Слайд 1ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Философия в ХVII –ХIХ веках озвучила следующие
образовательные идеи и предпосылки:
Признание влияния среды для объяснения индивидуальных,
психологических и культурных различий людей.
Убеждение в том, что человек может быть усовершенствован средствами контролируемой среды, окружающей его.
Стремление использовать всеобщее образование как средство социального прогресса, с помощью которого только и может быть достигнута цель усовершенствования человека.
Слайд 2Ученые, стоявшие у истоков социологии образования
Американский социолог Лестер Уорд. Последнюю
главу «Динамической социологии» (1883) посвятил роли школы в трансформации общества.
Эмиль
Дюркгейм, читая для учителей цикл социологических лекций об образовании, написал книгу «Образование и социология» и «Моральное образование».
Американский психолог и педагог Джон Дьюи в 1899 выпустил книгу «Школа и общество», которая внесла вклад в копилку идей социологии образования.
В Германии толчок развитию социологии образования дали работы М.Вебера. Его разработка проблем взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии позволила рассматривать школу как социальную систему.
Слайд 3Ученые, стоявшие у истоков социологии образования
Эдвард Росс (один из
основателей американской социологии и социальной психологии) начал читать курс «Социология
для учителей». К 1914 году 16 вузов США предлагали курс «Образовательная социология» (4 категории: «ассоциация», «доминация»,» эксплуатация» и «оппозиция» определяют социальную динамику).
Д. Пейн – родоначальник морализаторской традиции - утверждал, что образование может решить все социальные проблемы. Пейн возглавлял кафедру социологии образования в Нью-Йоркском университете, в 1923 году основал Национальное общество по изучению образовательной социологии, начал издавать «Журнал образовательной социологии». Он считал, что социология образования должна опираться на объективные данные социологических исследований и отойти от образовательной психологии и педагогики.
К. Маркс
Слайд 4Определение понятия «образование»
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон об образовании в РФ)
Образование – это формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим (Н.Смелзер)
Слайд 5Понятийный аппарат определения «образования»
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся
по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,
развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности выпускников по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, к жизни, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Слайд 6Компетенции, знания, умения, навыки
Компетентностный подход противопоставляется традиционному подходу, в котором
обучение «сводилось» к приобретению ЗУН:
Понятие компетентности значительно шире понятия знания,
или умения, или навыка, оно включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения) составляющие, но и мотивационную, этическую (ценностные ориентации), социальную и поведенческую составляющие. Овладение компетентностью требует ментальной организованности, значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления» [
Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний – тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений – тем, что компетенции могут применяться к решению разного ряда задач и в различных ситуациях (обладают свойством переноса). От навыков – тем, что они осознаны и не автоматизированы, и это позволяет человеку действовать не только в типовой, но и нестандартной ситуации
Специфика компетентностного подхода не в том, чтоб "нагрузить" студента знаниями, а чтобы научить искать, добывать их, использовать для решения практических задач.
Слайд 7Квалификация
Квалификация – это степень пригодности к какому-либо
виду труда, а также уровень профессионального мастерства. Квалификация выражается уровнем
подготовки, опыта, знаний, необходимых для выполнения конкретной работы. Квалификация присваивается после окончания учебного заведения, кроме того, ее можно совершенствовать в процессе работы.
Слайд 8Образовательные компетенции обучающихся
Овладение знаниями
Применение знаний
Умение коммуникации
Умение принимать решения
Умение учиться в
течение всей жизни
Слайд 9Кого готовит высшее учебное заведение
Специалист – знать (приобретать новые знания,
обрабатывать и анализировать информацию, осуществлять научно-исследовательскую деятельность и учиться в
течение всей жизни)
Личность – быть (поддерживать господствующую в обществе идеологию, проявлять лояльность к нравственным, правовым и политическим нормам и ценностям общества)
Менеджер – уметь управлять собой, другими людьми, ситуациями, планировать перспективы и организовывать людей для их осуществления
Слайд 10Сравнение образовательных подходов
Традиционный (когнитивный) подход
Результат – квалификация;
Привязка к предмету профессиональной
деятельности;
Опирается на дисциплинарный подход;
Формирует пассивную модель специалиста (меня учат, преподаватель
знает);
Ориентирован на когнитивный аспект образования, ограничен тем, что преподают;
Преподаватель – активное начало учебного процесса, отвечает за обучение, студент – иждивенец, пассивно обучаемый;
Образование на всю жизнь
Качество подготовки производно от числа прослушанных курсов.
