Разделы презентаций


История развития Российской культуры

Содержание

ОглавлениеКультура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.Культура русских земель XII – первой половины XIII вв.Русская культура второй половины XIII – XV вв.Культура России XVI в.Русская культура XVII в.Культура России

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Щадрина Анна
История развития Российской культуры

Щадрина АннаИстория  развития Российской культуры

Слайд 2Оглавление
Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.
Культура русских

земель XII – первой половины XIII вв.
Русская культура второй половины

XIII – XV вв.
Культура России XVI в.
Русская культура XVII в.
Культура России первой половины XVIII в.
Культура России второй половины XVIII в.
Культура России первой половины XIX в.
Русская культура второй половины XIX – начала XX вв.

ЗАВЕРШИТЬ ПОКАЗ

ОглавлениеКультура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.Культура русских земель XII – первой половины XIII вв.Русская

Слайд 3Культурные преобразования России в 1920-е гг.
Культурное развитие СССР в 1930-е

гг.
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

(1945-1953)
Культура в период “оттепели” (1953-1964)
Культура СССР в 1964-1985 гг.
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг.
Культура России в 1990-е гг. – начале XXI в.

Оглавление

ЗАВЕРШИТЬ ПОКАЗ

Культурные преобразования России в 1920-е гг.Культурное развитие СССР в 1930-е гг.Культура СССР в годы Великой Отечественной войны

Слайд 4Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.
Главным моментом

развития русской культуры является становление государственности. Именно с этого момента

у Руси появляется:
Религия
Литература
Архитектура
Живопись: фрески, мозаики, иконы.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.Главным моментом развития русской культуры является становление государственности. Именно

Слайд 5Религия в VI-XI вв.
Древние славяне были язычниками. Важнейшими богами были:


Перун – бог грома и войны
Велес – покровитель скотоводства
Мокошь,

оберегавшая хозяйство
Симаргл – бог подземного мира
Князь Владимир Святославович пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. Но его меры мало что изменили. В 988 году он ввёл христианство , что заложило основу единства государства.
Религия в VI-XI вв.Древние славяне были язычниками. Важнейшими богами были: Перун – бог грома и войны Велес

Слайд 6Литература в VI-XI вв.
Первая на Руси азбука кириллица была изобретена

братьями Кириллом и Мефодием
Вместе с письменностью пришли переводы греческих сочинений,

как Библия
Митрополит Иларион написал “Слово о Законе и Благодати”
Первая библиотека появилась при Ярославе Мудром при киевском Софийском соборе
Самая первая летопись – Древнейший свод
Литература в VI-XI вв.Первая на Руси азбука кириллица была изобретена братьями Кириллом и МефодиемВместе с письменностью пришли

Слайд 7Архитектура в VI-XI вв.
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), 996

г.
Софийский собор в Киеве, 1037 г.
Золотые ворота в Киеве
крестово-купольный тип

храма

Владимир I

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

Архитектура в VI-XI вв.Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), 996 г.Софийский собор в Киеве, 1037 г.Золотые ворота

Слайд 8Культура русских земель XII – первой половины XIII вв.
В XII

начинается развитие новых культурных центров из-за обособления от Киева наиболее

развитых земель, становившихся самостоятельными волостями.
Литература: 1113 – “Повесть временных лет” Нестор; “Устав” и “Поучение детям” Владимира Мономаха; 1185 – “Слово о полку Игореве”; “Слово” Даниила Заточника
Архитектура

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура русских земель XII – первой половины XIII вв.В XII начинается развитие новых культурных центров из-за обособления

Слайд 9Архитектура XII- первой половины XIII вв.
Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер

Петр)
Церковь Спаса-Нередицы под Новгородом
Успенский собор во Владимире, 1160
Золотые ворота

во Владимире

Церковь Покрова на Нерли, 1165

Дмитровский собор во Владимире

храмы строились из местного камня – известняка

Мстислав Великий

Андрей Боголюбский

Всеволод
Большое
Гнездо

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский

Архитектура XII- первой половины XIII вв.Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер Петр)Церковь Спаса-Нередицы под НовгородомУспенский собор во Владимире,

Слайд 10Русская культура второй половины XIII – XV вв.
Монголо-татарское нашествие нанесло

серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Вряд ли

можно говорить о каком-либо влиянии монгольской культуры на русскую.
Религия
Литература
Архитектура
Иконопись

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Русская культура второй половины XIII – XV вв.Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не

Слайд 11Религия второй половины XIII – XV вв.
В XV распространились ереси

и ожесточились религиозные споры.

Идейное противостояние
Иосифляне (Иосиф Волоцкий)
- монастыри и церкви

должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян

Нестяжатели (Нил Сорский)
- монахи должны жить своим трудом, главная их задача –духовное самосовершенствование

Религия второй половины XIII – XV вв.В XV распространились ереси и ожесточились религиозные споры.Идейное противостояниеИосифляне (Иосиф Волоцкий)-

Слайд 12Литература второй половины XIII – XV вв.
“Слово о погибели Русской

земли” – небольшое предисловие “Жития Александра Невского”
“Задонщина” – поэтическое произведение,

отклик на Куликовскую битву, созданное рязанским боярином Софонием
“Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина
Литература второй половины XIII – XV вв.“Слово о погибели Русской земли” – небольшое предисловие “Жития Александра Невского”“Задонщина”

Слайд 13Архитектура второй половины XIII – XV вв.
Успенский собор в Москве

(Фированти)
Архангельский собор в Москве (Алевиз Новый)
Благовещенский собор в Москве
Колокольня Ивана

Великого/Иоанна Лествичника
(Бон Фрязин)

Грановитая палата (Марк Руффо, П. Солари)

первые монументальные здания

Иван III

Василий III

Иван III

Иван III

Василий III

Архитектура второй половины XIII – XV вв.Успенский собор в Москве (Фированти)Архангельский собор в Москве (Алевиз Новый)Благовещенский собор

Слайд 14Иконопись второй половины XIII – XV вв.
Спас Вседержитель –
роспись

купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
(Феофан Грек)
Троица


(Андрей Рублёв)

Покров Богородицы
– роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
(Дионисий)

Иконопись второй половины XIII – XV вв.Спас Вседержитель – роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Слайд 15Культура России XVI в.
Было завершено объединение земель вокруг Москвы, что

вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества.
Литература:
1553

– первая типография в Москве
1563 – Печатный двор (И. Федоров)
1564 – первая книга “Апостол” (И.Федоров, П. Мстиславец)
Лицевой свод
“Четьи-Минеи” (архиепископ Макарий)
“Домострой” (священник Сильвестр)
Архитектура

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура России XVI в.Было завершено объединение земель вокруг Москвы, что вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном

Слайд 16Архитектура XVI в.
Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря (лавры)
Церковь вознесения в

Коломенском
Покровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного)
(Барма и Постник)
Царь-пушка (А.

