект в зависимости от конституции данного человека.
Слайд 165. Изменяемость – неизменность.
Главный вопрос – насколько человек способен
фундаментально меняться на протяжении жизни? Может ли меняться основа личности?
Слайд 176. Субъективность – объективность
Суть этого положения в том: живет
ли люди в сугубо личном, субъективном мире своего опыта, или
на их поведение влияют, прежде всего, внешние, объективные факторы?
Слайд 187. Проактивность – реактивность.
Где лежат истинные причины поведения человека? Порождают
ли его внутренние факторы, или же поведение просто серия ответов
на внешние стимулы?
Слайд 198. Гомеостаз – гетеростаз
Здесь основной вопрос в том, направлена
ли основная мотивация на уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего
равновесия (гомеостаз), или она направлена на развитие, поиск новых стимулов, самореализацию.
Слайд 209. Познаваемость – непознаваемость.
В этом вопросе психологи существенно расходятся
во мнениях. Часть из них утверждает, что индивиды максимально познаваемы
в рамках науки. Другие же доказывают, что каждый индивидуум живет в мире своего субъективного опыта, являясь его центром. Личный мир опыта может быть полностью познан только самим субъектом. Отсюда следует вывод, что индивидуумы не могут быть познаны наукой.
Слайд 216. Эволюционная гносеология (социал-дарвинизм)
Этот подход применяет к истории науки эволюционную
теорию Ч.Дарвина. Представителем этого направления является С.Тулмин.
Слайд 23По теории Дарвина в результате мутаций и генетических рекомбинаций образуются
особи с различными признаками. Успешные индивиды вырастают и производят потомство,
неуспешные – гибнут. При наличии достаточного времени естественный отбор может полностью изменить тело и поведение индивида, превратив его во что-то абсолютно новое. Скорость эволюции может варьировать, но в истории природы, в принципе, нет революций.
Слайд 24Стивен Тулмин (1922 – 2009)
Американский философ и методолог науки.
Слайд 25С.Тулмин полагает, что наука также эволюционирует путем естественного отбора. Ученые
предлагают различные концепции, научное сообщество их обсуждает, проверяет на практике.
Выбираются те концепции, которые получили признание, а затем они передаются следующему поколению; отвергнутые концепции вымирают.
Слайд 26Периодизация развития
психологических знаний
1. Развитие психологии в лоне философии, а также
других наук (медицины, оптики, физики, биологии и др.) или этап
описательной, умозрительной психологии. Он охватывает около 2,5 тысячи лет (с 6 в. до н.э. до середины 19 в.)
Слайд 272. Период выделения психологии в самостоятельную науку и экспериментальную область
знаний. Середина 19 в. и по настоящее время.
Слайд 28Каждый период разделен на более дробные этапы. Один из вариантов
этого предложен Сергеем Владимировичем Сарычевым и Игорем Николаевичем Логвиновым в
книге « История психологии в таблицах и схемах», 2010.
Слайд 29 Первый период, когда развитие психологии проходило в недрах других наук,
разделен на четыре этапа.
1 этап (6 в. до н.э. –
5 в. н.э.). Складываются и развиваются первые представления о психике.
2 этап (6 – 7 вв.). Происходит развитие учения о душе в рамках богословия, философии и медицинских знаний.
Слайд 30 3 этап (8 – 16 вв.) Развитие учения о душе
на базе анатомо-физиологических открытий. Введение термина психология.
4 этап (17 в.
– середина 19 в.) Как предмет исследования психологии выделяется не душа, а сознание. Происходит формирование теоретических основ психологии.
Слайд 31Второй период (с середины 19 в. и по настоящее время),
делится на пять этапов.
1 этап (середина 19 в. – 60
гг. 19 в.) Формируются естественнонаучные основы психологии. Развитие экспериментальных методов исследования нервной системы и органов чувств.
Слайд 32 2 этап (конец 60 гг. 19 в. – конец 19
в.). Оформление и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки.
Формирование
теоретических программ психологии. Появление профессии психолог.
Слайд 33 3 этап (начало 20 в. – 30-е гг. 20 в).
