Слайд 1История развития
орнамента
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский Государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Кафедра
технологического и художественного образования
Руководитель: Околович М.Г.
Студент группы 5391 Петросян М.М.
Великий Новгород 2020 г.
Слайд 2
Орнамент — базисное явление художественной культуры. В орнаменте утверждается единство
человеческой художественной культуры — фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества,
объединяющие прошлое
с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе и особенностях её культуры.
Слайд 3Орнамент (от лат. ornamentum - украшение), узор, основанный на повторе
и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов
(утварь, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений и произведений пластических искусств.
Слайд 4При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что
значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше,
чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером.
В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранить ее даже во фрагментах или при перерисовке.
Слайд 5Основные виды орнамента:
-геометрический;
-растительный;
-зооморфный;
-антропоморфный;
- меандровый;
- пейзажный;
-технический;
- предметный;
-символический;
- эпиграфический ;
(каллиграфический)
Эпиграфический орнамент
Пейзажный
орнамент
Слайд 7Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху
(15-10 тыс. лет до н. э.). Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и
не иметь смыслового значения,
а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Слайд 8В период СРЕДНЕВЕКОВЬЯ орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными
на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы
трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят
в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека.
Слайд 9В эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой
личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии.
В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров.
Слайд 10Орнамент стиля БАРОККО строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное
и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство
барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм,
пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.
Слайд 11В начале XVIII в. возник стиль РОКОКО.
Орнамент приобретает легкость, воздушность,
подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы,
отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).
Слайд 12В период КЛАССИЦИЗМА в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов
античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность
и
четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.
Слайд 13В начале XIX в. появился стиль АМПИР,
который черпает свои
художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике
ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.
Слайд 14«...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает
определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с
его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира».
(Российский искусствовед Герчук Ю. Я.)
Слайд 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Характеристика разных видов орнамента [Электронный ресурс]
URL :
https://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta/
- Учебное пособие Буткевич Л.М. [Электронный ресурс]
URL : https://iknigi.net/avtor-lyubov-butkevich/31062-istoriya-ornamenta-uchebnoe-posobie-lyubov-butkevich/read/page-1.html
-История
орнамента Электронный ресурс]
URL : http://shedevrs.ru/ornament/761-istoriyaornamenta.html
- Орнамент как вид декоративной композиции [Электронный ресурс]
URL : https://studopedia.su/18_149160_ornament-kak-vid-dekorativnoy-kompozitsii-vidi-i-struktura-ornamentov.html