Чохов)

новая конструкция храма - шатёр

Василий III

Иван IV

Фёдор Иванович

Архитектура XVI в.Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря (лавры) Церковь вознесения в КоломенскомПокровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного)(Барма

Слайд 17Русская культура XVII в.
VII век, являясь периодом быстрого развития древнерусской

культуры, в то же время бы веком её завершения. Россия

стояла на пороге Нового времени. В культуре выделяются тенденции: влияние запада и освобождение от господства церкви.
Религия
Литература: “Повесть о Шемякином суде”, стихи Симеона Полоцкого, “Житие протопопа Аваакума”
Архитектура
Иконопись
Образование: в 1687 открыто первое высшее учебное заведение в Москве – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды), где проходили греческую грамматику, поэтику, риторику и философию.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Русская культура XVII в.VII век, являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время бы веком

Слайд 18Религия XVII в.
Раскол является одним из значительных событий в жизни

русской церкви.

Идейное противостояние
Кружок ревнителей благочестия/ Никонианцы (патриарх Никон)
- образец для

исправления отклонения от ортодоксального образца следует взять греческие тексты

Старообрядцы (протопоп Аваакум)
- в качестве образца следовало взять не греческие, а древнерусские книги

Религия XVII в.Раскол является одним из значительных событий в жизни русской церкви.Идейное противостояниеКружок ревнителей благочестия/ Никонианцы (патриарх

Слайд 19Архитектура XVII в.
Церковь Покрова в Филях
Ансамбль Кижского погоста
Спасская башня Московского

Кремля
Теремной дворец (Огурцов, Ушаков, Константинов)
Деревянный дворец в Коломенском
новый стиль –

нарышкинское барокко

Пётр I

Михаил Фёдорович

Алексей Михайлович

Архитектура XVII в.Церковь Покрова в ФиляхАнсамбль Кижского погостаСпасская башня Московского КремляТеремной дворец (Огурцов, Ушаков, Константинов)Деревянный дворец в

Слайд 20Иконопись XVII в.
Икона Спас Нерукотворный (Симон Ушаков)
Парсуна с изображением М.В.

Скопина-Шуйского
Парсуна с изображением Ивана Грозного
возникновение портрета - парсуны

Иконопись XVII в.Икона Спас Нерукотворный (Симон Ушаков)Парсуна с изображением М.В. Скопина-ШуйскогоПарсуна с изображением Ивана Грозноговозникновение портрета -

Слайд 21Культура России первой половины XVIII в.
Эпоха Петра I (1672-1725) явилась

переломной в истории России. Большое влияние на характер Петровских реформ

оказала симпатия к западному образу жизни и быту.
Литература
Архитектура
Живопись
Скульптура
Образование: Школа математических и навигационных наук; Артиллеристская школа; Медицинская академия; Инженерная школа; 1716 - Цифирные школы; 1725 – Академия наук

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура России первой половины XVIII в.Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории России. Большое влияние на

Слайд 22Литература первой половины XVIII в.
С конца 1702 стала издаваться первая

печатная газета – “Ведомости”
1703 – “Арифметика” – Л. Магницкий
В 1717

году было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием “Юности честное зерцало” Петра I
“Духовный регламент” – Феофан Прокопович
“Книга о скудности и богатстве” – И.Т. Посошков

Литература первой половины XVIII в.С конца 1702 стала издаваться первая печатная газета – “Ведомости”1703 – “Арифметика” –

Слайд 23Архитектура первой половины XVIII в.
Петропавловский собор (Трезини)
Здание Двенадцати коллегий
(Трезини,

Доменико)
Дворец Меншикова в Петербурге (Дж. Фонтана)
возникновение регулярной городской застройки
Пётр I
Пётр

I

Пётр I

Архитектура первой половины XVIII в.Петропавловский собор (Трезини)Здание Двенадцати коллегий (Трезини, Доменико)Дворец Меншикова в Петербурге (Дж. Фонтана)возникновение регулярной

Слайд 24by Щадрина Анна
08.05.1998
Живопись первой половины XVIII в.
Портрет канцлера Г.И. Головкина

(И.Н. Никитин)
Автопортрет с женой (А.М. Матвеев)
Панорама Санкт-Петербурга (А.Зубов)
популярны гравюры

by Щадрина Анна08.05.1998Живопись первой половины XVIII в.Портрет канцлера Г.И. Головкина (И.Н. Никитин)Автопортрет с женой (А.М. Матвеев)Панорама Санкт-Петербурга

Слайд 25Скульптура первой половины XVIII в.
Бюст Петра I (К. Растрелли)
Императрица Анна

Иоанновна с арапчонком (К. Растрелли)

Скульптура первой половины XVIII в.Бюст Петра I (К. Растрелли)Императрица Анна Иоанновна с арапчонком (К. Растрелли)

Слайд 26Культура России второй половины XVIII в.
К середине столетия нововведения Петра

уже вполне укоренились на русской почве.
Литература
Архитектура
Живопись
Скульптура
Образование: в каждом губернском городе

учреждались главные училища с четырьмя классами; 1764 – Смольный институт благородных девиц; 1755 – Московский университет (стараниями М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова)
Наука

эпоха Просвещения

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура России второй половины XVIII в.К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве.ЛитератураАрхитектураЖивописьСкульптураОбразование: в

Слайд 27Литература второй половины XVIII в.
Юмористический журнал “Всякая всячина” Екатерины II,

посвященный расточительству, женскому непостоянству и тд.
Журнал “Трутень” Н. Новикова, где

автор насмехается над журналом императрицы -> закрыт -> журнал “Живописец”, десять томов “Древней Российской Вивлиофики”
Три направления:
классицизм: ода “Вольность”, “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Радищева; А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Державин, А.П. Сумароков – создатель трагедии и комедии
художественно-реалистическое: комедии “Бригадир” и “Недоросль” Д. Фонвизина
сентиментализм: “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина
Литература второй половины XVIII в.Юмористический журнал “Всякая всячина” Екатерины II, посвященный расточительству, женскому непостоянству и тд.Журнал “Трутень”

Слайд 28Архитектура второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Большой Петергофский

дворец (Ф. Растрелли)
Екатерининский дворец в Царском Селе (Ф. Растрелли)
Зимний дворец

(Ф. Растрелли)

Елизавета Петровна

Екатерина II

Елизавета Петровна

Архитектура второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаБольшой Петергофский дворец (Ф. Растрелли)Екатерининский дворец в Царском Селе

Слайд 29Архитектура второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Смольный собор

(Ф. Растрелли)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
(Д. Ухтомский)
Никольский Морской собор в Петербурге

(С. Чевакинский)

Елизавета Петровна

Екатерина II

Екатерина II

Архитектура второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаСмольный собор (Ф. Растрелли)Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Д. Ухтомский)Никольский Морской

Слайд 30Архитектура второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Петербургская академия

художеств
(А. Кокоринов, Ж. Валлен-Деламот)
Дом Пашкова(А. Баженов)
Здание Сената в Кремле

(М.Казаков)

Голицынская больница
(М.Казаков)

Смольный институт (Д. Кваренги)

Елизавета Петровна

Екатерина II

Архитектура второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаПетербургская академия художеств (А. Кокоринов, Ж. Валлен-Деламот)Дом Пашкова(А. Баженов)Здание

Слайд 31Архитектура второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Мраморный дворец(А.

