Слайд 1История развития системы специального образования в Республике КАЗАХСТАН
Подготовила: Досмаилова С.,
гр. Д22(с)
Слайд 2В Республике Казахстан проживают около 5 миллионов детей, из них
по данным Республиканской психолого-медико-педагогической консультации в 2012 году зарегистрировано более
150 000 детей с ограниченными возможностями развития. И каждый из них в той или иной мере нуждается в различных мерах государственной защиты и помощи.
Слайд 3Историю отношения общества и государства к детям-инвалидам в мире принято
рассматривать в несколько периодов.
Первый период - обретение детьми-инвалидами права
на жизнь.
Второй период – обретение детьми-инвалидами права на призрение
Слайд 4Третий период – обретение детьми с теми или иными отклонениями
права на специальное обучение.
Четвертый период - гарантом получения образования
лиц с нарушениями развития становится государство.
Пятый период – настоящее время, где формируется новый вектор движения «от сегрегации к интеграции», «от равных прав к равным возможностям»
Слайд 5Первый и второй периоды
применимо к истории нашей страны можно объединить,
так как явно агрессивного, нетерпимого отношения к детям-инвалидам в истории
кочевников вообще и, казахов в частности не наблюдалось
Слайд 6Третий и четвёртый периоды
- развитие специального образования началось, как в
большинстве стран бывшего СССР, после установления Советской власти. За относительно
короткий период была создана разветвленная дифференцированная система специального образования.
В Казахстане функционировало и функционирует 8 типов специальных организаций образования: для незрячих, слабовидящих, глухих, слабослышащих, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.
Слайд 7Существовал и ряд столь же явных системных недочетов.
Неохваченными оставались дети
со сложными и глубокими нарушениями в развитии, с нарушениями эмоционально-волевой
сферы.
Выпадало звено работы с детьми раннего возраста. Такая ситуация стала следствием отсутствия диагностико-консультативной службы, системы выявления и коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с отставанием и риском отставания в развитии .
В то же время, в Казахстане существовала проблема территориальной удаленности населенных пунктов при немногочисленности их населения и наличии на данных территориях детей нуждающихся в специальной поддержке. (Складывалась ситуация, когда например, живя в Таразе или Кзыл-Орде, ребенок с нарушенным зрением шёл учиться за 500 – 1000 километров, например, в школу-интернат в г.Алматы, так как ближе просто не было)
Слайд 8Сложившаяся ситуация требовала серьезных изменений в системе обучения детей с
ограниченными возможностями и постановки вопроса о новой концепции в специальном
образовании
Слайд 9На период независимости приходит становление нового пятого периода в образовании
лиц с ограниченными возможностями – «от равных прав к равным
возможностям».
Важнейшим условием гаранта равных возможностей является соответствующая законодательная база образования лиц с особыми образовательными потребностями
Слайд 10За годы независимости в Казахстане
создавалась нормативно-правовая база, гарантирующая принцип равных
прав на образование лиц с ограниченными возможностями. Эти гарантии заключены
в Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
Важным этапом в формировании целостного системного подхода к обучению детей с особыми потребностями явилось принятие 2002 году «Закона о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». В Законе учтены все современные международные требования и тенденции в области специального образования, означенные во «Всемирной декларации об образовании для всех» (1990 г.); Саламанкской Декларации «Образование лиц с особыми потребностями» (1994 г.) и др. Принятие Закона явилось важнейшей вехой в развитии системы специального образования РК и послужило отправной точкой для появления новых типов специальных организаций образования.
Слайд 11В настоящее время в республике
для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями в развитии функционирует 106 специальные (коррекционные) школы, с
охватом почти 16 тыс. детей. В 39 специальных детских садах и 274 специальных группах дошкольных организаций коррекционную поддержку получают более 10 тысяч детей. Необходимо отметить, что идет увеличение сети новых видов специальных организаций образования, призванных оказывать комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям. Так, в 2011г. количество Реабилитационных центров составило 20; кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) 129; логопедических пунктов 479; психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) 56 из расчета 1: 60 тысяч детского населения от 0-18 лет.
Слайд 12Проводимые в республике мероприятия в сфере специального образования позволяют расширить
охват детей специальной коррекционной помощью, решать проблему включения в образовательный
процесс категорию детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии.
Слайд 13В 2008-2010гг.
стала разрабатываться нормативно-правовая база по обеспечению равного доступа лиц
с ограниченными возможностями к лучшим образовательным ресурсам. В 2010 году
были внесены изменения и дополнения в Закон об Образовании РК (ст.1. п.21-3), где дано понятие инклюзивного образования, как совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно- педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий.
Слайд 14В этой связи в Государственной программе развития образования на 2011-2020
годы определена концепция развития инклюзивного образования и отражены решения узловых
проблем по организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Это:
раннее оказание коррекционно-педагогической поддержки детям через сохранение и расширение сети специальных организаций образования, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, специальных детских садов и школ, консультационных пунктов для родителей;
создание «безбарьерных» условий в детских садах и общеобразовательных школах;
организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать организации образования и обучаются на дому по индивидуальной программе.
Слайд 15Собственно, в основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает всякую
дискриминацию детей, это философия образования, ориентированная на результат. Согласно ей,
дети с ограниченными возможностями развития могут получить общее среднее образование с разным уровнем достижений и в разные сроки обучения, в зависимости от психофизического состояния.
Слайд 16В Республике в настоящее время необходимо создание инфраструктуры, механизма управления
и финансирования, кадрового и материально-технического обеспечения системы оказания комплексной медицинской,
образовательной и социальной поддержки лиц с ОВ с раннего возраста.
Создание и функционирование такой целостной многоструктурной системы позволит развиваться процессам инклюзивного образования
Слайд 17Залогом светлого будущего, являются НАШИ
светлые сердца!