Компетентностный подход
Результат – компетенция;
Ориентация на формирование личности специалиста, способности к активной деятельности, высокой мотивации;
Опирается на междисциплинарный, подход;
Формирует активную модель специалиста (я сам учусь, преподаватель может помочь);
Ориентирован на то, что студент знает и готов делать;
Студент и преподаватель – партнеры, равны;
Образование в течение всей жизни
Качество образования зависит от приобщения к жизни и своей будущей деятельности.
Слайд 11ПРИНЦЫПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование;
гуманистический
характер образования;
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и
развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования;
обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
автономия и открытость образовательных организаций;
демократический характер управления образованием;
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Слайд 12Виды образования
Образование подразделяется:
на общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное
образование
профессиональное обучение,
Слайд 13Общее образование
Общее образование - вид образования, который
направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных
общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 14Профессиональное образование
Профессиональное образование - вид образования, который
направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных
программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям;
Уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Слайд 15Профессиональное обучение и дополнительное образование
Профессиональное обучение
- вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений,
навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых и служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Слайд 16Образование как объект исследования:
Образование изучают: педагогика, дидактика,
психология, социальная психология, философия, социология, экономикс, менеджмент и т.д.
Отрасли образования: социологическое, историческое, военное, театральное, математическое, экономическое и т.д.
Слайд 17
Образование как предмет социологии образования
Социология образования изучает:
образование
как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с
другими социальными институтами);
его учреждения как социальные организации;
социальные отношения, возникающие в образовательном процессе (правовые, научно методические, производственные, информационно-технологические);
социальную политику в области образования.
Слайд 18Круг субъектов института образования
(органы государственной власти,
организации, осуществляющие образовательную деятельность,
лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность,
педагогические работники,
обучающиеся, родители,
третьи
лица (бизнес)
Слайд 19Институциональный подход
Социальный институт – это механизм
воспроизводства и поддержания социальных отношений.
Элементы социального
института:
Более или менее формализованная организация
Определенный круг субъектов образования (органы государственной власти, организации, осуществляющие образовательную деятельность, лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, педагогические работники, обучающиеся, родители и третьи лица (бизнес)
Наличие норм и предписаний
Наличие социально значимых функций, интегрирующих социальный институт в общество
Система статусов и ролей – образцов поведения
Символы – образцы и представления
Материальные индикаторы
Кодексы поведения
Слайд 20Цель институционализма – создать общенаучную модель образования
Институционализм
опирается на следующие положения:
Как всякий орган служит нуждам организма, так
и всякий институт служит нуждам общества.
Прогресс общества выражается через прогресс его институтов.
Стабильность состояния института, возникшая в результате социально-исторической практики, предпочтительнее, чем быстрое и беспорядочное изменение.
Любая угроза стабильности института считается одновременно и угрозой для общества.
Слайд 21Экономика и образование.
Влияние экономики на образование:
Создает предпосылки для массового образования (индустриализация);
Задает вектор развития образования. Структура
производства определяет структуру образования. Автоматизация и компьютеризация поставили под сомнение существование классических университетов. Неразвитая экономика препятствует развитию образования. (Реформы Петра 1);
Товарность образовательной услуги (коммодификация знаний и образования);
Включение вузов в международный, национальный и региональный рынки;
Способствует превращению образовательных учреждений в научно-учебно-предпринимательские корпорации
Слайд 22
Влияние образования на экономику:
формирование профессионально-квалификационной структуры населения:
формирование потребительских стандартов
Слайд 23Политика и образование
Влияние политики на
образование:
способствует преодолению неграмотности (демократическая революция во Франции породила первую волну
массовизации образования);
задает правовую базу образования, стандарты образовательного процесса;
составляет финансовую составляющую образовательного процесса;
задает новые формы управления. Раньше декан факультета занимался распределением ресурсов, расстановкой кадров, защитой факультета от внешних воздействий. Сейчас его главная функция – это управление качеством образования;
осуществляет контроль за образовательным процессом (лицензирование, аккредитация, аттестация):
Слайд 24
Формы контроля
Аккредитация – установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательной
организации (школа, колледж, университет).
