Слайд 1Русские народные музыкальные инструменты
Слайд 2Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют
просторы родные,
Раздольные русские песни поют!
Хорошая русская песня
дух бодрит.
С хорошей русской песней и труд спорится.
Где песня поется, там весело живется!
Слайд 3Древняя Русь не имела светского профессионального искусства.
В ее музыкальной культуре
развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество
устной традиции, включающие различные жанры:
искусство сказителей, скоморохов.
Примерно в XI веке зарождается народное искусство скоморохов, странствующих актеров и музыкантов.
Слайд 6 Три струны! Всего только три струны и маленький
треугольный инструмент! Но эта наша гордость. Наша родная национальная гордость.
Слайд
26
Слайд 7Балалайка
Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальным символом какого-либо народа: у
испанцев это гитара, у итальянцев — мандолина, у украинцев —
бандура. У русских таким инструментом стала балалайка. Ее своеобразный треугольный корпус, специфические приемы игры — различного вида щипки или удары пальцев по трем натянутым струнам, серебристо-звонкий тембр не спутаешь ни с каким инструментом.
Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к 1688 г. О ней очень часто упоминается в русских народных песнях:
«Пойду я во горенку, сяду я на лавочку,
возьму балалаечку, стану я играти,
песни припевати».
Слайд 9Домра была одним из любимых инструментов скоморохов — бродячих актеров
и музыкантов.
Играя на домрах разных размеров — домришке,
домре басистой, они распевали шуточные и сатирические песни.
Но скоморох не только музыкант, он одновременно плясун, акробат, затейник, потешающий зрителей.
Слайд 10Почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла
и
о ней не сохранилось почти никаких сведений?
Алексей Михайлович Романов
(1645 1676 гг.)
Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства.
«Где появятся домры, сурны и гусли, - гласит царский указ XV века, - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того дела не отстанут – велеть бить батоги».
В 1654 г. 5 доверху нагруженных народными инструментами возов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. Поэтому к концу XVII в. домра вышла из употребления.
Слайд 11Король русской домры
Александр Цыганков
по праву считается
одним из лучших домристов.
Уроженец сибирского
города Омска, в котором он сделал свои первые шаги в
музыке сначала в музыкальной школе, а потом в музыкальном училище, юноша в 1967 году становится студентом Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Летом 1968 года первокурсник Цыганков становится лауреатом Международного конкурса на XI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария), а в 1972 году на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве удостаивается I премии. К этому времени музыкант становится солистом и концертмейстером группы малых домр Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова. “Частушки”, “Плясовые наигрыши”, “Белолица - круглолица”, “Перевоз Дуня держала” – пьесы для домры с оркестром, в которых домра предстает инструментом, обогащенным целым каскадом новых приемов, красок и штрихов.
Слайд 13Гитара
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита»,
что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой
версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
Слайд 14Тар — один из предшественников гитары
Самые ранние сохранившиеся свидетельства
о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной
гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Слайд 17 Колокола.
Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или
ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в
колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.
А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.
Слайд 20 Гармонь.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет,
только тронь,
Как зовут ее?
Как называют гармонь в этой загадке
– она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? А если был бы один ряд, то как бы мы сказали?
Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический. Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.
Слайд 22Название гармоники определялось
местом, где ее сделали.
Термин «гармоника» объединяет
музыкальные инструменты,
в которых источником звука служат металлические пластинки —
язычки, колеблющиеся под
воздействием струи воздуха..
Саратовская гармонь
Слайд 24Родом из старинного русского города Тулы. Своим появлением обязан талантливому
русскому мастеру Петру Стерлигову. Изобретен по заказу музыканта Орланского -Титаренко
в 1907 г. Назван в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна – «баяном».
Баян
Слайд 26Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.
В разных источниках его
называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было
бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.
В древнерусских рукописях слово жалейка не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.
Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов.
Слайд 28А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху.
Свирель
– это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый
клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»
Слайд 29Рожок.
Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же,
духовой. Почему? И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты,
в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?
Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? В Курске?
Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.
На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)
Слайд 30Барабаны
Бонги, бубен
Большой
Том - томы
Что за грохот? Что за шум? Может
быть извержение вулкана? Может быть землетрясение? Может быть дом обрушился?
Нет. Грохочут музыкальные инструменты. Большие и маленькие, но по внешности явно близкие родственники - все круглые, пузатые.
Слайд 31КСИЛОФОН
Ксилофон (от греческого «ксило» — «дерево» и «фон» — «звук»)
— ударный самозвучащий музыкальный инструмент, состоящий из набора деревянных брусочков,
по которым ударяют деревянными молоточками.
Слайд 32Русские народные инструменты
Хороши русские народные инструменты, каждый врозь, а
пусть - ка удаль свою совместную покажут, как настоящим артистам
положено. Стал оркестр русских народных инструментов радовать музыкой, не только русской народной, но и всякой другой, даже специально для него композиторами сложенной.
Слайд 33Оркестр возник из маленького ансамбля –
«Кружка любителей игры на
балалайках» -
20 марта 1888 года - первый концерт –
День
рождения Оркестра русских народных инструментов
Слайд 34 20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и
мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра
русских народных инструментов. Это было начало славного, блистательного пути развития и признания русской народной инструментальной музыки.
Слайд 351 - Домры
2 - Балалайки
3 - Гусли
4 – Духовые
инструменты
5 - Баяны
6 – Ударные
музыкальные
инструменты
Инструменты русского народного оркестра