Ринальди)
Таврический дворец (И. Старов)
Академия наук(Д. Кваренги)
Екатерина II
Екатерина II

Архитектура второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаМраморный дворец(А. Ринальди)Таврический дворец (И. Старов)Академия наук(Д. Кваренги)Екатерина IIЕкатерина

Слайд 32Живопись второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Портрет Екатерины

II
(Ф. Рокотов)
Портрет А.П. Струйской
(Ф. Рокотов)
Портрет Д.Г. Демидова
(Д.

Левицкий)

Екатерина II Законодательница (Д. Левицкий)

Живопись второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаПортрет Екатерины II (Ф. Рокотов)Портрет А.П. Струйской (Ф. Рокотов)Портрет

Слайд 33Живопись второй половины XVIII в.
формирование русского барокко, расцвет классицизма
Портрет князя

А. Куракина (В. Боровиковский)
Портрет М. Лопухиной (В. Боровиковский)
Владимир и Рогнеда


(А. Лосенко)

Вид в окрестностях Старой Руссы
(С. Щедрин)

Живопись второй половины XVIII в.формирование русского барокко, расцвет классицизмаПортрет князя А. Куракина (В. Боровиковский)Портрет М. Лопухиной (В.

Слайд 34Скульптура второй половины XVIII в.
Бюст князя Голицына
(Ф. Шубин)
Бюст М.В.

Ломоносова
(Ф. Шубин)
Памятник А. Суворову
(М. Козловский)
Самсон, раздирающий пасть льву


(М. Козловский)

Медный всадник (Э. Фальконе)

Скульптура второй половины XVIII в.Бюст князя Голицына (Ф. Шубин)Бюст М.В. Ломоносова (Ф. Шубин)Памятник А. Суворову (М. Козловский)Самсон,

Слайд 35Наука второй половины XVIII в.
М.В. Ломоносов в самых различных областях:

в физике, химии, астрономии, истории, филологии
Среди иностранных ученых, работавших в

России, выделяется Л. Эйлер
В Академии наук проводятся исследовательские работы в разных отраслях
И.И. Ползунов – универсальная паровая машина
И.П. Кулибин – автор многочисленных изобретений
Наука второй половины XVIII в.М.В. Ломоносов в самых различных областях: в физике, химии, астрономии, истории, филологииСреди иностранных

Слайд 36Культура России первой половины XIX в.
XIX характеризовался расширением культурного взаимодействия

с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса.
Литература
Архитектура
Живопись
Скульптура
Образование
Наука
Музыка: “Жизнь

за царя” и “Руслан и Людмила” М.И. Глинки; опера “Русалка” А. Даргомыжский

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура России первой половины XIX в.XIX характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией

Слайд 37Литература первой половины XIX в.
“Горе от ума” А.С. Грибоедов
Баллады В.А.

Жуковского
Поэты-декабристы: К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, А. Одоевский
А.С. Пушкин
М.Ю.

Лермонтов
Н.В. Гоголь
Критика В. Белинского

формирование романтизма

Литература первой половины XIX в.“Горе от ума” А.С. ГрибоедовБаллады В.А. ЖуковскогоПоэты-декабристы: К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев,

Слайд 38by Щадрина Анна
08.05.1998
Архитектура первой половины XIX в.
Казанский собор в Санкт-Петербурге

(А. Воронихин)
Адмиралтейство
(А. Захаров)
Исаакиевский собор
(О. Монферран)
Триумфальные ворота (О. Бове)
Ампир

- высокий классицизм

Здание Биржи (де Томон)

Александр I

Александр I

Александр I

Николай I

Николай I

by Щадрина Анна08.05.1998Архитектура первой половины XIX в.Казанский собор в Санкт-Петербурге (А. Воронихин)Адмиралтейство (А. Захаров)Исаакиевский собор (О. Монферран)Триумфальные

Слайд 39Архитектура первой половины XIX в.
Ампир - высокий классицизм
Михайловский замок (К.

Росси)
Александрийский театр
(К. Росси)
Здание Сената и Синода (К. Росси)
Большой театр

в Москве (О. Бове)

Александр I

Николай I

Архитектура первой половины XIX в.Ампир - высокий классицизмМихайловский замок (К. Росси)Александрийский театр (К. Росси)Здание Сената и Синода

Слайд 40Скульптура первой половины XIX в.
Памятник Минину и Пожарскому (И. Мартос)
“Укротители

коней” на Аничковом мосту (П. Клодт)
Конный памятник Николаю I (П.

Клодт)
Скульптура первой половины XIX в.Памятник Минину и Пожарскому (И. Мартос)“Укротители коней” на Аничковом мосту (П. Клодт)Конный памятник

Слайд 41by Щадрина Анна
08.05.1998
Живопись первой половины XIX в.
Портрет В.А. Жуковского
(О.

Кипренский)
Портрет А.С. Пушкина
(О. Кипренский)
Портрет А.С. Пушкина
(В. Тропинин)
Портрет графини

Самойловой
(К. Брюллов)

господство романтизма, портрета, бытового жанра

by Щадрина Анна08.05.1998Живопись первой половины XIX в.Портрет В.А. Жуковского (О. Кипренский)Портрет А.С. Пушкина (О. Кипренский)Портрет А.С. Пушкина

Слайд 42Живопись первой половины XIX в.
Утро помещицы
(А. Венецианов)
Гумно (А. Венецианов)
На

пашне. Весна
(А. Венецианов)
Явление Христа народу
(А. Иванов)
господство романтизма, портрета,

бытового жанра
Живопись первой половины XIX в.Утро помещицы (А. Венецианов)Гумно (А. Венецианов)На пашне. Весна (А. Венецианов)Явление Христа народу (А.

Слайд 43Живопись первой половины XIX в.
Сватовство майора
(П. Федотов)
Свежий кавалер (П.

Федотов)
Девятый вал
(И. Айвазовский)
господство романтизма, портрета, бытового жанра

Живопись первой половины XIX в.Сватовство майора (П. Федотов)Свежий кавалер (П. Федотов)Девятый вал (И. Айвазовский)господство романтизма, портрета, бытового

Слайд 44Живопись первой половины XIX в.
Последний день Помпеи (К. Брюллов)
Всадница(К. Брюллов)
Автопортрет

(К. Брюллов)
господство романтизма, портрета, бытового жанра

Живопись первой половины XIX в.Последний день Помпеи (К. Брюллов)Всадница(К. Брюллов)Автопортрет (К. Брюллов)господство романтизма, портрета, бытового жанра

Слайд 45Образование первой половины XIX в.
1803 – указ о создании 6

учебных округов
Открытие Царскосельского лицея
1827 – указ о запрете приёма в

ВУЗы крестьян
1833 – С.С. Уваров “Теория официальной народности” (православие, самодержавие, народность)
Императорская военная академия
1835 – университеты лишены статуса внутренней автономии
Артиллерийская академия

Образование первой половины XIX в.1803 – указ о создании 6 учебных округовОткрытие Царскосельского лицея1827 – указ о

Слайд 46Наука первой половины XIX в.

Наука первой половины XIX в.

Слайд 47Наука первой половины XIX в.

