Слайд 1ачарйа-основатель Международного общества сознания Кришны
Слайд 2Понимание священных писаний
Основной курс
Дневник и рабочая тетрадь
Слайд 3Основной курс: урок 17 (БГ: 7.15-7.30)
Понимание священных писаний
Слайд 4Чему
были посвящены
первые шесть глав
Бхагавад Гиты?
Какой вид преданного служения
является
самым важным?
Слайд 5 Иногда преданные говорят,
что главное - думать о Кришне,
и тогда можно не следовать правилам Священных писаний.
Что по этому поводу
пишет Рупа Госвами?
Слайд 6Как мы можем познать Кришну?
Слайд 7
Из каких элементов состоит
материальная
энергия?
Как Шрила Прабхупада
доказывает
существование Сверхдуши?
Слайд 8
Приведите примеры того,
как Вы можете увидеть Господа
через его
проявления в этом мире.
"Я есть все, и в то же
время
Я стою в стороне от всего." 7.12.
Как Вы понимаете
это утверждение?
Слайд 9Если душа - духовная,
высшая энергия,
то почему она бессильна
перед материальной, низшей энергией?
Как выйти из-под влияния материальной энергии?
Слайд 10
В 7.14 Шрила Прабхупада подчеркивает,
что нам нужен духовный
учитель.
На основе чего он это делает?
Слайд 111. Назовите и опишите
четыре типа людей,
которые никогда не
предаются Кришне. 7.15.
Слайд 12
2. Что такое
чистое преданное служение?
Слайд 132) 7.16
Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто
служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к
материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым.
Слайд 143. Кто может встать
на путь преданного служения?
Слайд 153) 7.16
Их называют сукритинах, праведниками, потому что они чтут священные
писания, соблюдают нормы морали и законы государства и в той
или иной степени преданы Верховному Господу. Такие благочестивые люди делятся на четыре категории: страдающие, нуждающиеся в деньгах, любознательные и стремящиеся постичь Абсолютную Истину. ... Что касается нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением, потому что они эгоистичны, не следуют предписаниям шастр и не стремятся к духовным целям. Но если некоторым из них посчастливится встретить чистого преданного и пообщаться с ним, то даже такие люди могут стать чистыми преданными.
Слайд 16
4. Можно ли просить у Господа материальных благ?
Слайд 174) 7.18
Господь не отвергает тех, кто служит Ему ради материальных
благ, ибо Он отвечает на чувства каждого. Питая к Господу
добрые чувства, такие преданные просят у Него материальные блага и, получив их, выражают Ему благодарность — так они тоже прогрессируют в преданном служении. Но преданный, обладающий совершенным знанием, дороже Господу, ибо его единственная цель — служить Господу с любовью и преданностью.
Слайд 185. "Тогда он понимает, что милость Господа Шри Кришны есть
все,
что Кришна — причина всех причин и что материальный
мир во всем зависит от Него. Он также понимает,
что материальный мир является искаженным отражением разнообразия, царящего в духовном мире, и что все здесь связано с Верховным Господом.
В результате он начинает видеть все в связи с Васудевой, Шри Кришной." 7.19
Слайд 19Сценки
Вспомните чистых преданных,
описанных в «Шримад-Бхгаваиам»,
как они вели себя, что чувствовали
в
трудных ситуациях
Поставьте сценку на эту тему
Слайд 216. Почему переубеждать некоторых людей в неправильности
их философии
бесполезно?
Слайд 226) 7.21
Я пребываю в сердце каждого как Сверхдуша, и, когда
человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его
веру в этого полубога, чтобы он мог вручить себя ему.
Слайд 237. Почему всемогущий Господь дает живым существам
возможность наслаждаться жизнью
в материальном мире и тем самым позволяет им попасть
в
ловушку иллюзорной энергии?
Слайд 247) 7.21
Ответ таков: если бы Верховный Господь в образе Сверхдуши
не давал живым существам такой возможности, у них не было
бы подлинной независимости. Господь предоставляет каждому полную свободу действий, но в то же время в «Бхагавад-гите» Он дает
высшее наставление:
«Оставь все свои занятия
и полностью предайся
Мне». Только тогда
человек сможет стать
по-настоящему счастливым.
