Слайд 2Примерный алгоритм сочинения
1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.
2. Вопрос
к теме.
3. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы-3—5
предложений).
4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).
5. Основная часть — аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода)
б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)
6. Заключение (3—4 предложения).
Слайд 3Типы тем итогового сочинения
Тема-вопрос
задаём главный вопрос темы, на
который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.
Слайд 4Типы тем итогового сочинения
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
требуется обосновать уже
имеющееся утверждение
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
нужно сформулировать свое
суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 5Элементы вступления
1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. Общие рассуждения о
значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. Ответ-тезис на
главный вопрос темы;
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 6Способы формулировки тезиса
Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на
вопрос.
Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем
быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Слайд 7Способы формулировки тезиса
Рассказ о случае из жизни.
Каждый год 9
Мая мы вспоминаем тех, кто
отдал за нашу мирную жизнь свою
во время той страшной войны 1941—1945 годов.
Нет ни одной семьи в России, которой не
коснулась бы та война. В моей семье тоже
свято чтят память о тех годах, потому что…
Слайд 8Способы формулировки тезиса
Образ-аналогия
Тема: «Должен ли человек следовать за своей
мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что
она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Слайд 9Способы формулировки тезиса
Вопросно-ответная форма
В чём проявляется любовь к
Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.
Кто-то, не жалея себя,
не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.
Слайд 10Структура аргумента
Обращение к литературному произведению
(называем автора и произведение, его жанр
- если знаем; если не знаем, то так и пишем
— «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
Слайд 11Структура аргумента
2. Интерпретация аргумента: обращение к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеристика героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые
клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Слайд 12Структура аргумента
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а
не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности
текста)
в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.
Слайд 13Заключение
Вывод.
В любом случае мысль одна и та же, просто
выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы
сочинения.
Призыв.
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Слайд 14Заключение
Выражение надежды.
Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать,
к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Цитата, подходящая
по смыслу.
Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям.
Слайд 16С каких сторон можно рассматривать данное направление?
Отцы и дети как
вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть
тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.
2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.
3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.
4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.
Слайд 17Темы сочинений по направлению «Отцы и дети»
Согласны ли вы с
высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности»?
В чем заключается конфликт между поколениями?
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
Роль семьи в жизни человека.
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса.
Слайд 18
Тезисы по направлению «Отцы и дети»
Непонимание между поколениями возникает из-за
разницы мировоззрений.
Советы родителей очень много значат для детей.
По отношению человека
к родителям можно судить о его нравственных качествах.
Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
Не всегда родители несут добро своим детям.
Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.
Слайд 19Литература
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание»
А.Н. Островский «Гроза»
В.К. Железников «Чучело»
А.В. Вампилов «Старший сын»
А.С. Пушкин «Капитанская
дочка», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мёртвые души»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
С.А. Есенин «Письмо матери»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
А.И. Куприн «Сказка»
А.Р. Беляев «Человек-амфибия»
А.С. Грин «Алые паруса»
А.А. Ахматова «Реквием»