Наука первой половины XIX в.

Слайд 48Русская культура второй половины XIX – начала XX вв.
Литература
Архитектура
Живопись
Скульптура
Театральное искусство
Кинематограф
Музыка
Опера

и балет
Образование
Наука
К ОГЛАВЛЕНИЮ
Отмена крепостного права, либеральные реформы, проведенные в течение

60-70 годов XIX века, существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом.
Русская культура второй половины XIX – начала XX вв.ЛитератураАрхитектураЖивописьСкульптураТеатральное искусствоКинематографМузыкаОпера и балетОбразованиеНаукаК ОГЛАВЛЕНИЮОтмена крепостного права, либеральные реформы,

Слайд 49Литература второй половины XIX – начала XX вв.
Критический реализм:
И.С. Тургенев
И.А.

Гончаров
Л.Н. Толстой
Ф.М. Достоевский
А.П. Чехов
В.Г. Короленко
А.И. Куприн
И.А. Бунин
М. Горький

Драматургия:
А.Н. Островский
А.В. Сухово-Кобылин
Сатира:
М.Е.

Салтыков-Щедрин
Поэзия:
Н.А. Некрасов
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет

Литература второй половины XIX – начала XX вв.Критический реализм:И.С. ТургеневИ.А. ГончаровЛ.Н. ТолстойФ.М. ДостоевскийА.П. ЧеховВ.Г. КороленкоА.И. КупринИ.А. БунинМ.

Слайд 50Литература второй половины XIX – начала XX вв.
Символизм:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
К.

Бальмонт
В. Брюсов
А. Блок
А. Белый
В. Иванов






Акмеизм:
Н. Гумилёв
Мандельштам
А. Ахматова





Футуризм:
В. Маяковский
А. Кручёных
братья Бурлюки
И.

Северянин
В. Хлебников
Б. Пастернак





Имажинизм:
С. Есенин





Литература второй половины XIX – начала XX вв.Символизм:Д. МережковскийЗ. ГиппиусК. БальмонтВ. БрюсовА. БлокА. БелыйВ. ИвановАкмеизм:Н. ГумилёвМандельштамА. АхматоваФутуризм:В.

Слайд 51Архитектура второй половины XIX – начала XX вв.
Храм Христа Спасителя

(К. Тон)
Главные стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модерн
Большой Кремлевский дворец (К. Тон)
Московский

вокзал в Санкт-Петербурге (К. Тон)

Николай I

Николай I

Архитектура второй половины XIX – начала XX вв.Храм Христа Спасителя (К. Тон)Главные стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модернБольшой Кремлевский

Слайд 52by Щадрина Анна
08.05.1998
Архитектура второй половины XIX – начала XX вв.
Главные

стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модерн
Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (А.

Парланд)

Исторический музей в Москве
(А. Семенов, О. Шервуд)

Особняк Рябушинского
(Ф. Шехтель)

Александр III

Александр II

Николай II

by Щадрина Анна08.05.1998Архитектура второй половины XIX – начала XX вв.Главные стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модернХрам Спаса на крови

Слайд 53Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
В 1863 группа

студентов-выпускников Академии художеств отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского

эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В знак протеста художники во главе с И. Крамским, не окончив официального курса, покинули Академию, образовав “Петербургскую артель художников”.
В 1870, уже в Москве, И. Крамской, В. Перов, Н. Ге, Г. Мясоедов организовали “Товарищество передвижных художественных выставок”. Туда входили И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Шишкин, А. Куинжи, И. Левитан, М. Васнецов, Н. Ярошенко и другие.
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.В 1863 группа студентов-выпускников Академии художеств отказалась писать программные картины

Слайд 54Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
В 1898 в

Петербурге было основано новое художественное объединение “Мир искусства”. Во главе

встали художник А. Бенуа и меценат С. Дягилев. Основное ядро составляли Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов. Также входили такие художники, как: М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Рерих, Б. Кустодиев, З. Серебряков, К. Петров-Водкин.
“Мир искусства” издавал свой журнал под тем же названием.
Много работали художники для театра. Л. Бакстом создавались выдающиеся театральные декорации для “русских сезонов” в Париже.
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.В 1898 в Петербурге было основано новое художественное объединение “Мир

Слайд 55Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Значительную роль в

развитии русского модерна сыграл “Абрамцевский художественный кружок”, в котором были

объединены представители московской творческой интеллигенции. Меценатом кружка был С. Мамонтов. Членами были скульптор М. Антокольский, В. Васнецов, К. Коровин, И. Левитан, В. Нестеров, В. Поленов, В. Серов.
Местом собрания художников было подмосковное имение Мамонтова Абрамцево.
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Значительную роль в развитии русского модерна сыграл “Абрамцевский художественный кружок”,

Слайд 56by Щадрина Анна
08.05.1998
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Сельский

крестный ход на Пасхе (В. Перов)
Проводы покойника
(В. Перов)
Тройка
(В. Перов)
Портрет

А.Н. Островского
(В. Перов)

Портрет Ф.М. Достоевского
(В. Перов)

критический реализм, пейзаж, модерн

by Щадрина Анна08.05.1998Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Сельский крестный ход на Пасхе (В. Перов)Проводы покойника

Слайд 57Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Христос в пустыне


(И. Крамской)
Портрет Л.Н. Толстого
(И. Крамской)
Незнакомка (И. Крамской)
критический реализм, пейзаж, модерн

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Христос в пустыне (И. Крамской)Портрет Л.Н. Толстого(И. Крамской)Незнакомка (И. Крамской)критический

Слайд 58Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Апофеоз войны
(В.

Верещагин)
Грачи прилетели
(А. Саврасов)
Московский дворик (В. Поленов)
критический реализм, пейзаж, модерн

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Апофеоз войны (В. Верещагин)Грачи прилетели(А. Саврасов)Московский дворик (В. Поленов)критический реализм,

Слайд 59Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Рожь (И. Шишкин)
Утро

в сосновом бору
(И. Шишкин)
Вечерний звон (И. Левитан)
критический реализм, пейзаж,

модерн
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Рожь (И. Шишкин)Утро в сосновом бору (И. Шишкин)Вечерний звон (И.

Слайд 60Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Бурлаки на Волге

(И. Репин)
Портрет Л.Н. Толстого
(И. Репин)
Крестный ход в Курской губернии

(И. Репин)

критический реализм, пейзаж, модерн

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Бурлаки на Волге (И. Репин)Портрет Л.Н. Толстого (И. Репин)Крестный ход

Слайд 61Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Не ждали (И.

Репин)
Запорожцы пишут письмо турецкому султану (И. Репин)
Торжественное заседание Государственного совета


(И. Репин)

критический реализм, пейзаж, модерн

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Не ждали (И. Репин)Запорожцы пишут письмо турецкому султану (И. Репин)Торжественное

Слайд 62Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
Утро стрелецкой казни

(В. Суриков)
Меншиков в Берёзове (В. Суриков)
критический реализм, пейзаж, модерн
Боярыня Морозова


(В. Суриков)
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.Утро стрелецкой казни (В. Суриков)Меншиков в Берёзове (В. Суриков)критический реализм,

Слайд 63Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
Покорение Сибири Ермаком
(В. Суриков)
Переход А. Суворова через Альпы (В.