Слайд 258. Почему Господь
не поощряет своих преданных материально?
И порой
даже поступает наоборот?
Слайд 268) 7.22
Для того, кто хочет вернуться к Богу, материальные желания
являются препятствием. По этой причине чистый преданный Господа никогда не
дает мирских благословений, о которых мечтают недалекие люди. Вот почему те, кто одержим
материальными желаниями,
предпочитают поклоняться
полубогам, повелевающим
материальным миром, а не
заниматься преданным
служением Верховной
Личности Бога.
Слайд 27Работа в группах
9. "Когда живое существо оказывается во власти иллюзии,
которая отделяет его от чистого знания, оно становится рабом иллюзорной
энергии и уже не способно постичь Верховную Личность Бога. Иллюзорная энергия проявляет себя в виде двойственности — желания и ненависти." 7.27
Как Вы представляете себе
существование вне двойственности?
Что это такое?
Слайд 2910. Шрила Прабхупада в 7.30
указывает самое важное условие
для
духовного прогресса.
Какое?
Слайд 3010) 7.30
Для этого прежде всего необходимо общаться с теми, кто
уже обладает сознанием Кришны. Такое общение духовно и позволяет непосредственно
соприкоснуться с Кришной.
Слайд 31
11. Поясните термин: "дридха-врата".
Слайд 3211) 7.30
Он твердо верит в то, что, действуя таким образом,
сможет обрести все желаемое. Такую непоколебимую веру называют дридха-врата, и
она является основой бхакти-йоги, трансцендентного любовного служения Господу.
Слайд 33Домашнее задание
Понимание священных писаний
Ч Прочитайте Бхагавад Гиту 8.1 -
8.22.
Т Ответьте на вопросы.
О Подумайте
над своими вопросами.
?
Слайд 34Уважение
Основной курс Урок № 17
Основные материалы по курсам
Слайд 35Урок № 17: Уважение к Святому имени: оскорбления
Слайд 36Задачи
1. Знать оскорбления Святого имени и то, как
они проявляются в жизни преданных.
2.
Уметь развивать отношения со Святым
именем (дневник).
3. Ценить повторение мантры утром (дневник).
4. Ценить повторение мантры больше 16 кругов
в день (дневник).
Слайд 371. Можно ли ходить во время джапы?
2. Можно ли делать
что-то, параллельно повторению?
3. В какое время повторять Святое имя лучше
всего?
4. Каков этикет обращения с чётками?
5. Что делать, если не хватает времени на повторение?
6. Почему нужно повторять минимум 16 кругов?
7. Нужно ли повторять больше 16 кругов?
8. Что делать, если пока
не получается 16 кругов?
Слайд 38Какие бывают оскорбления
Святого имени?
Как они могут проявляться
в нашей
жизни?
Слайд 39Список оскорблений Святого имени
Оскорбления, которые можно нанести при повторении святого
имени, таковы.
1) Поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого
имени Господа.
2) Считать имена таких полубогов, как Господь Шива и Господь Брахма, обладающими тем же могуществом, что и имя Господа Вишну или независимыми от него. …
3) Не повиноваться указаниям духовного учителя.
4) Поносить ведическую литературу или литературу, согласующуюся с ведическими представлениями.
5) Считать славу святого имени Харе Кришна плодом воображения.
///
Слайд 406) Давать собственные толкования святому имени Господа.
7) Совершать греховные
поступки в расчете на силу святого имени Господа. …
8) Считать
повторение Харе Кришна одной из форм благоприятной обрядовой деятельности, рекомендованной в Ведах в разделе карма-канды.
9) Объяснять славу святого имени неверующему. …
10) Не иметь полной веры в повторение святых имен и продолжать держаться за свои
материальные привязанности,
даже получив и поняв столько
наставлений на эту тему.
