Разделы презентаций


Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии ___________________

Содержание

Тема:Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория обучения (Дидактика) Педагогические технологии ___________________


доцент кафедры педагогики

ВлГУ,

к.п.н., доц. Л.А. Романова
Теория обучения (Дидактика)  Педагогические технологии  ___________________ доцент кафедры педагогики ВлГУ,

Слайд 2Тема:
Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы

Тема:Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы

Слайд 3План:

1. Дидактика как теория обучения.
2. Образование человека и

культура. Различные подходы к пониманию сущности образования.
3. Современная образовательная

ситуация как отражение смены образовательной парадигмы.
4. Гуманизация, гуманитаризация и инновационность как основные тенденции современного образования.


План: 1. Дидактика как теория обучения. 2. Образование человека и культура. Различные подходы к пониманию сущности образования.

Слайд 4
Дидактика (от греч. – didaktikos – поучающий)

– раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения
Вольфганг Ратке (1571-1635)

– впервые ввел понятие для обозначения искусства преподавания
Я.А.Коменский (1592-1670) – разработал дидактику как систему научных знаний (принципов и правил обучения)
И.Ф.Гербарт (1776-1841) – придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения
Дидактика (от греч. – didaktikos – поучающий) – раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения  Вольфганг

Слайд 5Основные проблемы дидактики:
чему учить
как учить
когда учить
где учить
кого учить
зачем учить

Основные проблемы дидактики:чему учитькак учитькогда учитьгде учитького учитьзачем учить

Слайд 6Предмет дидактики:
Обучение как педагогический процесс
закономерности и принципы обучения
цели

обучения
научные основы содержания образования
методы обучения
формы и средства обучения

Предмет дидактики:  Обучение как педагогический процессзакономерности и принципы обученияцели обучениянаучные основы содержания образованияметоды обученияформы и средства

Слайд 7Основные задачи дидактики
описывать и объяснять процесс обучения и условия его

реализации –

научно-теоретическая функция

разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии – конструктивно-технологическая функция
Основные задачи дидактикиописывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации –

Слайд 8Три вида понятий, которыми оперирует дидактика
Общенаучные, вошедшие из других дисциплин

философия (противоречие, система, сущность и явление, причина и следствие

и др.)
психология (развитие, усвоение, умение, навык, восприятие, личность, деятельность и др.
кибернетика (обратная связь, динамическая система и др.)
Общепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс
Специфические понятия дидактики: обучение, учение, преподавание, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация. метод обучения, форма обучения и др.
Три вида понятий, которыми оперирует дидактикаОбщенаучные, вошедшие из других дисциплин  философия (противоречие, система, сущность и явление,

Слайд 9Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:
процесс

введения человека в мир ценностей культуры, включающий целенаправленный процесс обучения

и воспитания в интересах человека, общества и государства, а также процесс его развития и саморазвития
результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему системой научных знаний, познавательных и практических умений и навыков, сформированностью на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, с развитием творчески-созидательных сил и способностей
Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:процесс введения человека в мир ценностей культуры, включающий

Слайд 10Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех

уровнях образования – начальное, среднее, высшее
По широте охвата

изучаемого предмета выделяют общую и частную дидактику
Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит
Частная дидактика – это методика
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях образования – начальное, среднее, высшее

Слайд 11Образование человека и культура
«Культура» (лат. cultura) – «обрабатывать», «совершенствовать», «почитать»,

«изменять»
«Культура» как оппозиция понятию «натура», т.е. природа

Образование человека и культура«Культура» (лат. cultura) – «обрабатывать», «совершенствовать», «почитать», «изменять»«Культура» как оппозиция понятию «натура», т.е. природа

Слайд 12 Три ипостаси проявления человеком культурного начала:
культура как совокупность ненаследуемых качеств

человека, проявляющихся в его предметной деятельности и в общении
культура как

специфически человеческий способ деятельности, его человеческая «технология» жизни, выражающая его созидательную сущность

культура как «инобытие» человека
(М.С. Каган)