Суриков)

Степан Разин (В. Суриков)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернПокорение Сибири Ермаком (В. Суриков)Переход А. Суворова

Слайд 64Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
После побоища Игоря Святославича с половцами (В. Васнецов)
Алёнушка (В. Васнецов)
Богатыри


(В. Васнецов)
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернПосле побоища Игоря Святославича с половцами (В.

Слайд 65Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
Девочка с персиками (В. Серов)
Портрет М. Ермоловой
(В. Серов)
Похищение Европы

(В. Серов)
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернДевочка с персиками (В. Серов)Портрет М. Ермоловой

Слайд 66Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
Пётр I (В. Серов)
Прогулка короля (А. Бенуа)
Императрица Елизавета Петровна в

Царском Селе
(Е. Лансере)

Зима. Каток
(К. Сомов)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернПётр I (В. Серов)Прогулка короля (А. Бенуа)Императрица

Слайд 67Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
Московская улица XVII века в праздничный день
(А. Рябушкин)
Заморские гости


(Н. Рерих)

На Руси (М. Нестеров)

Великий постриг
(М. Нестеров)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернМосковская улица XVII века в праздничный день

Слайд 68Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
критический реализм, пейзаж,

модерн
Демон (М. Врубель)
Царевна-лебедь
(М. Врубель)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.критический реализм, пейзаж, модернДемон (М. Врубель)Царевна-лебедь (М. Врубель)

Слайд 69Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
новые течения: фовизм,

футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.
Импровизация №7 (В. Кандинский)
Смутное (В. Кандинский)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.Импровизация №7 (В.

Слайд 70Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
новые течения: фовизм,

футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.
Автопортрет с семью пальцами
(М. Шагал)
Над

городом (М. Шагал)
Живопись второй половины XIX – начала XX вв.новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.Автопортрет с семью

Слайд 71Живопись второй половины XIX – начала XX вв.
новые течения: фовизм,

футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.
Пир королей (П. Филонов)
Крестьянская семья
(П.

Филонов)

Чёрный квадрат (К. Малевич)

Живопись второй половины XIX – начала XX вв.новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д.Пир королей (П.

Слайд 72Скульптура второй половины XIX – начала XX вв.
Иван Грозный
(М.

Антокольский)
Пётр I
(М. Антокольский)
Умирающий Сократ (М. Антокольский)

Скульптура второй половины XIX – начала XX вв.Иван Грозный (М. Антокольский)Пётр I (М. Антокольский)Умирающий Сократ (М. Антокольский)

Слайд 73Скульптура второй половины XIX – начала XX вв.
Памятник А.С. Пушкину


(А. Опекушин)
Памятник Александру III
(П. Трубецкой)
Старичок-полевичок и Стрибог
(С. Конёнков)
Памятник

Тысячелетие России (М. Микешин)
Скульптура второй половины XIX – начала XX вв.Памятник А.С. Пушкину (А. Опекушин)Памятник Александру III (П. Трубецкой)Старичок-полевичок и

Слайд 74Театр второй половины XIX – начала XX вв.
1898 – создание

Московского Художественного театра ( К. Станиславский и В. Немирович-Данченко)
Известные актёры:
М.

Ермолова
(Малый театр)

П. Стрепетова (Александринский театр)

В. Качалов (МХТ)

Театр второй половины XIX – начала XX вв.1898 – создание Московского Художественного театра ( К. Станиславский и

Слайд 75Кино второй половины XIX – начала XX вв.
Первые киносеансы в

Петербурге и Москве состоялись в 1896 году.
В 1908 году была

выпущена первая русская игровая картина “Стенька Разин”.

Известные актёры:

И. Мозжухин

В. Холодная

А. Коонен

Кино второй половины XIX – начала XX вв.Первые киносеансы в Петербурге и Москве состоялись в 1896 году.В

Слайд 76Музыка второй половины XIX – начала XX вв.
П. Чайковский –

оперы “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, балеты “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”,

“Щелкунчик”
А. Глазунов
А. Скрябин
С. Рахманинов
Музыка второй половины XIX – начала XX вв.П. Чайковский – оперы “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, балеты “Лебединое

Слайд 77Опера и балет второй половины XIX – начала XX вв.
Лидирующее

положение занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве.
М.

Фокин – балетмейстер

В. Нижинский – балетмейстер

Ф. Шаляпин – оперный бас

А. Павлова – балерина

“Русские сезоны” – гастроли оперных и балетных трупп в Париже и Лондоне.

Опера и балет второй половины XIX – начала XX вв.Лидирующее положение занимали петербургский Мариинский театр и Большой

Слайд 78Образование второй половины XIX – начала XX вв.
1864 – “Положение

о начальных народных училищах”:
земские школы
церковные школы
народные училища Министерства народного просвещения
1864

– устав средних учебных заведений:
классические гимназии, в которых изучались гуманитарные предметы
реальные училища, в которых уделялось большое внимание к естественнонаучным предметам
1872 – Высшие женские курсы (В. Герье)
Бестужевские курсы (К. Бестужев-Рюмин)
К. Ушинский – идея воспитывающего обучения
Л. Н. Толстой – развитие педагогики

Образование второй половины XIX – начала XX вв.1864 – “Положение о начальных народных училищах”:земские школыцерковные школынародные училища

Слайд 79Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Слайд 80Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Слайд 81Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Слайд 82Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Слайд 83Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Наука второй половины XIX – начала XX вв.

Слайд 84Культурные преобразования России в 1920-е гг.
Октябрьская революция оказала огромное воздействие

на развитие культуры. Произошёл резкий слом традиций.
Литература
Архитектура: господство конструктивизма
Живопись
Скульптура: 1918

– Ленинский план монументальной пропаганды революционных ценностей
Театральное искусство
Кинематограф
Образование
Наука

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культурные преобразования России в 1920-е гг.Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие культуры. Произошёл резкий слом традиций.ЛитератураАрхитектура:

Слайд 85Литература в 1920-е гг.
1917 – “Пролеткульт”
1921 – “Серапионовы братья”
1925 –

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
“Перевал” (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей) –

лидер А. Воронский
ЛЕФ (Левый фронт искусств) – В. Маяковский
Расцвет творчества М. Цветаевой, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Булгакова, М. Шолохова, Е. Петровой.


Литература в 1920-е гг.1917 – “Пролеткульт”1921 – “Серапионовы братья”1925 – РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)“Перевал” (Всесоюзное объединение

Слайд 86Живопись в 1920-е гг.
1922 – АХРР (Ассоциация художников революционной России).

В.И.

