Слайд 1
Итоговая аттестация по истории: проблемы и перспективы.
Слайд 2Количество участников ЕГЭ по учебному предмету (за последние 3 года)
Слайд 3Динамика результатов ЕГЭ по истории за три года
Слайд 4Модель экзаменационной работы
2019 г ЧАСТЬ 1
Слайд 5Модель экзаменационной работы
2018 ЧАСТЬ 1
Слайд 6Модель экзаменационной работы
2019 г. Часть 2
20-22 – задания на анализ
исторического источника, предполагают проведение выпускником атрибуции источника; извлечение из него
информации; применение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора.
23 – анализ исторической проблемы, ситуации;
24 – анализ исторических версий и оценок фактов, процессов, а также аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса;
25 – представление результатов историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения с ориентацией на заданные параметры деятельности
Слайд 7Результаты выполнения(средний %)
Слайд 10№8 Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список
пропущенных элементов
А) Крепость – герой, одной из первых принявших удар
немецких войск и оборонявшаяся больше месяца__________
Б) Частичное снятие блокады Ленинграда произошло в_____
В результате прорыва немецкого фронта вдоль южного побережья Ладожского озера.
В) Операцией по взятию города Кенигсберг и ликвидации восточно –прусской группировки немецких войск руководил маршал ССС_________
Январь 1944 г. 4) А.М. Василевский
Брестская крепость 5) К.К. Рокоссовский
Январь 1943 г. 6)Петропавловская крепость
Слайд 11Смысловые блоки знаний по истории
Великой Отечественной войны
Этапы Великой Отечественной
войны,
Например:
Стратегическая оборона, первое крупное поражение гитлеровцев под Москвой:
органы руководства (Ставка
ВГ, Совет по эвакуации (Н.М.Шверник), ГКО;
оборона Брестской крепости;
начало блокады Ленинграда;
битва за Москву (30 сентября 1941-конец апреля 1942);
бой у разъезда Дубосеково (В.Г.Клочков);
значение победы в битве под Москвой
Слайд 122. Выдающиеся полководцы Красной армии в период ВОв, например:
А.И.Еременко, В.И.Чуйков
– Сталинградская битва;
К.К.Рокоссовский, И.О.Конев – битва за Берлин; и др.
3.
Герои Советского Союза, например:
Н.Ф.Гастелло – летчик-истребитель, 26 июля 1941 г. направил горящий самолет на скопление вражеских войск;
В.В.Талалихин – летчик-истребитель, 6 августа 1941 г. совершил первый на территории СССР успешный ночной таран; и др.
4. Военные планы немецкого и советского командования в ходе ВОв, например:
«Тайфун», «Уран», «Рельсовая война», «Оверлорд», и др.
Слайд 135. Партизанское движение, например:
май 1942 г. – создание Центрального штаба
партизанского движения;
персоналии (С.А.Ковпак, Н.И.Кузнецов)
6. СССР в антигитлеровской коалиции, например,
Крымская (Ялтинская)
конференция, решаемые вопросы:
об объявлении СССР войны Японии по окончании войны в Европе и др.
7. Достижения научной, технической мысли в годы ВОв, например:
- Г.С.Шпагин, В.А.Дегтярев – конструкторы стрелкового оружия, и др.
Слайд 14Средний процент выполнения заданий 13-16 в открытых вариантах 2019 г.
и 2020 г.
Слайд 15Средний процент выполнения заданий 18 и 19 в открытых вариантах
2019
г. и 2020 г.
Слайд 16Сравнительные результаты выполнения заданий 20-22
за 2018-2020 годы (процент выпускников)
Слайд 17Типичные ошибки № 20
Укажите время с точностью до четверти
века. Правильный ответ: первая четверть XVIIIв.
Укажите в
каком десятилетии было принято..
( произошло …) Правильны ответ: 1850-е г. Допускается:
- год когда произошло событие, о котором говорится в документе;
- если в документе речь идет о войне, восстание и др. годы /1853-1856 гг./
Слайд 18№ 21
На качество выполнения представленного задания влияют:
а) Сложность текстов
представленных источников. Участникам экзамена сложнее работать с текстами более раннего
периода, например, с аутентичными текстами XVI и XVII веков (духовная грамота Ивана III, летописный текст времен Ивана IV, соборный приговор 1604 года), где лексика и стилистика источника затрудняют его восприятие.
б) Уровень сложности требований задания. Даже если тексты принадлежат к одному периоду, например, относятся к XX веку, на степень успешности выполнения задания влияет объем его требований. Так, более успешным является выполнение задания, где требуется назвать однородные элементы, например, назвать по тексту три направления действий органов власти указанного в источнике; более сложным становится задание, где требуемые элементы не однородны.
Слайд 19Критерии оценивания №21 являются, как правила, «закрытыми» и не могут
быть расширены новыми положениями, которые по смыслу отличаются от приведённых
в критериях.
Выпускнику в №21 не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому формулировки ответов выпускника могут не совпадать с позициями, приведёнными в критериях.
Поскольку в №21 требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию.
В задании 22 также допускается несовпадение ответов выпускников с ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответы экзаменуемого
Слайд 20Сравнительные результаты выполнения задания 23
за 2018-2020 годы ( %)
Слайд 21
№ 23 можно отнести к познавательным задачам, которые в
обучении истории, выполняют несколько целей:
выявление знаний и умений;
проведение тренировочных упражнений
для усвоения знаний;
организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;
самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Слайд 22Сравнительные результаты выполнения задания 24
за 2018-2020 годы (%)
Слайд 23Типичные ошибки
Проводят положения общего характера.
Приводят факты без обобщения.
Не могут определить,
какую проблему или идею надо рассмотреть.
Не понимают, что можно использовать
одни и те же факты для аргументов и контраргументов.
Не понимают, что отдельные факты могут быть одновременно и аргументом.
Слайд 24Критерии оценивания исторического сочинения
Слайд 25Результаты выполнения задания № 25
за 2020-2018 год ( средний%)
Слайд 26
Результаты выполнения задания № 25
за 2016-2017 год ( средний%)
Слайд 28Возможные варианты № 25
Вариант №1.
Вам необходимо написать историческое сочинение об
ОДНОМ из
исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;
2) внешняя политика
России в 1689–1725 гг.;
3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.
Вариант №2.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из
исторических деятелей:
1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) Г.К. Жуков
Слайд 29Критерии к варианту №2.
К2. – 2 балла
Правильно названа историческая
личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых
участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
Слайд 30К4- 1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса),в котором участвовал
выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на
события
(явления, процессы), произошедшие после его смерти.