Три ипостаси проявления человеком культурного начала: культура как совокупность ненаследуемых качеств человека, проявляющихся в его предметной

Слайд 13 Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых

и породило культуру:
1 – удовлетворение потребностей реального бытия человека
2 –

передача накапливаемого опыта внебиологическими (культурными) средствами

3 – сближение человека с человеком

Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило культуру: 1 – удовлетворение

Слайд 14«Образование» как «формирование образа» (Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог)


Образование человека

как формирование образа, характеризующегося специфически человеческой способностью, т.е. способностью ориентироваться

в природном мире на основе свободного самоопределения.


«Образование» как «формирование образа» (Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог)Образование человека как формирование образа, характеризующегося специфически человеческой способностью,

Слайд 15 У человека, в отличие от

животных, «нет безошибочного «знания», … его решения не навязываются ему

инстинктом. Он вынужден принимать их сам. Он сталкивается с ситуацией выбора и в каждом принимаемом решении есть риск провала… Человеческое существо … сошло бы с ума, если бы не нашло эталонную систему, позволяющую ему в той или иной форме чувствовать себя в мире как дома и избегать ощущения полной беспомощности, дезориентации и оторванности от истоков …
(Эрих Фромм "Душа человека. Революция надежды (сборник)" )
Этой эталонной системой выступает для человека вся культура общества.

У человека, в отличие от животных, «нет безошибочного «знания», … его решения

Слайд 16Образование как способ и результат вхождения человека в мир культуры.

Образование человека как становление особого личностно-смыслового отношения к миру,

соответствующего эталонам современной культуры.
Образование как способ и результат вхождения человека в мир культуры.  Образование человека как становление особого личностно-смыслового

Слайд 17 Два подхода к пониманию сущности образования:
1 подход – традиционный
2 подход,

ориентированный на ценностные характеристики

Два подхода к пониманию сущности образования: 1 подход – традиционный2 подход, ориентированный на ценностные характеристики

Слайд 18Сущность современной образовательной ситуации состоит в смене образовательной парадигмы –



переходе от традиционной (познавательной, просвещенческой) образовательной парадигмы к личностно-ориентированной (гуманистической)



Сущность современной образовательной ситуации состоит в смене образовательной парадигмы – переходе от традиционной (познавательной, просвещенческой) образовательной парадигмы

Слайд 19
Парадигма (греч. Paradeigma: «para» - «сверх», «над», «через», «около» и

«deigma» – «проявление», «манифестация») дословно означает то, что предопределяет характер

проявления, оставаясь «около», вне проявления.

Парадигма (греч. Paradeigma: «para» - «сверх», «над», «через», «около» и «deigma» – «проявление», «манифестация») дословно означает то,

Слайд 20 Термин «парадигма» использовался для обозначения некоего высшего, трансцендентного

образца, предопределяю-щего структуру и форму материальных вещей

Термин «парадигма» использовался для обозначения некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяю-щего структуру и форму материальных вещей

Слайд 21
Густав Бергман (1906-1987)
ввел понятие «парадигма» в философию науки

«парадигма» как некие общие принципы и стандарты исследования, выполняющие нормативную

функцию

Густав Бергман (1906-1987) ввел понятие «парадигма» в философию науки  «парадигма» как некие общие принципы и стандарты

Слайд 22
В монографии «Структура научных революций» (1962 г.)

раскрыл концепцию исторической динамики научного знания: наука развивается скачкообразно, посредством

научных революций через смену научных парадигм

Томас Кун (1922-1996) – американский историк и философ науки

В монографии «Структура научных революций» (1962 г.) раскрыл концепцию исторической динамики научного знания: наука

Слайд 23«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в

течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем

и их решений …»

Т. Кун,
«Структура научных революций»
«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель

Слайд 24 «Образовательная парадигма дает представление о совокупности устойчивых характеристик

образовательного процесса, которые определяют принципиальную схему построения теоретической и практической

деятельности в области образования в данный исторический период …»

Корнетов Григорий Борисович

«Образовательная парадигма дает представление о совокупности устойчивых характеристик образовательного процесса, которые определяют принципиальную схему построения

Слайд 25 Образовательная парадигма – наиболее общая, концептуальная схема, в

рамках которой происходит постановка и решение всех ключевых вопросов образования

в определенный исторический период (кого учить, зачем учить, чему учить, как учить, кто должен учить?).