Ленин в Смольном
(И. Бродский)
Тачанка (М. Греков)
Трубачи Первой конной армии

(М. Греков)

Купола и ласточки (К. Юон)

Перед вступлением в Кремль (К. Юон)

Живопись в 1920-е гг.1922 – АХРР (Ассоциация художников революционной России).В.И. Ленин в Смольном (И. Бродский)Тачанка (М. Греков)Трубачи

Слайд 87Живопись в 1920-е гг.
1924 – творческая группа “4 искусства”

Купание красного

коня
(К. Петров-Водкин)
Мать (К. Петров-Водкин)
1918 год в Петрограде
(К. Петров-Водкин)
Смерть

комиссара
(К. Петров-Водкин)
Живопись в 1920-е гг.1924 – творческая группа “4 искусства”Купание красного коня (К. Петров-Водкин)Мать (К. Петров-Водкин)1918 год в

Слайд 88Живопись в 1920-е гг.
Оборона Петрограда
(А. Дейнека)
1925 – “Общество станковистов” (ОСТ)

“Окна

сатиры РОСТА” (Российское телеграфное агентство) – художники В. Маяковский и

Д. Моор)

Ты записался добровольцем?
(Д. Моор)

Помоги
(Д. Моор)

плакатная графика

Живопись в 1920-е гг.Оборона Петрограда(А. Дейнека)1925 – “Общество станковистов” (ОСТ)“Окна сатиры РОСТА” (Российское телеграфное агентство) – художники

Слайд 89Театр в 1920-е гг.
Актёры старшего поколения: М. Ермолова, А. Южин,

А. Остужев, В. Качалов
Режиссёр В. Мейерхольд ставил многочисленные пьесы в

театрах
Крупный вклад Е. Вахтангова в развитие театра МХАТ

В. Мейерхольд

Театр в 1920-е гг.Актёры старшего поколения: М. Ермолова, А. Южин, А. Остужев, В. КачаловРежиссёр В. Мейерхольд ставил

Слайд 90Кино в 1920-е гг.
Важной вехой в развитии художественного игрового кино

стал фильм С. Эйзенштейна “Броненосец Потёмкин” , вышедший в 1925

году и получивший статус мирового шедевра.

Афиша фильма “Броненосец Потёмкин”

Кино в 1920-е гг.Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм С. Эйзенштейна “Броненосец Потёмкин” ,

Слайд 91Образование в 1920-е гг.
1917-1918 – декреты об отделении церкви от

школы
1918 – реформа правописания
1919 – создаются “рабфаки” (рабочие факультеты)
Руководство народным

просвещением возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. Луначарским
Создание системы всеобщего начального образования
Декреты об обязательном обучении грамоте
1923 – добровольное общество “Долой неграмотность!”
Образование в 1920-е гг.1917-1918 – декреты об отделении церкви от школы1918 – реформа правописания1919 – создаются “рабфаки”

Слайд 92Наука в 1920-е гг.

Наука в 1920-е гг.

Слайд 93Наука в 1920-е гг.

Наука в 1920-е гг.

Слайд 94Наука в 1920-е гг.
П. Милюков – историк
П. Струве – экономика
П.

Сорокин – социология и философия
Н. Бердяев – философия
М. Покровский –

историк
В начале 1920-х годов, когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение сменовехства, получившее своё название от литературно-политического сборника “Смена вех”, издававшегося в Париже в 1921-1922 годах. Идеологи сменовехства (Н. Устрялов и другие) призывали перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.
Наука в 1920-е гг.П. Милюков – историкП. Струве – экономикаП. Сорокин – социология и философияН. Бердяев –

Слайд 95Культурное развитие СССР в 1930-е гг.
В 30-е годы разрушались памятники

архитектуры. Но всё же во многих сферах культуры были достигнуты

значительные успехи.
Литература
Архитектура
Живопись
Скульптура
Кинематограф
Наука

наступал период единообразия, в архитектуре преобладал “сталинский ампир”

Рабочий и колхозница (В. Мухина)

Мавзолей В. Ленина
(А. Щусев)

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культурное развитие СССР в 1930-е гг.В 30-е годы разрушались памятники архитектуры. Но всё же во многих сферах

Слайд 96Литература в 1930-е гг.
1934 – “Союз писателей” – М. Горький,

А. Фадеев
И. Бунин: “Жизнь Арсеньева” – в 1933 удостоен Нобелевской

премии
М. Шолохов:“Тихий Дон”, “Поднятая целина” – в 1965 удостоен Нобелевской премии
Н. Островский: “Как закалялась сталь”
А. Толстой: “Пётр I”
М. Булгаков: “Мастер и Маргарита”
А. Платонов: “Котлован”

социалистический реализм

Литература в 1930-е гг.1934 – “Союз писателей” – М. Горький, А. ФадеевИ. Бунин: “Жизнь Арсеньева” – в

Слайд 97Живопись в 1930-е гг.
Допрос коммунистов
(Б. Иогансон)
соцреализм
На старом уральском заводе

(Б. Иогансон)
Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола (Б. Иогансон)

Живопись в 1930-е гг.Допрос коммунистов (Б. Иогансон)соцреализмНа старом уральском заводе (Б. Иогансон)Выступление В.И. Ленина на III съезде

Слайд 98Кино в 1930-е гг.
“Александр Невский” – реж. С. Эйзенштейн, в

главной роли Н. Черкасов;
“Ленин в Октябре” – реж. М. Ромм;
“Человек

с ружьём” – реж. С. Юткевич;
“Юность Максима”, “Возвращение Максима”, “Выборгская сторона” – реж. Г. Козинцев;
“Весёлые ребята”, “Волга-Волга” – реж. С. Герасимов;
“Свинарка и пастух” – И. Пырьев;
“Чапаев” – Г. и С. Васильевы.
Кино в 1930-е гг.“Александр Невский” – реж. С. Эйзенштейн, в главной роли Н. Черкасов;“Ленин в Октябре” –

Слайд 99Кино в 1930-е гг.
Кадр из фильма
“Александр Невский”
Афиша фильма
“Весёлые ребята”
Афиша

фильма
“Чапаев”

Кино в 1930-е гг.Кадр из фильма “Александр Невский”Афиша фильма“Весёлые ребята”Афиша фильма “Чапаев”

Слайд 100Наука в 1930-е гг.
Физический институт имени П. Лебедева (С. Вавилов)
Институт

физических проблем (П. Капица)
Работа И. Мичурина в сфере селекции
Научно-исследовательский Институт

истории при АН СССР
Труды по истории Б. Грекова (история Руси), Е. Тарле (история стран Европы)
Ликвидация автономии Академии наук
1938 – “Краткий курс истории ВКП(б)” под редакцией И.В. Сталина

Наука в 1930-е гг.Физический институт имени П. Лебедева (С. Вавилов)Институт физических проблем (П. Капица)Работа И. Мичурина в

Слайд 101Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

(1945-1953)
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных

страниц в истории России. Немалую роль в поднятии патриотического духа и достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.
Литература
Архитектура
Живопись
Кинематограф
Наука
Музыка: “Седьмая симфония” Д. Шостаковича

Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945-1953) Великая Отечественная война – одна из

Слайд 102Литература в 1945-1953 гг.
Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились

на фронт: К. Симонов, А. Фадеев; многие погибли: А. Гайдар,

Е. Петров и другие.
К. Симонов – “Жди меня”
А. Твардовский – “Василий Тёркин”
К. Симонов – “Дни и ночи”
А. Фадеев – “Молодая гвардия”
Литература в 1945-1953 гг.Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. Симонов, А. Фадеев; многие

Слайд 103Живопись в 1945-1953 гг.
плакатная графика, тема Великой Отечественной войны
Родина-мать зовёт!