(Нектар преданности, глава 8)
Слайд 41Первое оскорбление
Итак, если Сознание Кришны покрыто материальными грехами, освободиться от
них можно просто повторяя мантру Харе Кришна, но тот, кто
осквернил свое сознание Кришны, оскорбив брахмана или вайшнава, не сможет восстановить его, пока не искупит свой грех, то есть не заслужит прощение оскорбленного им вайшнава или брахмана . Так пришлось поступить Дурвасе Муни, который в конце концов сдался на милость Махараджи Амбариши. Искупить вайшнава-апарадху можно, только вымолив у оскорбленного вайшнава прощение, и никак иначе.
(Шримад Бхагаватам 4.26.24)
Слайд 43Прежде всего не следует оскорблять тех, кто посвятил свою жизнь
распространению славы Господа. Люди нуждаются в знании, которое поможет им
осознать величие Всевышнего, поэтому ни в коем случае нельзя поносить преданных, проповедующих славу Господа. Это самое серьезное из всех оскорблений.
(Шримад Бхагаватам 3.15.25)
Слайд 44
Никто не способен распространять святые имена маха-мантры Харе Кришна, не будучи уполномоченным
на это Верховной Личностью Бога. Поэтому ни в коем случае
не следует критиковать или поносить преданного, который занят этим. … Поносить великих святых, которые проповедуют во славу маха-мантры Харе Кришна — это худшее из оскорблений лотосных стоп святого имени. Никогда не критикуйте проповедника славы маха-мантры Харе Кришна. Тот, кто делает это, является оскорбителем. Нама-прабху (олицетворение святого имени), который не отличен от Кришны, никогда не потерпит такой хулы даже из уст того, кого почитают великим преданным. (Чайтанья Чаритамрита, Ади 8.24)
Слайд 45Индивидуальная работа
Вспомнить преданного (человека),
с которым плохие отношения
Написать какие у
него/нее есть хороших качества
Слайд 46Второе оскорбление
Второе — подходить к святым именам Господа с мирскими
мерками. Господь — владыка всех вселенных, поэтому в разных местах
Его называют по-разному, но это никоим образом не ограничивает всесовершенство Господа. Любое имя, относящееся к Верховному Господу, так же духовно, как и все остальные. Эти святые имена обладают тем же могуществом, что и Сам Господь, поэтому каждый волен прославлять Господа, называя Его именем, которое известно в той местности, где он живет. Любое имя Господа духовно, и потому к Его именам нельзя подходить с материальными мерками, проводя между ними различия.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Слайд 47Далее, повторение святого имени Вишну приносит человеку самое большое благо,
и игры Господа неотличны от Его святого имени. Однако есть
немало глупцов, заявляющих, что человек, повторяющий мантру Харе Кришна получает тот же результат, что и человек, повторяющий имена Кали (Дурги) или Шивы, поскольку все эти имена якобы неотличны друг от друга. Тот, кто думает, что святое имя Верховной Личности Бога находится на одном уровне с именами и деяниями полубогов, или считает святое имя Вишну материальным звуком, также наносит оскорбление святому имени. (Шримад Бхагаватам 3.15.25)
Слайд 48В материальном мире святое имя Вишну во всех отношениях благотворно.
Имя, образ, качества и развлечения Вишну суть трансцендентное, абсолютное знание.
Поэтому, если кто-то пытается отделить Абсолютную Личность Бога от Его святого имени или трансцендентного образа, качеств и развлечений, считая их материальными, это также оскорбительно. Подобно этому, считать, что имена полубогов, таких как Господь Шива, равнозначны имени Господа Вишну — или, иными словами, считать, что Господь Шива и другие полубоги являются различными ипостасями Бога и потому равны Вишну, — тоже оскорбление.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади 8.24)
Слайд 49Что касается различия между именем Господа и именами полубогов, то
в богооткровенных писаниях (Б.-г.,10.41) говорится, что все существа, наделенные необычайным
могуществом, — не что иное, как составные частицы верховного повелителя всех энергий, Господа Кришны. Все, кроме Господа, занимают подчиненное положение и в конечном счете зависят от Него.