Образовательная парадигма – наиболее общая, концептуальная схема, в рамках которой происходит постановка и решение всех

Слайд 26Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы
Традиционная
(авторитарный

подход)
Личностно-ориентированная
(гуманно-личностный подход)

Современная образовательная ситуация как отражение смены образовательной парадигмы  Традиционная(авторитарный подход)Личностно-ориентированная(гуманно-личностный подход)

Слайд 27Традиционная образовательная парадигма
(цель образования – получение научных знаний об

окружающей действительности; ребенок – созерцатель созданной для него наукой и

передаваемой с помощью учителя картины мира, а затем ее носитель; научное знание, отличаясь строгостью, доказательностью, объективной достоверностью, является обезличенным; образование – способ «информационного натаскивания»)
Традиционная образовательная парадигма (цель образования – получение научных знаний об окружающей действительности; ребенок – созерцатель созданной для

Слайд 28Личностно-ориентированная образовательная парадигма
(цель образования состоит в ориентации на обогащение личностного

опыта школьника; ребенок – полноценный субъект учебной деятельности и познания;

научное знание – личностно значимо; образование – способ «окультуривания» человека)

Личностно-ориентированная образовательная парадигма (цель образования состоит в ориентации на обогащение личностного опыта школьника; ребенок – полноценный субъект

Слайд 29Гуманизация образования (лат. humanus) – «человечный»
целостная, уникальная личность ребенка –

все определяющая цель и конечный результат педагогического процесса

Гуманизация образования  (лат. humanus) – «человечный» целостная, уникальная личность ребенка – все определяющая цель и конечный

Слайд 30
Гуманизация образования связана с созданием педагогических условий, способствующих личностному росту

и развитию ребенка.

Гуманизация образования связана с усилением внимания к субъект-субъектным

взаимоотношениям учителя и школьника.


!!! К роли субъекта ребенка необходимо готовить, вводя его в соответствующую сферу культуры – культуру жизненного самоопределения.

Гуманизация образования связана с созданием педагогических условий, способствующих личностному росту и развитию ребенка.Гуманизация образования связана с усилением

Слайд 31 Гуманитаризация образования (с лат. humanitas «гуманитарный» означает «человеческая природа», «образованность»,

«имеющий отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию»)
подход к

организации образования, который направлен на акцентирование культурных начал в образовании, на становление зрелой личности, обладающей выраженным духовным потенциалом и готовой к самостоятельному созиданию.
Гуманитаризация образования  (с лат. humanitas «гуманитарный» означает «человеческая природа», «образованность», «имеющий отношение к человечеству, общественному

Слайд 32Гуманитаризация образования предполагает:
1. Усиление роли человековедческой подготовки в рамках любого

учебного предмета.

2. Усиление психологической подготовки школьников.

3. Усиление философского контекста предметной

подготовки школьников
Гуманитаризация образования предполагает:1. Усиление роли человековедческой подготовки в рамках любого учебного предмета.2. Усиление психологической подготовки школьников.3. Усиление

Слайд 33Гуманитаризация образования предполагает:
4. Опора в образовании на сотрудничество, развитие умения

социального взаимодействия, диалоговых форм общения.


5. Последовательная ориентация в образовательном

процессе не столько на передачу школьникам «готового» знания, сколько на организацию их самостоятельной поисковой деятельности с постепенным обогащением опыта исследовательских возможностей учащихся.