Открытый методологический кризис в психологии (кризис и предмета и методов
психологии). Возникновение ряда резко отличающихся друг от друга (по предмету и методам психологии) психологических школ: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, понимающая психологи и др.
Слайд 34 4 этап (30-е - 50-е гг. 20 в.). Происходит затухание
открытого кризиса в психологии. Дальнейшее развитие и эволюция научных школ
периода открытого кризиса. Развитие ряда концепций личности.
5 этап (60-е гг. 20 в. – настоящее время). Возникновение новых направлений психологии (когнитивная психология, гуманистическая психология, генетическая психология). Попытки сближения разных теоретических подходов.
Слайд 35 Наиболее подробное описание этапов развития психологии дано в учебнике Татьяны
Давыдовны Марцинковской.
Марцинковская Т.Д.
1953 г р. д.п.н., профессор,
зав. кафедрой возрастной
психологии
Московского педагогического
государственного
университета (МПГУ).
Работы посвящены истории
психологии и развитию
психологической методологии,
специфическим особенностям
психологии
Слайд 36Краткое описание этих этапов.
Донаучный этап – с глубокой древности до
VII – VI вв. до н.э. На этом этапе представления
о душе складывались на основании сказок, легенд, мифов, суеверий и первоначальных религиозных представлений разных народов.
Слайд 37 2. Второй этап начинается на рубеже VII – VI
вв. до н.э. и заканчивается условно появлением первой психологической школы
(ассоцианизма), т.е. в конце 18 – начале 19 вв.
Слайд 38Внутри этого этапа, длившегося более 20 веков можно выделить три
периода:
1 период. Античная психология.
(VII – VI вв. до н.э.
– V в. н. э.)
В эпоху античности предметом психологии
была душа, которая понималась как первооснова
тела. При этом главной функцией души являлось
придание активности телу. Тело же считалось
инертной массой. Душа дает телу энергию для
активности и направляет эту активность, т.е.
именно душа руководит нашим поведением.
Слайд 39 2 период. Средневековье. (6 – 15 вв.). Предметом психологии остается
душа. Она изучается в рамках богословия. Достижения античной культуры на
много веков преданы забвению. Все поведение человека считается прерогативой божественной воли.
Слайд 40 -3 период. Психология Возрождения и Нового времени (15 – 18
вв.). Обращение к античности, наука стремится стать объективной, рациональной, основанной
на доказательствах, а не на слепой вере.
Психология меняет свой предмет и становится наукой о сознании. К 18 веку фактическим предметом психологии становятся познавательные психические процессы, но при этом практически игнорируется изучение поведения, эмоционально-волевых процессов, личности и ее развития. Психология начинает выделяться в самостоятельную науку, отделившись от философии и богословия.
Слайд 413. этап. Ассоцианистская психология – конец 18 – начало и
середина 19 веков. Психология рассматривается как наука о сознании, но
кроме познавательных процессов изучаются также эмоциональные процессы и поведение. Наряду с интроспекцией в методы психологии включается логика (дедукция, индукция, анализ и т.д.).
Слайд 424. этап. Экспериментальная психология – середина 19 века – начало
20 века.
Открытие первой экспериментальной психологической лаборатории В.Вундта (1879). Появление
профессии – психолог. Формирование двух основных подходов в психологии – структурализм и функционализм.
Основной метод исследования психических явлений – интроспекция.
Слайд 435. этап. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы
и направления – начало 20 века - -30-е годы.
В
психологии появились ряд направлений, каждое из которых имело свой предмет и свои методы исследования: структурализм, функционализм, глубинная психология, гештальт-психология, бихевиоризм, понимающая психология, психология деятельности и др.
Слайд 446. этап. Дальнейшее развитие психологических школ – 40-е – 60-е
гг. 20 века. Появление новых направлений: гуманистическая психология, генетическая и
когнитивная психология.
Слайд 457. этап. Современная психология – начиная с 60-х годов 20
века. Развитие психологии в рамках отдельных направлений, но и появившаяся
тенденция к объединению.