(Шримад Бхагаватам 2.1.12)
Слайд 50Индивидуальная работа
Совместное чтение джапы
Обращаться к святому имени
как к Самому
Кришне
Слайд 51Третье оскорбление
Из того, что сказал Господь Чайтанья видно, что человек,
не имеющий веры в слова духовного учителя и поступающий по
своей прихоти, не сможет достичь желаемого успеха в повторении Харе Кришна. В ведических писаниях утверждается, что сущность всех трансцендентных писаний открывается тому, кто имеет непоколебимую веру в Верховного Господа и своего духовного учителя. Господь Чайтанья твердо верил в слова Своего духовного учителя и никогда не пренебрегал его наставлениями, и потому Он никогда не останавливал Своего движения санкиртаны .
(Учение Господа Чайтаньи, глава 19)
Слайд 53Индивидуальная работа
Подумать и написать
какие наставления
духовного учителя
я могу выполнять,
но
не выполняю
Слайд 54Четвертое оскорбление
Четвертое — глумиться над священными писаниями или ведическим знанием.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Слайд 55Работа в парах
Обсудить в парах,
что я могу сделать,
чтобы
относиться к
шастрам более
уважительно
Слайд 56Пятое оскорбление
Пятое — считать святое имя Господа материальным. Святое имя
Господа тождественно Самому Господу, и мы должны понять, что между
ними нет разницы.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Пятое оскорбление — считать, что преданные преувеличивают значение святого имени Бога. На самом деле Господь неотличен от Своего имени. В священных писаниях говорится, что в наш век повторение святого имени Бога — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — является вершиной духовного совершенства.
(Шримад Бхагаватам 3.15.25)
Слайд 58Шестое оскорбление
Шестое оскорбление — давать святому имени собственные толкования. Ни
Господь, ни Его святое имя не являются плодом воображения. Однако
находятся невежды, которые считают, что Господь — это вымысел того, кто поклоняется Ему, и потому Его святое имя, по их
мнению, тоже выдумка. Думая так,
человек никогда не добьется успеха в
повторении святого имени.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
0
Слайд 59Восхваление святого имени равноценно восхвалению Верховной Личности Бога. Никогда не
следует даже пытаться проводить различия между Господом и Его именем
или считать славу святого имени преувеличенной.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади 17.73)
Слайд 60Индивидуальная работа
Совместное чтение джапы
Обращаться к святому имени
как к Самому
Кришне
Слайд 61Седьмое оскорбление
Седьмое оскорбление — умышленно совершать грехи, рассчитывая на силу
святого имени. В писаниях говорится, что, повторяя святое имя Господа,
можно освободиться от всех последствий своих греховных поступков. Но тот, кто продолжает грешить, надеясь с помощью этого трансцендентного метода нейтрализовать последствия своих грехов, является величайшим оскорбителем стоп святого имени. Такому оскорбителю не поможет очиститься ни один из предписанных методов искупления. Иначе говоря, человек может иметь греховное прошлое, но, встав под защиту Господа и найдя прибежище в Его святом имени, он должен полностью прекратить грешить и не рассчитывать на искупительную силу святого имени.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Слайд 62Имя Господа несет в себе великое благо: Оно освободит от
последствий грехов любого. Однако это вовсе не значит, что можно
грешить, рассчитывая искупить грехи повторением мантры Харе Кришна. Мы не должны даже помышлять об этом, иначе мы оскорбим Святое имя. Нужно
стараться не совершать
грехов, но, если преданный
согрешит случайно,
ненамеренно, Господь, конечно
же, простит его.
(Шримад Бхагаватам 6.3.31)
Слайд 63Как известно, повторяя святое имя Бога, человек освобождается от всех
последствий греховной деятельности, но тот, кто полагает, что это дает
ему право грешить, не опасаясь последствий, оскорбляет святое имя Господа.
