Слайд 1История возникновения детских домов в России
Слайд 2В начальные периоды становления российской государственности забота о детях, оказавшихся
без родительского надзора, находилась в руках частных лиц и, не
являясь обязанностью государства, оставалась функцией семьи и ее близкого окружения.
Слайд 3Одним из первых образцов социального
устройства детей, оставшихся без
родителей,
является появление
скудельниц.; Скудельница - это общая
могила, в которой
хоронили людей,
умерших во время эпидемий, от голода,
замерзших зимой и т.п. Там же,
поблизости, сооружались сторожки,
куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые специально подбирались. Одним из первых образцов социального устройства детей,, оставшихся без родителей, является появление скудельниц.; Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же, поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые специально подбирались. Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки.
Слайд 4Практически до середины XVI в. - времени очередного государственного переустройства
России именно христианская модель призрения детей, остающихся без присмотра родителей,
в той или иной степени обеспечивала решение этой проблемы.
На Стоглавом соборе Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять детей, нуждающихся в общественном надзоре, строить специальные богадельни, где им был бы обеспечен приют и уход.
Слайд 5Столице и принадлежит первенство в попытках разрешения проблем воспитания безнадзорных
детей. Еще при царе Федоре Алексеевиче были учреждены так называемые
приюты-дворы для обучения их грамоте и ремеслам, однако существенных результатов это не принесло. Поскольку в те далекие времена сиротами при живых родителях чаще становились «незаконно прижитые дети», незаконные связи преследовались самым жесточайшим образом, и прежде всего - церковью. Она приписывала суровое наказание незаконному отцу ребенка.
Слайд 6В правление Петра I была создана государственная система призрения детей,
выделены категории нуждающихся в попечении, были введены превентивные меры борьбы
с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.
Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения. В то время в России практиковался «тайный прием».
Слайд 7Особое место в истории оказания помощи осиротевшим детям занимали создаваемые
Екатериной II воспитательные дома. В генеральном плане Московского воспитательного дома,
составленном И.И. Бецким и подписанном Екатериной II, утверждалась важность гуманного отношения к детям, запрещались телесные наказания, обращалось внимание на физическое воспитание, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения. В качестве основных методов воспитания рекомендовались игры, забавы с учетом возрастных особенностей детей, воспитателям вменялось в обязанность учитывать индивидуальные склонности воспитанников.
Слайд 8В результате детей из воспитательных домов передали на кормление в
крестьянские семьи, и тем самым была поставлена точка в дискуссии
об эффективности государственного вмешательства в процессы непосредственного устройства беспризорников. Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям, оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах,
под опекой общественных
благотворителей и церковных
инстанций.
Слайд 9Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта
в 1819 г. в Гомельском имении графа Я. Румянцева. Государство
и общество все больше осознавали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, когда воспитательное воздействие на детей со стороны родителей ослаблялось из-за их занятости на заработках. В 1837 г. был открыт первый светский приют в России при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки».
Слайд 10В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских
приютов. Первоначально его деятельность также была сосредоточена на организации свободного
времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в. открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления».
Слайд 11В 1893 г. в рамках деятельности общества попечения о бедных
и больных детях «Синий крест», которым руководила великая княгиня Елизавета,
появилось отделение защиты детей
от жестокого обращения: убежище и общежитие с мастерскими.
Слайд 12В начале XX в. в России действовали 19 108 попечительских
советов, распоряжавшихся довольно значительными денежными средствами, которые шли на создание
учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек и народных столовых.
Слайд 13После 1917г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она
была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование
закрыло путь участию церкви в оказании помощи безнадзорным.
Слайд 14В 1919г. был основан Государственный совет защиты детей. В него
вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда.
Он решал вопросы организации питания, материального снабжения детей. В 1921 г. начала работу Комиссия по улучшению жизни детей, которая объединила деятельность всех ведомств в борьбе с беспризорностью.
Слайд 15К 1935 г. была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовало улучшение
материального положения трудящихся города и деревни, создание сети специализированных детских
учреждений, активное участие общественности, организация досуговой деятельности детей, организованное определение на работу, устройство в профессиональные школы и техникумы.
Слайд 16Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.),
вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились
родных и остались без крова, - писала газета «Правда», - их нужды должны быть приравнены к нуждам Фронта».
В послевоенные годы устройство детей-сирот, а также детей, находящихся в трудных жизненных условиях, осуществлялось, как и прежде, двумя путями: их устраивали в детские учреждения на полное государственное попечение или в семью (на усыновление, под опеку).