Слайд 1Выксинский Николаевский Азарьев монастырь
Затоплен Рыбинским водохранилищем
Слайд 2Затопленные святыни на карте: 1. Николо-Выксинский монастырь
Слайд 3Выксинский Николаевский Азарьев монастырь
Выксинский Николаевский Азарьев монастырь основан в 1432
году как женский монастырь. С 1605 по 1700 – мужской
монастырь. С 1690 года приписан к Воскресенскому монастырю, в 1704 году отписан к Олонецкой верфи.
Сгоревши не один раз, Выксинский Николаевский монастырь в 1764 г. упразднен и обращен в приходскую церковь.
Слайд 5История возникновения Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
К сожалению, мы не знаем
ни точного времени, ни обстоятельств образования Николо-Выксинского монастыря. Исторические документы
донесли до нас только имя основателя – преподобного Азария Выксинского, повидимому, отличавшегося праведной жизнью и пользовавшегося местным почитанием в пределах своей обители, о чем свидетельствует включение его имени в название монастыря. Правда, после упразднения обители и последовавшего за ним пожара сведения о преподобном Азарии оказались утрачены и почитание его прекратилось. В святцы его имя так и не было внесено.
Слайд 6Выксинский Николаевский Азарьев монастырь
Николо-Выксинский Азарьев монастырь стоял на берегу небольшой
речки Выксиньи (Выксы) – правого притока реки Шексны. Интересно, что
река Выксинья и соседнее озеро Выксингское являлись древним владением Череповецкого Воскресенского монастыря, право на которое подтверждал еще великий князь Василий Темный (1415- 1462 гг.). В одной из своих грамот правитель писал: «Дал ту реку и озеро ко святому Воскресению по старой пошлине, как было прежде сего, а вы мои волостели да и рыбники и мои ловцы не вступайтеся в ту реку и озеро в монастырское в пошлое».
Слайд 7Николо-Выксинская мужская пустынь, с.Николо-Выкса.
Слайд 8Выксинский Николаевский Азарьев монастырь
Появление иноческой обители на землях Воскресенского монастыря
было возможно только в том случае, если ее основателем являлся
один из монахов последнего. Следовательно, у нас имеются веские основания утверждать, что преподобный Азарий был пострижеником Череповецкой обители. По-видимому, Николо-Выксинский монастырь поначалу и подчинялся этому древнему патриаршему монастырю, но впоследствии получил самостоятельность. А на исходе XVI века он приобрел еще и всероссийскую известность.
Слайд 9Выксинский Николаевский Азарьев монастырь
В 1591 году в Угличе при загадочных
обстоятельствах погиб наследник престола младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.
Жители Углича, обвинив царского шурина (будущего царя) Бориса Годунова в убийстве отрока, подняли мятеж, который был жестоко подавлен: многие видные гражданегорода казнены, а мать царевича (последняя жена Ивана Грозного) Мария Нагая 20 ноября 1591 года была насильственно пострижена в иночество с именем Марфа в Угличском Богоявленском монастыре. В 1592 году ее сослали подальше от мятежного города – в Николо-Выксинский монастырь.
Слайд 10Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Вот как повествует об этом
житие царевича Димитрия Угличского: «Царицу же Марию мать царевича повелели
насильно постричь в чин иноческий, и наречено было ей имя Марфа, и послал ее Борис во изгнание в пределы Белозерские в место бедно и пусто в некий святого Николая Чудотворца монастырь, зовомый на Выксе, мал и скуден и там ее в темной келье блюсти повелел, поставив к ней приставников злых и немилостивых, никому не дозволявших приходить к ней и пищу ей дававших скудную, как некоей осужденной, и много иного ей Борисовым повелением творивших, что и не описать».
Слайд 11Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Вместе с тем, положение царицы
в далеком монастыре, по-видимому, не было таким уж безрадостным. Историк
Поройков утверждал, что окружавшие царицу «инокини, посвятившие себя на служение Богу и непрестанно готовые на помощь всем скорбящим и угнетаемым нуждою, добродушно соболезновали и с готовностью во всем помогали многострадальной матери св. царевича Димитрия».
Слайд 12Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Косвенно это подтверждается особым вниманием,
оказанным царицей к НиколоВыксинскому монастырю после ее возвращения в Москву.
Приобретя прежние почет и богатство, инокиня Марфа внесла щедрые пожертвования, обеспечившие дальнейшее процветание обители. Даже в начале ХХ века в Выксинском и некоторых окрестных приходах сохранялись святыни, связанные с именем царицы. Например, в располагавшейся в 7 верстах Логиновской церкви хранилась старинная икона Покрова Божией Матери, по преданию пожертвованная Николо-Выксинскому монастырю инокиней Марфой. А на колокольне Выксинского храма висел небольшой колокол, надпись на котором свидетельствовала, что он также был даром царицы.