(И. Тоидзе)
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев (М. Куприянов,

П. Крылов и Н. Соколов).

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом)

Живопись в 1945-1953 гг.плакатная графика, тема Великой Отечественной войныРодина-мать зовёт! (И. Тоидзе)Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и

Слайд 104Живопись в 1945-1953 гг.
плакатная графика, тема Великой Отечественной войны
Оборона Севастополя

(А. Дейнека)
Фашист пролетел (А. Пластов)
Мать партизана
(С. Герасимов)

Живопись в 1945-1953 гг.плакатная графика, тема Великой Отечественной войныОборона Севастополя (А. Дейнека)Фашист пролетел (А. Пластов)Мать партизана (С.

Слайд 105Живопись в 1945-1953 гг.
тема Великой Отечественной войны, бытовая сцена
Письмо с

фронта
(А. Лактионов)
Опять двойка
(Ф. Решетников)
Утро (Т. Яблонская)

Живопись в 1945-1953 гг.тема Великой Отечественной войны, бытовая сценаПисьмо с фронта (А. Лактионов)Опять двойка (Ф. Решетников)Утро (Т.

Слайд 106Живопись в 1945-1953 гг.
тема Великой Отечественной войны
Отдых после боя (“Василий

Тёркин”)
(Ю. Непринцев)
Хлеб (Т. Яблонская)

Живопись в 1945-1953 гг.тема Великой Отечественной войныОтдых после боя (“Василий Тёркин”) (Ю. Непринцев)Хлеб (Т. Яблонская)

Слайд 107Кино в 1945-1953 гг.
“Секретарь райкома” – реж. И. Пырьев
“Нашествие” –

реж. А. Роом
“Два бойца” – реж. Л. Луков
“Иван Грозный” –

реж. С. Эйзенштен

Афиша фильма
“Иван Грозный”

Кино в 1945-1953 гг.“Секретарь райкома” – реж. И. Пырьев“Нашествие” – реж. А. Роом“Два бойца” – реж. Л.

Слайд 108Наука в 1945-1953 гг.
В отношении власти к науке продолжал господствовать

грубый диктат бюрократии.
В 30-е годы место президента ВАСХНИЛ занял Т.Лысенко,

который был ярым противником генетики, вследствие чего она была объявлена “буржуазной лженаукой”.
Государство эксплуатировало труд учёных, осужденных за “антисоветскую деятельность”. Их держали в специальных зонах (“шарашках”), где они отбывали свои сроки.
Наука в 1945-1953 гг.В отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат бюрократии.В 30-е годы место президента

Слайд 109Культура в период “оттепели” (1953-1964)
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на

XX съезде КПСС в 1956 году, ознаменовало начало нового периода

– периода “оттепели” (эпоха Хрущёва).
Литература
Живопись
Скульптура
Театральное искусство: 1957 – театр “Современник” (гл. реж. О. Ефремов); 1964 – Театр драмы и комедии на Таганке (гл. реж. Ю. Любимов)
Кинематограф
Образование: 1958 – закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”
Наука

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура в период “оттепели” (1953-1964)Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на XX съезде КПСС в 1956 году, ознаменовало

Слайд 110Литература в период “оттепели”
Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина,

Р. Рождественский
Барды: Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий
Писатели-шестидесятники: Д. Гранин,

Ю. Нагибин, Ю. Герман, В. Аксёнов, И. Ефремов, братья Стругацкие, Ю. Бондарев, К. Симонов

1955 – издаётся журнал “Юность”; В 1962 в журнале “Новый мир” (гл. редактор – А. Твардовский) опубликована повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”; В 1950-е возник “самиздат” – так назывались машинописные журналы, например, “Синтаксис” (основатель молодой поэт А. Гинзбург).


1958 – Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Советские власти потребовали отказа от неё. Его обвинили в антинародности и призрении к “простому человеку”.

Литература в период “оттепели”Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. РождественскийБарды: Б. Окуджава, А. Галич, В.

Слайд 111Живопись в период “оттепели”
“суровый стиль”
Молодые скульпторы
(Д. Жилинский)
Строители Братской ГЭС

(В. Попков)

Живопись в период “оттепели”“суровый стиль”Молодые скульпторы (Д. Жилинский)Строители Братской ГЭС (В. Попков)

Слайд 112Скульптура в период “оттепели”
Надгробный памятник Н. Хрущёву
(Э. Неизвестный)
Памятник-ансамбль героям

Сталинградской битвы (Е. Вучетич)
Родина-мать зовёт! (Е. Вучетич)
Монумент “Мать-Родина” на Пискарёвском

кладбище
(В. Исаева, Р. Таурит)

мемориальные комплексы, посвященные В.О.В.

Скульптура в период “оттепели”Надгробный памятник Н. Хрущёву (Э. Неизвестный)Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы (Е. Вучетич)Родина-мать зовёт! (Е. Вучетич)Монумент

Слайд 113Кино в период “оттепели”
“Летят журавли” – реж. М. Калатозов
“Баллада о

солдате” – реж. Г. Чухрай
“Застава Ильича” – реж. М. Хуциев
“Я

шагаю по Москве” – реж. Г. Данелия

военная тема, проблемы молодёжи, лёгкие романтические ленты

Кадр из фильма
“Я шагаю по Москве”

Кино в период “оттепели”“Летят журавли” – реж. М. Калатозов“Баллада о солдате” – реж. Г. Чухрай“Застава Ильича” –

Слайд 114Наука в период “оттепели”
Нобелевские лауреаты:
1956 – Н. Семёнов – исследование

химических цепных реакций
1962 – Л. Ландау – теория жидкого гелия
1964

– Н. Басов, А. Прохоров – создание лазера (первого квантового генератора)


1954 – первая в мире атомная электростанция в Обнинске
1957 – самый мощный ускоритель протонов – синхрофазотрон
1957 – запуск первого в мире искусственного спутника Земли
1961 (12 апреля) – Ю. Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос

Наука в период “оттепели”Нобелевские лауреаты:1956 – Н. Семёнов – исследование химических цепных реакций1962 – Л. Ландау –

Слайд 115Культура СССР в 1964-1985 гг.
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую

жизнь в СССР после окончания краткой хрущёвской “оттепели”, затронул и

культуру. Советская культура при Л. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной её предыдущим периодом.
Литература
Живопись
Кинематограф
Музыка
Образование

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура СССР в 1964-1985 гг.Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущёвской

Слайд 116Литература в 1964-1985 гг.
Ю. Трифонов – “Обмен”
В. Распутин – “Живи

и помни”
В. Астафьев – “Царь-рыба”
Ю. Бондарев – “Горячий снег”
Б. Васильев

– “А зори здесь тихие…”
Альманах “Метрополь” (А. Битов, В. Аксёнов, Ф. Искандер, В. Ерофеев)
1970 – Нобелевская премия А. Солженицыну за роман “Архипелаг ГУЛАГ”
Фельетон “Окололитературный трутень”

