Слайд 1История речного флота России.
План:
1. Создание речного флота в России.
2. Речной
флот России в нач. ХIХ и в первой половине ХХ в.
.3. Речной транспорт Советского
Союза в годы ВОВ ( 1941- 1945 гг.)
5.Развитие речного флота СССР во второй половине ХХ века – нач. ХХ1 в.
Слайд 2В Древней и Средневековой Руси
речные системы Днепра, Дона, Западной Двины,
Волхова, Волги, рек Приуралья и Сибири имели важное экономическое и
транспортное значение.
С ХIIIв. Волга становится главным водным путем и для ее соединения с Балтийским морем были выстроены: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская водные системы.
Слайд 3Наиболее известным водным
путем , проходившим по Днепру и соединявшим
Балтийское море с Черным, от Скандинавии до Византии, был путь
« из варяг в греки»
Не менее известный речной маршрут , соединявший Новгородские земли с Белым морем, проходил через реки и озера, которые позднее образуют Северо- Двинскую водную систему
Слайд 5В ХVI в. Волжская система
будет обслуживать Российские территории и даст
возможность выхода в бассейны рек Камы, Оби, Иртыша, Тобол и
в притоки Енисея.
Все речные суда в стране строились с учетом сезонности и мелководья притоков, их было несколько типов, наиболее известны: беляны, коломенки, струги, мокшаны.
Слайд 6Струг- плоскодонное судно( ХI-ХVIIв.)
Слайд 7Первый искусственный канал
Был построен в 1709 г. в Верхневолоцкой системе.
Позднее, благодаря построенным гидротехническим сооружениям Днепр был соединен с Западной
Двиной, Волга с Невой, Обь с Енисеем и др.
Слайд 8В ХVIII в. в структуре
государственного управления был создан орган ведавший
делами водного транспорта и учреждена должность главного директора водных коммуникаций,
в ведение которого была передана река Волга и Вышневолоцкая система. На этот пост был назначен наместник Новгородской, Тверской и Псковской губерний Я.Е. Сиверс.
Слайд 9В ноябре 1809 г.
для управления внутренними водными перевозками было
создано Управление водяными и сухопутными сообщениями,
и учрежден специальный институт
Корпуса инженеров путей сообщения.
Слайд 10паровая машина ,которая была применена на речном флоте. Первый русский
пароход был построен в Санкт – Петербурге в 1815 г.
и использовался на маршруте : Санкт- Петербург - Кронштадт. Впоследствии пароходы появились на Волге, на реках Сибири.
К середине 70-х г. ХIХ в. На реках России ходили 1 тыс. пароходов.
В ХIХ веке была изобретена
Слайд 12В ХХ в. на речном флоте
начинают использовать двигатель внутреннего сгорания.
Впервые его применили сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном
судне «Вандал». На нем же были установлены генераторы и электромоторы.
Это был первый в мире дизель- электроход.
Слайд 14До октябрьской революции 1917 г.
находившийся в эксплуатации речной флот принадлежал
169 акционерным предприятиям, часть которых объединилась в синдикаты и тресты,
и 2 тыс. индивидуальным судовладельцам.
Слайд 15В январе 1918 г.
СНК и ВСНХ приняли декрет «О
национализации торгового флота», по которому все судоходные предприятия стали общенациональной
собственностью Советской республики. Позже была создана единая структура управления водным транспортом – Главное управление водного транспорта, в 1920 г. оно было передано Наркомату путей сообщения(НКПС).
Слайд 16В составе НКПС
Было учреждено Центральное управление речного транспорта (ЦУ-Рек).
К началу
20-х г. в стране действовало 9 речных государственных пароходств: Волжское,
Северо-Западное, Северное,
Верхне - Днепровское, Нижне- Днепровское, Доно- Кубанское, Западно – Сибирское, Средне- Азиатское и Амурское.
Слайд 17В конце 30-х г.
Был создан Наркомречфлота СССР он объединил 33
речных пароходств, 20 бассейновых управлений пути, 20 инспекций судоходств и
14 инспекций Речного Регистра СССР.
К этому времени в стране было создано более200 предприятий, способных строить и ремонтировать пути. В Москве, Ленинграде, Горьком, Новосибирске и др. городах были построены речные порты.
Слайд 18В годы войны (1941-1945гг.)
речной флот работал в некоторых регионах в
зоне военных действий.
На речных судах из блокадного Ленинграда было эвакуировано
около 500 тыс. чел.
В дни Сталинградской битвы переправили через Волгу 200 тыс. чел. эвакуированного населения, перевезли 3800 тыс. т. нефтепродуктов, сотни тысяч т. хлеба, хлопка, соли, угля, леса и других грузов.
Слайд 19 В ходе обороны Москвы
речники разгрузили железнодорожный узел, осуществляя эвакуацию
населения столицы, перевозили в тыл московские предприятия оборонного значения, доставляли
в столицу необходимые хозяйственные грузы.
Амурские речники выполняли большую транспортную работу во время военных действий против Японии.
Слайд 20После окончания войны
было создано Министерство речного флота
СССР, которое сыграло важную
роль в восстановлении разрушенных судов, портов, пристаней, шлюзов.
Началось серийное производство
теплоходов грузоподъемностью от 150 до 600 т, рефрижераторных судов грузоподъемностью от 150 до 300 т.
Слайд 21К середине 60-х г.
была создана Единая глубоководная система европейской
части России(ЕГС)
протяженностью 6,5 тыс. км и глубиной
400см.
Активно осуществлялись гидротехнические
работы на восточных реках. Построены гидроузлы на реках: Ангаре, Обь, Иртыш, Енисей, что позволило им стать мощными транзитными магистралями , которые связали Северный морской путь с портами Европейской части России.
Слайд 22Для улучшения работы речного
флота была создана круглосуточная диспетчерская служба, радиосвязь,
современная система радиолокационного оборудования
В послевоенный период начинается серийное строительство среднетоннажных
грузовых теплоходов типа «Большая Волга», грузоподъемностью 2 тыс. т.
Слайд 23Теплоход типа «Шестая пятилетка»
Слайд 24В середине 60-х г.
Начинается строительство большегрузных теплоходов типа «Волго-Дон», грузоподъемностью
-5 тыс. т.
К этому времени в СССР в составе речного
флота насчитывалось до 300 типов различных судов.
Слайд 26 Важные изменения
произошли в эксплуатации барже-буксирных составов, они работами
по методу толкания и методу буксировки. Больше внимания уделяли толканию,
так как это позволяло увеличить скорость, снизить себестоимость перевозок, повысить безопасность и сократить численность плавсостава.
Слайд 27Буксир- толкач типа «Зеленодольск»
Слайд 28Особое внимание
уделяли состоянию речных портов и пристаней. Только за
период с 1956 по 1965 гг. было построено и реконструировано
140. Были введены в эксплуатацию капитальные механизированные причалы в Казани, Ульяновске, Саратове, Ростове-на – Дону, Азове Уфе, Хабаровске и др.
Совершенствовалась техника для осуществления перегрузочных работ.
Слайд 29С помощью речного транспорта
в СССР решалась важная проблема –
перевозка пассажиров. Строительство пассажирского флота началось в 1951 г. выпуском
большой серии колесных двухпалубных пароходов пассажировместимостью 360 чел., типа
«Максим Горький». Предназначались они для плавания в речных условиях
Слайд 31Для повышения скорости
речных судов был создан новый тип транспортного судна
– теплоход на подводных крыльях, способного развивать скорость 60-80 км/час.
В
1957 г. на заводе «Красное Сормово» был построен первый пассажирский теплоход
«Ракета», скорость его 60км/час ,дальность плавания 500 , перевозил 66 чел.
Слайд 33В 1962 г.
Началось строительство большой серии судов типа «Метеор», который
перевозил 150 чел.
Советские крылатые суда, у истоков создания которых стоял
Р.Е. Алексеев, были признаны лучшими в мире.
В 60-е г. работало более 150 теплоходов на подводных крыльях.
Слайд 35Под руководством В.И. Левкова
в СССР были созданы первые в мире
суда на воздушной подушке, это: «Нева», «Радуга», «Сормович», «Горьковчанин». Они
обладали высокой скоростью, нетребовательны к глубине судового хода
и круглогодично эксплуатировались
Слайд 36Коренные изменения в 60-70 –е г.г.
произошли в составе нефтеналивного флота.
Наряду с мелкосидящими танкерами строились крупные суда как для внутреннего
так и для зарубежного плавания.
Особое внимание уделялось строительству кораблей, которые получили название
«суда река-море плавания», что позволило выполнять перевозки из речных районов в морские без перевалки грузов в устьевых портах
Слайд 37В процессе развития
речного флота, основное внимание государства уделялось непосредственно флоту,
его эксплуатации, в то время как порты, судоремонтные предприятия и
все обслуживающие структуры отставали в своем развитии .Не решило эту проблему и
провозглашенный в 80-е г.переход к самофинансированию, хозрасчету и самоокупаемости.
Слайд 38В 1992 г.
Начинается процесс акционирования и приватизации речных пароходств и
всех структурных подразделений, входящих в их состав. На базе 21
пароходства было образовано 135 акционерных обществ с правом юридического лица, в том числе 25 судоходных компаний ( пароходств), 57 портов, свыше 50 промышленных преприятий.
Слайд 39В 90-е г. совершенствовалась
система управления речным транспортом,
в результате чего в
2005 г. было создано Федеральное агентство морского и речного флота,
которому пришлось решать проблемы 130 портов, имеющие подъездные пути и оснащенных 950 береговыми кранами ,работу 13 тыс. грузовых и пассажирских судов.
Приватизация речного флота негативно сказалась на его развитии- единые пароходства
были разделены на множество судоходных компаний
Слайд 40К началу ХХI в.
почти весь речной флот в стране
выработал свой ресурс, а новые суда в России почти
не строят.
Для успешного развития внутреннего водного транспорта государство выделило три направления: техническое перевооружение отрасли, судовой менеджмент и переход к инновационному развитию в рамках программ развития транспортной системы страны.
Слайд 41Литература
1.Синицын Г.Я. История судоходства: учебное пособие. Новосибирск: СГУВТ.2016.
2. Транспортный комплекс
Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: НГАВТ,2010.
3.Чеботарев М.Н. Речное судоходство в
России. М: Транспорт,1985