Слайд 13Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
С этим колоколом связано интересное
предание, записанное в XIX веке и объясняющее обстоятельства поселения царицы
«у Николы на Выксе». Старожилы утверждали, что, отправляя Марию Нагую на север, Борис Годунов предоставил ей право самой выбрать для себя обитель. И вот во время путешествия по реке Шексне внимание царицы было привлечено очень мелодичным колокольным звоном, доносившимся с берега. Она попросила остановить ладью и со спутниками отправилась на поиски храма, откуда раздавались столь прекрасные звуки. К немалому удивлению путешественников их взору открылся небольшой женский монастырь. Находясь под впечатлением очаровательного колокольного звона, царица приняла решение связать свою дальнейшую жизнь с этой обителью. Но подвизалась там недолго, в 1605 году ее вызвали в Москву.
Слайд 14Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Тем не менее, пребывание столь
знатной особы на территории Череповецкого края не прошло бесследно. В
XVII веке НиколоВыксинский монастырь, по-видимому, не без участия царицы приобрел немалое влияние и превратился в крупного землевладельца. В 1744 году за ним состояло 697 душ крестьян, по числу которых он многократно превосходил все окрестные обители, за исключением патриаршего Череповецкого Воскресенского монастыря.
Слайд 15Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Интересно, что в XVII веке
Выксинский монастырь решается даже вступить в открытое соперничество с последним.
Данным периодом датируется целый ряд споров между двумя монастырями за право владения окрестными землями. Первый из них в 1628 году закончился полюбовным разводом об обмене угодий. Правда, в 1681 году настоятель Череповецкого монастыря Савин послал черного попа Варлаама с работниками поставить рыбный двор на озере Выксингском. Выксинский игумен Иоасаф с келарем старцем Исайею прогнали попа Варлаама с его работниками и «гонялись за ними с ослопьем [кольями] и всячески ругали их». Настоятель Савин в 1682 году донес об этом патриарху Иоакиму, на что из Патриаршего дворцового приказа пришла грамота, приказывающая воспретить священнослужение игумену Иоасафу и прислать его «за руками» в Москву, а «келаря старца Исайю посадить на цепь в Ворониной пустыне в хлебне и заставить муку сеять», о самом же деле произвести строгий розыск.
Слайд 16Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
Этот спор был снова окончен
полюбовным соглашением и составлена договорная запись, по которой с 1682
года Выксинский монастырь за озеро и реку Выксинью предоставил Череповецкому монастырю право владения наволоком от устья Кошты реки вверх по берегу р. Шексны (в 8 верстах от обители), с неустойкою в 100 рублей. Но акт этот в начале XVIII столетия утерялся, и выксинские монахи опять возобновили свои притязания на Коштовский наволок и завладели им, пока не состоялся указ Синодального экономического правления от 9 марта 1750 года.
Слайд 17Выксинские церкви в начале 20-го века.
Слайд 18Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
На протяжении XVII-XVIII веков статус
и положение Выксинского монастыря менялись неоднократно. В 1690 году он
утратил свою самостоятельность и был приписан к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив с этого момента в разряд патриарших владений. Спустя всего 13 лет, в 1703 году, вышел указ Петра I о приписке иноческих обителей Белозерского и Пошехонского уездов, включая Николо-Выксинскую, к Олонецкой верфи, в ведении которой онинаходились весьма короткое время. Благодаря этому указу Выксинский монастырь смог освободиться от влияния череповецкой обители. Не согласившись с этим, в 1724 году игумен Воскресенского монастыря обратился в Святейший Синод с просьбой вновь причислить к нему отписанные в Олонецкую верфь обители, но его прошение было оставлено без рассмотрения.
Слайд 19Из истории Выксинского Николаевского Азарьева монастыря
В 1720- х годах Николо-Выксинский
монастырь не только сохранил свою самостоятельность, но и остался в
ведении Святейшего Синода (высшей церковной власти), то есть попал в разряд ставропигиальных монастырей. Правда, в 1764 году указом императрицы Екатерины II вместе с большинством других северных монастырей он был упразднен и преобразован в приход.
На момент закрытия в обители имелись три храма: Благовещенский, Никольский и надвратный Троицкий (1749 г.). В 1818 году Благовещенская и Никольская церкви сгорели. Удалось отстоять только последний храм, впоследствии поставленный на учет государства как памятник старины. В 1826 году рядом с ним была выстроена каменная однопрестольная церковь во имя Николая Чудотворца. Приход был закрыт постановлением Вологодского облисполкома от 29 октября 1938 года. Накануне войны его храмы, попавшие в зону затопления Рыбинского водохранилища, невзирая на охранный статус, были снесены.
Слайд 20Ссылки на источники
http://xn--80aeesagfxyn.xn--p1ai/ekoprosveshchenie/gazeta-ostrov-spaseniya/%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%202.pdf
http://kanonizacia.cerkov.ru/prepodobnyj-azarij-vyksinskij/
https://nason.ru/nikolo-vyksa/
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=309