писатели-деревенщики

военная тема

Литература в 1964-1985 гг.Ю. Трифонов – “Обмен”В. Распутин – “Живи и помни”В. Астафьев – “Царь-рыба”Ю. Бондарев –

Слайд 117Живопись в 1964-1985 гг.
15 сентября 1974 года в Москве была

разгромлена выставка 24 художников-авангардистов (“бульдозерная выставка”).
“фотографический реализм”
Портрет афганца (А. Шилов)

Живопись в 1964-1985 гг.15 сентября 1974 года в Москве была разгромлена выставка 24 художников-авангардистов (“бульдозерная выставка”).“фотографический реализм”Портрет

Слайд 118Кино в 1964-1985 гг.
“Война и мир” – реж. С. Бондарчук
“Операция

Ы”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич меняет профессию” –

реж. Л. Гайдай

Кадр из фильма “Война и мир”

Кадр из фильма “Операция Ы”

А. Демьяненко

Ю. Никулин

фильмы, снятые по сюжету литературных произведений и комедии

Кино в 1964-1985 гг.“Война и мир” – реж. С. Бондарчук“Операция Ы”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич

Слайд 119Кино в 1964-1985 гг.
“Ирония судьбы, или С лёгким паром!”, “Вокзал

для двоих” – реж. Э. Рязанов
“Осенний марафон” – реж. Н.

Данелия
“Москва слезам не верит” – реж. В. Меньшов

остроумные комедии, мелодрамы

Кадр из фильма “Ирония судьбы”

Б. Брыльска

А. Мягков

Кадр из фильма “Москва слезам не верит”

Кино в 1964-1985 гг.“Ирония судьбы, или С лёгким паром!”, “Вокзал для двоих” – реж. Э. Рязанов“Осенний марафон”

Слайд 120Кино в 1964-1985 гг.
“Семнадцать мгновений весны” – реж. Т. Лиознова
“Место

встречи изменить нельзя” – реж. С. Говорухин
“Белое солнце пустыни” –

реж. В. Мотыль
“Приключения Шерлока Холмса” – реж. И. Масленников
“Сталкер” – реж. А. Тарковский
“Живёт такой парень”, “Калина красная” – реж. В. Шукшин

остросюжетные картины

Кино в 1964-1985 гг.“Семнадцать мгновений весны” – реж. Т. Лиознова“Место встречи изменить нельзя” – реж. С. Говорухин“Белое

Слайд 121Музыка в 1964-1985 гг.
“ВИА” – вокально-инструментальные ансамбли (“Самоцветы”, “Песняры”, “Машина

времени”)
эстрадная музыка
Алла Пугачёва
Валерий Леонтьев

Музыка в 1964-1985 гг.“ВИА” – вокально-инструментальные ансамбли (“Самоцветы”, “Песняры”, “Машина времени”)эстрадная музыкаАлла ПугачёваВалерий Леонтьев

Слайд 122Музыка в 1964-1985 гг.
классическая музыка
Сюита “Время – вперёд!” – Г.

Свиридов
Балет “Анна Каренина”, опера “Мёртвые души” – Р. Щедрин
Синтез классических

традиций и новаторских композиционных приёмов отличал творческую манеру А. Шнитке
Музыка в 1964-1985 гг.классическая музыкаСюита “Время – вперёд!” – Г. СвиридовБалет “Анна Каренина”, опера “Мёртвые души” –

Слайд 123Образование в 1964-1985 гг.
1975 – переход ко всеобщему среднему образованию.
У

детей возникали трудности с усвоением материала. Поисками путей решения проблемы

занимались учителя-новаторы:
В. Сухомлинский
В. Шаталов
Е. Ильин
Ш. Амонашвили
Образование в 1964-1985 гг.1975 – переход ко всеобщему среднему образованию.У детей возникали трудности с усвоением материала. Поисками

Слайд 124Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг.
Эпоха перестройки

относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов,

происходивших в культуре, особенно велико. М.С. Горбачёв начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни.
Литература
Живопись
Кинематограф
Телепередачи: “Взгляд”, “Двенадцатый этаж”, “До и после полуночи”, “600 секунд”

гласность – свободное обсуждение недостатков страны в какой-либо сфере

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг.Эпоха перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для

Слайд 125Литература в 1985-1991 гг.
Литературные журналы печатали неизвестные ранее произведения (журналы

“Нева”, “Новый мир”, “Юность”).
Публицистические статьи печатались в журналах “Знамя”, “Огонёк”,

“Литературная газета”, еженедельнике “Аргументы и факты”.

Ч. Айтматов – “Плаха”
А. Рыбаков – “Дети Арбата”
В. Дудинцев – “Белые одежды” (о судьбах учёных-генетиков)

анализ феномена сталинизма, публицистика

Литература в 1985-1991 гг.Литературные журналы печатали неизвестные ранее произведения (журналы “Нева”, “Новый мир”, “Юность”).Публицистические статьи печатались в

Слайд 126Живопись в 1985-1991 гг.
популярен жанр плаката
Вечная Россия (И. Глазунов)
Плакат эпохи

перестройки

Живопись в 1985-1991 гг.популярен жанр плакатаВечная Россия (И. Глазунов)Плакат эпохи перестройки

Слайд 127Кино в 1985-1991 гг.
“Покаяние” – реж. Т. Абуладзе
“Легко ли быть

молодым” – реж. Ю. Подниекс
“Так жить нельзя” – реж. С.

Говорухин
“Завтра была война” – реж. Ю. Кара
“Холодное лето пятьдесят третьего года” – реж. А. Прошкин

фильмы, созвучные эпохе

Кино в 1985-1991 гг.“Покаяние” – реж. Т. Абуладзе“Легко ли быть молодым” – реж. Ю. Подниекс“Так жить нельзя”

Слайд 128Культура России в 1990-е гг. – начале XXI в.
Отличительная особенность

культуры современной России заключается в многообразии проявлений творческого начала во

всех областях общественной жизни.
Литература: (детективы, фантастика, “женские романы”) “Бешеный” – В. Доценко; “Марш Турецкого” – Ф. Незнанский; Серия романов о следователе Анастасии Каменской – А. Маринина
Скульптура
Кинематограф
Музыка: “Чапаев и Пустота” – В. Пелевин
Наука: 2000 год – Нобелевская премия вручена физику Ж. Алфёрову


К ОГЛАВЛЕНИЮ

Культура России в 1990-е гг. – начале XXI в.Отличительная особенность культуры современной России заключается в многообразии проявлений

Слайд 129Скульптура в 1990-е гг. – начале XXI в.
монументальная скульптура
Памятник Петру

I
(З. Церетели)
Памятник Петру I в Петропавловской крепости (М. Шемякин)

Скульптура в 1990-е гг. – начале XXI в.монументальная скульптураПамятник Петру I(З. Церетели)Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Слайд 130Кино в 1990-е гг. – начале XXI в.
“Утомлённые солнцем”, “Сибирский

цирюльник” – реж. Н. Михалков
“Брат”, “Брат-2” – реж. А. Балабанов

Кино в 1990-е гг. – начале XXI в.“Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник” – реж. Н. Михалков“Брат”, “Брат-2” –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика