Слайд 1
История зарубежной педагогики
Идея «классического образования» и ее воплощение
(Витторино да Фельтре,
Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин)
Слайд 2О «классическом образовании»
Классическое образование - тип общего среднего образования. Начало
складываться в Европе в
эпоху Возрождения, когда резко возрос интерес к
культурному наследию античных народов. Деятели
эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив ее изучением
древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Смысл этих нововведений состоял в
стремлении извлекать из античной литературы воспитательно-дидактическое содержание: идеи
государственного устройства - у Аристотеля, уроки военного искусства - у Цезаря, агрономические
познания - у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию
Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.
Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса
учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила его в
радостный и интересный процесс для детей. Наиболее приближенным к классическому образованию
по содержанию сейчас является филологическое образование. Классическое образование
противопоставляют реальному образованию, которое направлено на изучение естественных и точных
наук.
Слайд 3Предпосылки
Как нетрудно догадаться, предпосылки установления классического образования возникли в Древней
Греции и Риме. В Древнем Риме каждый свободный мужчина обязан
был получить образование, то есть уметь читать и писать на латыни, греческом, знать классическую литературу, уметь выступать в суде или народном собрании, разбираться в философии, математике, музыке.
Как ни странно, владение различными искусствами и ремеслами не ценилось, а, напротив, было неприемлемым для свободного человека, так как ручной труд был уделом рабов. Простая же грамотность (умение читать и писать) была распространена повсеместно даже среди рабов. Но это не мешало некоторым рабам быть преподавателями в школах с классическим образованием.
В Средневековье же основой классического образования стали искусства. Появилось понятие семи Свободных искусств: логика, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Искусства преподавались на латинском языке. По окончанию обучения ученик получал степень бакалавра в университетах.
Но общее число образованных людей в Средневековье было незначительным, что связано с общим упадком. Хотя церковь побуждала использовать латынь во всех делах, литературе, богослужении и науке. Национальный же язык часто отодвигался на второй план. Но постепенно основание многих школ и университетов поспособствовало широкому распространению классического образования.
Слайд 4Классическое образование в разные эпохи
Классическое образование в эпоху Возрождения
С началом
Возрождения интерес к древним языкам, которые были единственным средством приобщения
к античному наследию, существенно возрос. В XIV—XV вв. появились первые классические школы гуманистов Гуарино Веронезе и Витторино да Фельтре.
К концу XV века основной целью в большинстве школ стало овладение изящным стилем латинского языка, и возобладало цицеронианство — увлечение стилем Цицерона. Критикуемое, среди прочих, Эразмом Роттердамским, Иоганном Рейхлином и Филиппом Меланхтоном, оно, тем не менее, господствовало в школах до XVIII века.
Слайд 5Витторино да Фельтре (1378–1446)
Итальянский педагог, один из первых осуществивший попытку
организации воспитания на гуманистических началах. В 1423-24 основал среднюю школу
«Дом радости» (“Casa Giocosa”) при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где осуществил на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания и прославился как pater omnis humanifatus («отец всякой гуманности»).
В «Доме радости» наряду с детьми маркиза обучались наследники других знатных фамилий, а также дети горожан Мантуи, а позднее дети из других городов Италии, Греции, Франции, Германии. Выходцы из богатых семей обучались за плату, бедняки – бесплатно.
По представлениям Витторино да Фельтре, целью педагогического процесса является выработка «гуманистической личности», т. е. высоконравственного, всесторонне развитого человека, который воплощал бы в себе гуманистические идеалы. В соответствии с основной целью в школе изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание.
В соответствии с основной целью в школе изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание.
Педагогическая программа итальянского педагога включала в себя физические упражнения для телесного развития; пение, танец и музыку в целом для формирования художественного восприятия, а также строгое религиозно-этическое воспитание. Особое внимание уделялось изучению классиков античной литературы и философии,- при этом учитывались также индивидуальные особенности учеников. В школе учились и девушки, - правда, только из семейства Гонзага.
Слайд 6 В качестве основных средств воспитания применялись ласка, увещевание, убеждение,
пробуждение интереса. Карательные меры запрещались. Телесные наказания допускались лишь за
проступки против нравственности. Взаимоотношения учителя с учащимися строились на основе индивидуального подхода к детям, взаимного уважения. Школа была расположена в прекрасном дворце, на лоне природы. В помещениях дворца, специально переоборудованных для нужд школы, было много света и воздуха.
Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Педагогических сочинений не оставил. Его деятельность известна по воспоминаниям учеников.
Слайд 7В ХV–ХVII вв. обострилась борьба народных масс с феодалами. Протест
принял форму религиознодемократического, сектантского движения. Наиболее полно и ярко педагогические
воззрения того периода выразил великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592– 1670), идеи которого получили известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Он был одним из вождей общины ремесленников и крестьян «Чешские братья», входившей в гуситское национально-религиозное движение против немецкого дворянства и католической церкви.
Книга Я. А. Коменского «Великая дидактика» положила начало науке о процессе обучения. В ней он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке. Я. А. Коменский обосновал принцип сообразности воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), сформулировал систему принципов дидактики. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в труде «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Я. А. Коменский ратовал за познание реального мира на основе чувственного восприятия. Согласно его представлению, люди живут по законам природы.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
Слайд 8Коменский предлагал принцип природосообразности, а именно: порядок для школы брать
у природы; подражанием ей сильно и искусство. При этом должен
соблюдаться принцип реализма и наглядности, а также стадии обучения:
• автопсия – самостоятельное наблюдение;
• автопроксия – практическое осуществление;
• автохресия – применение полученных знаний, умений и навыков в новых обстоятельствах;
• автолексия – умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности.
Обучение, по Я. А. Коменскому, должно было проходить три ступени (решение трех задач воспитания):
• познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
• управление собой (нравственное воспитание);
• стремление к богу (религиозное воспитание).
Слайд 9Суть его идей состояла в следующем: образование должны получать юноши
и девушки (идея всеобщего начального обучения); обучать тому, что может
сделать человека мудрым, воспитанным; образование готовит к жизни и должно быть закончено до наступления зрелости.
В образовании, согласно Я. А. Коменскому, нужно придерживаться следующей возрастной периодизации:
• детство (от рождения до 6 лет) – усиленный физический рост и развитие органов чувств (материнская школа);
• отрочество (от 6 до 12 лет) – развитие памяти и воображения (шестилетняя школа родного языка);
• юность (от 12 до 18 лет) – высокий уровень развития мышления (латинская школа или гимназия);
• возмужалость (от 18 до 24 лет) – развитие воли и способность сохранить гармонию (академия: факультеты – богословский, юридический, медицинский).
(мужская гимназия)
Слайд 10Жан-Жак Руссо
Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского
Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право
человека быть свободным. Он выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Слайд 11
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе
ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает.
Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе.
Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение.
Слайд 12Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование
способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) должны быть
гармонично связаны.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).
Ж.-Ж. Руссо в своем бессмертном произведении "Эмиль, или О воспитании" утверждает, что звание Человека выше звания гражданина. Воспитание должно быть направлено на принятие себя и других как ценности.
Слайд 13Классическое образование в эпоху Просвещения.
Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету эпохи
Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром,
который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII — XVIII вв. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.
Отсчет педагогики Просвещения, и английской в частности, следует начать с учения Джона Локка (1632–1704). Один из основоположников эпохи Просвещения, ее идеологии и философии, автор всемирно известного педагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором он заложил основы принципиально новой формы теоретического педагогического сознания – антропологической, исходящей в объяснении проблем воспитания из природы человека.
Слайд 14Его труд фактически состоит из трех частей, в которых он
излагает систему физического, нравственного и умственного воспитания. Большое значение он
придает физическому и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Он выступил против классического образования, предлагая заменить его практическим, реальным.
Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693)
Слайд 15
Отрицая врожденность идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое
должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка
- утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полез ными знаниями: новые языки, география, математика, законоведение, бухгалтерия и т. п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, которые способствуют развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания
Слайд 16Бенджамин Франклин
В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи
пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон (1743 — 1826), Дж.
Вашингтон (1732—1799), Б. Франклин (1706—1790), видевшие в просвещении общества путь его преобразования.
Б. Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения неграми школ, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры.
Слайд 17Во второй половине XVIII в. в ряде североамериканских колоний возникают
общеобразовательные заведения нового типа — академии. Первое такое заведение основал
в 1749 г . в Пенсильвании Б. Франклин (1706 — 1790). Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования.
Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце века академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Их число по тем временам оказалось весьма значительным. Например, в Новой Англии на 300 тыс. жителей приходилось 15 таких учреждений.