Аттестация – оценка качества предлагаемого образовательной организацией
образования и его соответствия государственным и региональным стандартам.
Лицензирование – установление соответствия предлагаемых образовательной организацией условий осуществления образовательного процесса государственным и региональным требованиям в части образовательного ценза преподавателей, педагогических работников, укомплектованности кадрами, оснащенности учебного процесса оборудованием, санитарно-гигиенических норм.
Слайд 25Влияние образования на политику:
Формирует лояльность к господствующим политическим
и правовым ценностям;
Воспроизводит господствующую идеологию;
Популяризует и утверждает демократические ценности;
Поощряет
законопослушного гражданина.
Слайд 26
Образование и общество (социальная сфера)
Влияние образования
на общество (социальные функции образования):
Снятие напряженности между классами. Поддержка
социального партнерства;
Активизация социальных перемещений (социальная мобильность
Воспроизводство образовательных общностей;
Воспроизводство социальных классов, групп, слоев;
Социальная поддержка учащихся во время учебы (замещение семьи во время образовательного процесса;
Социализация граждан на основе общих ценностей (мы – одна семья), сохранение и передача ценностей и норм от одного поколения к другому;
Социальный контроль;
Социальный фильтр;
Как капиталовложения в будущее (теория человеческого капитала)
Слайд 27 Влияние общества на образование:
Расширение прав женщин (сравните феминизм и
андроцентризм);
Расширение прав этнических и культурно-национальных общностей. Раньше образование в нашей
стране было единым, стандарты задавались из единого центра (единая программа). Сейчас появились федеральный, региональный (культурно-национальный), вузовский, муниципальный компоненты;
Способствует образованию кластеров (объединений государства, вуза и бизнеса)
Слайд 28Функционализм
Цель: поиск в структуре общественной системы тех
элементов, которые выполняют функции, обеспечивающие ее единство, сплоченность и
максимальную эффективность функционирования
Общество – это организм
Взаимозависимость всех частей общества
Поиск интеграции и сплоченности между системами
социализация должна осуществляться на основе общих ценностей (консенсус, дух соперничества, заслуга, а не привилегия, признание иерархии в обществе, меритократия)
существует связь между образованием, работой и доходами. Образование - это капиталовложение в будущее. Чем выше образовательные достижения, тем успешнее профессиональная мобильность
создание благоприятных условий для социальной мобильности. Равный доступ к образованию
Образование как средство (функция) передачи культуры
Функционализм, согласно которому семья, церковь, образование главные социальные институты, обеспечивающие преемственность культуры. Представителем этого направления является Эмиль Дюркгейм, считавший образование одной из форм коллективного сознания, транслирующей культурные нормы. Он рассматривал образование как отражение сущности общества и считал главной его функцией поддержание связей между личностью и социумом
Слайд 29Образование как предмет исследования функционализма
Дюркгейм в
своих работах «Образование и социология» и «Моральное образование» выдвинул следующие
положения, носящие принципиальный характер:
Образование - это социальный институт.
Образование как социальный институт зависит от конкретно-исторических условий общественного развития.
Различные социальные факты, а также формы коллективного сознания оказывают решающее влияние на образование.
Социально-экономические изменения в обществе влекут за собой изменения в образовании.
Слайд 30Образование непосредственно зависит от потребностей общества.
Изменения в школьной организации и
методах обучения зависят от типа общества При переходе от традиционного
к индустриальному обществу происходит углубление индивидуализации и дифференциации в обучении.
Цель образования как социального института – привитие учащимся таких моральных качеств, которые требуются в данном типе общества.
Образование представляет собой процесс социализации молодого поколения.
Общество должно заботиться о том, чтобы учителя являлись проводниками социальных ценностей с целью воспитания молодых людей как приемлемых членов общества.