(Шримад Бхагаватам 3.15.25)
Слайд 64В том, что обусловленная душа совершала какие-то греховные поступки в
своей прошлой жизни, нет ничего удивительного, в этом нужно признаться
и раскаяться перед Господом. Сделав это, искренний преданный заслуживает прощения Господа. Но это не значит, что можно злоупотреблять беспричинной милостью Господа и надеяться, что Он снова и снова будет прощать нас за одни и те же греховные поступки. Так могут думать только люди, лишенные стыда. Здесь ясно говорится: "Когда я прихожу исповедаться в своих грехах, меня сжигает стыд". Нет ничего нелепее, чем надеяться на то, что Господь простит человека, который не стыдится своих грехов и продолжает грешить в расчете на Его милость.
(Нектар преданности, глава 9)
Слайд 65Индивидуальная работа
Совместное чтение джапы
в настроении раскаяния
за прошлые прегрешения
Слайд 66Восьмое оскорбление
Восьмое оскорбление — смотреть на повторение святого имени Господа
как на одну из форм мирской благочестивой деятельности. Существует много
разных форм благочестивой деятельности, которой занимаются ради материальной выгоды, однако святое имя и Его повторение нельзя низводить до уровня ритуала. Безусловно, повторение святого имени — это ритуал, но к нему ни в коем случае нельзя прибегать, преследуя какие-либо материальные цели. Святое имя неотлично от Самого Господа, поэтому не следует пытаться поставить его на службу человечеству. Необходимо помнить, что Верховный Господь — это верховный наслаждающийся. Он не обязан служить или угождать нам. И поскольку святое имя Господа тождественно Ему Самому, мы не должны пытаться поставить его себе на службу.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Слайд 68Возрождение дремлющей в нас привязанности или любви к Богу зависит
не от механического процесса слушания и повторения. Оно целиком и
полностью зависит от беспричинной милости Господа. Когда Господь вполне доволен искренними стараниями преданного, Он может даровать ему любовное трансцендентное служение Себе.
(Шримад Бхагаватам 1.7.6)
Слайд 69Восьмое оскорбление — ставить повторение мантры Харе Кришна на один уровень с
другими видами духовной деятельности: медитацией, аскезами, обетами и совершением жертвоприношений.
Их ни в коем случае нельзя приравнивать друг к другу.
(Шримад Бхагаватам 3.15.25)
Слайд 70Индивидуальная работа
Совместное чтение джапы
в настроении
раскаяния за
прошлые прегрешения
и
материальные мотивы
Слайд 71Девятое оскорбление
Девятое оскорбление — рассказывать о трансцендентной природе святого имени
тому, кто не расположен повторять его. Наставлять таких людей —
значит наносить оскорбление стопам святого имени.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Таким людям нужно дать возможность слушать звуки мантры Харе Кришна, но поначалу им не стоит объяснять величие или духовный смысл Святого имени. Постоянно слушая звук Святого имени, они очистят свои сердца и смогут тогда понять духовную природу Святого имени.
(Чайтанья Чаритамрита, Ади, 8.25)
Слайд 73Десятое оскорбление
Десятое оскорбление — оставаться равнодушным к Святому имени, даже
узнав о Его трансцендентной природе. Повторяя святое имя Господа, человек
избавляется от ложного эгоизма. Ложный эгоизм проявляется в том, что человек мнит себя наслаждающимся и полагает, что все в мире предназначено исключительно для его наслаждения. Ложные эгоистические концепции «я» и «мое» движут материальным миром, и истинная цель повторения святого имени заключается в том, чтобы избавиться от подобных заблуждений.
(Шримад Бхагаватам 2.1.11)
Слайд 74Работа в парах
Как понять,
что я не тело?
Слайд 77Индивидуальная работа
Вспомнить три
ключевых, важных
момента во время занятия
и написать
на их основе эссе
По очереди
поделитесь впечатлениями от занятия:
Слайд 79Домашнее задание
Уважение
Ч Прочитать цитаты к занятию 17.
!
Выучите список из 10 оскорблений
Продолжайте вести дневник внимательности джапы.
Продолжайте читать больше кругов (на сколько больше –
решать Вам)