Слайд 1История развития танца
Модерн
Слайд 2Я вижу Танец, как способ общения души с душой,
через выражение
всего того, что очень глубоко,
очень тонко для передачи словами.
Рут Сент
Дени
Танец-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX — начале XX веков в США и Германии.
Термин «Танец модерн» («Modern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии.
Слайд 3
Для каждого представителя танца - модерн не являлась главной форма,
важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции.
В
отличие от джазового или классического танца, это направление, как никакое другое, связано с именами своих исполнителей и хореографов, поскольку создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.
Слайд 4Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский
педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт , изучавший связь
голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.
Слайд 5В XX веке весомый вклад в развитие модерна внесли европейцы
Рудольф Штайнер (Швейцария), Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) и Рудольф фон
Лабан (Австрия), разработавшие соответственно основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца».
С появлением первых трудов теоретиков модерна их идеи подхватили и практики. Курт Йосс пробовал соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследовала эмоции — пыталась передать в танце страх, отчаяние, боль и т.д. Идеи Вигман получили широкое распространение в США благодаря дальнейшим поискам её учеников. Так, например, Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления» («contraction» и «release»), которая сегодня принята во всем мире.
Слайд 6В 50-е годы появляются первые отголоски постмодерна, представители которого, отказавшись
от опыта предыдущих поколений, с головой окунулась в экспериментаторство (Пол
Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт). Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, на крыши и в парки, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»).
Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон.
Слайд 7Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был американский танцовщик Мерс Каннингем.
Он верил, что современный танец слишком полагается на отдельных личностей
и слишком много заимствует у литературы. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на «теории случайностей», решая, какую структуру танца выбрать, с помощью жребия, например, игральных костей.
Слайд 8К авангардистской форме танца относится и буто, возникший в Японии
в 50-е годы. Вдохновителями её появления были Оно Кадзуо, Касай
Акира и Хидзиката Тацуми. В то время молодые японские хореографы находились под сильным влиянием европейского сюрреализма и американского авангардизма, снова и снова возвращавшихся к художественным «хепенингам».
Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон (1908-1972). С 1928 года он учился танцу-модерн у Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана. В 1945 году организовал труппу Limon Dance company и руководил ею совместно с Дорис Хамфри до 1958 года. Многим его постановкам присущи эпичность и монументальность.
Слайд 9
Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними
традициями классического танца. В 1967 году в Лондоне был организован
крупнейший в регионе центр по изучению танца-модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под руководством Р.Коэна).
Слайд 10В России модерн-танец появился сравнительно недавно, но быстро завоевал своих
поклонников. Среди них: Смирнов (Екатеринбург), Свиридова (Санкт-Петербург), студия танца «Диана»
(Курган), студия современного танца «Свободное движение» (Санкт-Петербург) и др. Каждый из педагогов старается донести до учеников и зрителей не только свои мысли, но и создать новое направление модерна — «русский модерн».
Влияние русской культуры не могло не сказаться на мыслях, музыке, движениях хореографов из России. И стоит заметить, что результаты их деятельности высоко оценены как в Европе, так и в Америке.
Слайд 11В отличие от классического танца, модерн не стоит на месте,
педагоги постоянно ищут новые движения, экспериментируют с новыми формами танца,
музыкой и пространством. Модерн можно назвать живым и постоянно развивающимся, свободным от канонов и условностей танцем.
Слайд 12Контрольные вопросы:
Где зародился танец-модерн.
Назовите основоположников танца модерн.
Назовите основоположников танца модерн
в России.
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Не забудь свои ответы
Сфотографировать и прислать на
почту DISTANT314@MAIL.RU