Гуманитаризация образования предполагает:4. Опора в образовании на сотрудничество, развитие умения социального взаимодействия, диалоговых форм общения. 5. Последовательная

Слайд 34Традиции и инновации в современном образовании
«Инновация» (лат. innovatio) – «возобновление»,

«изменение», «обновление», «введение чего-либо нового»
«Инновация» (нововведение)
новшество
процесс введения этого

новшества в практику (инновационный процесс)

Традиции и инновации в современном образовании«Инновация» (лат. innovatio) – «возобновление», «изменение», «обновление», «введение чего-либо нового»«Инновация» (нововведение) новшество

Слайд 35

Инновация (нововведение) в той или иной сфере жизни и деятельности

человека – это целенаправленное изменение, связанное с созданием, распространением и

использованием новых относительно стабильных элементов, называемых новшествами.


Инновация (нововведение) в той или иной сфере жизни и деятельности человека – это целенаправленное изменение, связанное с

Слайд 36Сущностные характеристики инновации
производность
от творческих затрат человека


противоречивость
ее содержания существующей

традиции, представляющей устойчивый и значимый компонент культуры

Сущностные характеристики инновациипроизводность от творческих затрат человекапротиворечивость ее содержания существующей традиции, представляющей устойчивый и значимый компонент культуры

Слайд 37Педагогические новшества, обусловливающие инновации в образовании (Э. Брансуик):
1) полностью новые

и ранее неизвестные образовательные идеи и действия;
2) адаптированные, расширенные и

переформулированные идеи и действия;

3) педагогические новшества, обусловленные образовательной ситуацией

Педагогические новшества, обусловливающие инновации в образовании (Э. Брансуик):1) полностью новые и ранее неизвестные образовательные идеи и действия;2)

Слайд 38
!!! Использование нововведений не всегда дает положительный эффект

Необходимо учитывать ряд обстоятельств
(Е.Н. Селиверстова)
во-первых, вводимые

новшества не всегда являются средством решения задач, актуальных для данного ребенка, данного класса, данной школы, поскольку реальные противоречия, возникающие у школьников, не выступают истинной причиной образовательных нововведений

!!! Использование нововведений не всегда дает положительный эффект   Необходимо учитывать ряд обстоятельств (Е.Н. Селиверстова)

Слайд 39во-вторых, каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и

направлено на решение вполне конкретных задач

(!!! нельзя выбирать средства обновления образовательного процесса по принципу «нравится – не нравится»)

во-вторых, каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и направлено на решение вполне конкретных задач

Слайд 40в-третьих, любое педагогическое средство имеет две стороны: технологическую и личностную



(!!! необходимо учитывать соответствие личностных характеристик создателей

новшеств и их пользователей, ибо личностная сторона педагогических средств оказывает существенное влияние на результативность обновления образовательного процесса)
в-третьих, любое педагогическое средство имеет две стороны: технологическую и личностную   (!!! необходимо учитывать соответствие личностных

Слайд 41Не все новое целесообразно отождествлять с прогрессивным и современным!

Прогрессивны и

современны такие методы, формы и средства образования, которые эффективны с

точки зрения влияния их на развитие личности школьника.
Не все новое целесообразно отождествлять с прогрессивным и современным!Прогрессивны и современны такие методы, формы и средства образования,

Слайд 42!!! По своему смыслу понятие «инновация» связано не столько с

созданием и распространением новшеств, сколько с изменениями в образе деятельности

учителя, в стиле его профессионального мышления, в системе его педагогических ценностей, требующих осознанного обновления педагогических способов действия.
!!! По своему смыслу понятие «инновация» связано не столько с созданием и распространением новшеств, сколько с изменениями

Слайд 43Литература
Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические

и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие. – Владимир, 2017.

Лызь

Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика, № 6. – 2017.
Щербаков Р.Н. Взаимосвязь двух культур в обучении // Педагогика, № 5. – 2017.
М.В.Кларин Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // // Педагогика, № 3. – 2017.
Е.П.Белозерцев, Г.В.Заридзе Философско-педагогические основания развития отечественного образования  // Педагогика, № 1. – 2017.
О.Г. Грохольская Гуманистическая направленность стратегии развития образования // Педагогика, № 8. – 2016.


ЛитератураСеливерстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика