Слайд 1
Итоговое сочинение как форма проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной
подготовки обучающихся
28 октября 2019 года
Слайд 2ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ - 2019
тематические направления
1.«Война и мир» – к 150-летию
великой книги
2.Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4.Гордость и смирение
5. Он
и она
Слайд 3Принципы формулирования тем
1. Посильность
2. Ясность
3. Точность
Слайд 4Типы формулировок
1. Утверждение-тезис
2. Закрытый вопрос
(* с включением цитаты)
3. Открытый вопрос
Слайд 5Примеры формулировок
1. Роль доброты в годы Великой Отечественной войны
2. Смирение
как добродетель на страницах мировой классики
3. Роман «Война и мир»
– вклад Л.Н. Толстого в отечественную и мировую литературу
Слайд 6 Примеры формулировок
1. Согласны ли вы с мнением
П. Буаста
«Надежда часто бывает злом: без неё спокойствие родилось бы от
необходимости покориться»?
2. Как вы понимаете слова
Ф. Абрамова «Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле»?
Слайд 7Примеры формулировок
1. Какую роль в жизни человека играет надежда?
2. Что
значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
3.
Как соотносятся смирение и святость?
4.Почему гордость может привести к одиночеству?
Слайд 8
Опора на художественное произведение подразумевает не просто ссылку на него,
но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров,
связанных с различными уровнями поэтики
Слайд 9
Три главные причины
получения «незачёта» на итоговом сочинении
1. «Подмена» тезиса
2.
Семантически убогое – БЕДНОЕ ПО СМЫСЛУ -(пересказ вместо анализа) или
логически необоснованное (пример не подтверждает высказанное суждение) привлечение текста произведений
Слайд 10
3. Объём и качество примеров, приведённых в тексте сочинения, свидетельствуют
о непонимании выбранной темы, грубом искажении авторского замысла, ошибочной трактовке
идейной стороны художественного текста
Слайд 11
1. Смысловая обработка основных понятий
2. Анализ возможных трактовок
3.Выработка стратегии
4.
Подбор источников
5. Написание сочинения
6. Редактирование
Слайд 121 направление
Ключевое понятие
«ВЕЛИКАЯ КНИГА»
предполагает оригинальное содержание, обращённость к важнейшим
общечеловеческим проблемам, способность такой книги оставаться современной,
ТО ЕСТЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ
Слайд 13ТЕЗИСЫ
Общечеловеческое значение романа «Война и мир» определяется обращением автора к
вечным вопросам
Книга стала нравственным ориентиром в период Великой Отечественной войны:
норма жизни – идея единения людей
В романе с общечеловеческих этических позиций определён принцип оценки исторических деятелей – «с данной нам Христом мерой хорошего и дурного»
Слайд 14ТЕЗИСЫ
Художественные открытия Л.Н. Толстого обогатили русскую и мировую культуру, предъявили
новые возможности изображения мира и человека: духовный путь как устремлённость
к решению проблем бытия, «диалектика души»
В романе отражены все сущностные черты национального характера, роман стал своеобразным выражением «этического кодекса» нации
В нём запечатлён переломный момент истории России
Слайд 152 направление
Ключевые понятия
«НАДЕЖДА» - вера
в возможность осуществления чего-то
радостного, благоприятного
«ОТЧАЯНИЕ» - (от «чаять» – желать, надеяться) состояние
крайней безнадежности, уныния, неверия
Слайд 16Ключевые вопросы
Почему человек теряет надежду? Каковы последствия отчаяния?
Что помогает
человеку обрести надежду и справиться с отчаянием?
Как надежда и
отчаяние предопределяют судьбу человека? Может ли отчаяние стать источником действия?
Нужна ли надежда человеку? Достаточно ли для достижения цели только вселить в человека надежду?
Слайд 17
А. Куприн «Чудесный доктор»
А.Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»
О Генри «Последний
лист»
М. Горький «На дне»
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
М. Шолохов «Семейный
человек», «Чужая кровь», «Судьба человека»
В. Панова «Спутники»
Слайд 18ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
В каких ситуациях человек оказывается между надеждой и отчаянием?
ТЕЗИС:
рассмотрение понятий
НАДЕЖДА как способность предполагает наличие духовных «установок», а в
характере человека –определённых качеств; отчаяние указывает на их отсутствие
ТЕЗИСА:
Надежда и отчаяние –это состояния или действия (поступки)?
Какими они могут быть?
1.по отношению к другим
2.по отношению к себе
Слайд 20В каких ситуациях человек оказывается между надеждой и отчаянием?
СОБСТВЕННО РАССУЖДЕНИЕ:
Я считаю, что такая ситуация
показана в произведении…(описание эпизодов с обязательным обращением к психологии персонажа, внутреннему конфликту)
Слайд 21В каких ситуациях человек оказывается между надеждой и отчаянием?
АРГУМЕНТЫ:
Описанная
мной ситуация иллюстрирует выбор между надеждой и отчаянием, потому что…
Это
выбор особенно труден для каждого, так как…
Слайд 22Ключевые понятия
«ГОРДОСТЬ»- удовлетворение от успехов (своих или чьих-либо); чувство
собственного достоинства, самоуважения; преувеличенно высокое мнение о себе, стремление демонстрировать
превосходство;
«СМИРЕНИЕ» - отсутствие гордости, высокомерия; кротость, покорность; мудрое принятие судьбы, отречение от страстей и бунта; самоуничижение, конформизм, покорность чужой воле;
Слайд 23Ключевые вопросы
В чем отличие гордости от гордыни? Почему гордый человек
нередко одинок?
Можно ли отождествлять смирение и покорность?
Как связаны
гордость и честолюбие? Когда гордость достойна осмеяния?
Каким поступком человек может гордиться, а каким нет?
Чем смирение отличается от конформизма?
Слайд 24А.С. Пушкин «Выстрел», «Дубровский»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя…»
Н.В. Гоголь «Тарас
Бульба»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
М. Горький «Старуха
Изергиль»
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
А. Платонов «Юшка»
Е.Водолазкин «Лавр»
Слайд 25Ключевые понятия
«ГОРДОСТЬ» отсутствие гордости, высокомерия; кротость, покорность; мудрое принятие
судьбы, отречение от страстей и бунта; самоуничижение, конформизм, покорность чужой
воле;
«СМИРЕНИЕ» отсутствие гордости, высокомерия; кротость, покорность; мудрое принятие судьбы, отречение от страстей и бунта; самоуничижение, конформизм, покорность чужой воле;
Слайд 26ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и
трудности делают человека смиренным?
ТЕЗИС: рассмотрение понятий
смирение – (действие и состояние)
отсутствие гордости, высокомерия; кротость, покорность; мудрое принятие судьбы, отречение от страстей и бунта; самоуничижение, конформизм, покорность чужой воле;
Слайд 27
Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и трудности
делают человека смиренным?
ТЕЗИС: рассмотрение понятий
страдания и трудности в жизни каждого
приводят к обретению нового опыта. Одинаков ли он? От чего это зависит?
Слайд 28Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и трудности
делают человека смиренным?
РАЗВОРАЧИВАНИЕ
ТЕЗИСА:
страдания и трудности –это состояния или действия (поступки)?
Какими они могут быть?
1.моральными
2.физическими
Слайд 29Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и трудности
делают человека смиренным?
СОБСТВЕННО РАССУЖДЕНИЕ:
Я считаю, что далеко не
всегда люди делаются смиренными в результате пережитых испытаний.
(описание эпизодов с обязательным обращением к психологии, внутреннему конфликту)
Слайд 30Согласны ли вы с тем, что собственные страдания и трудности
делают человека смиренным?
АРГУМЕНТЫ:
Умение мудро принять судьбу после пережитых
трудностей доступно не каждому , потому что…
Слайд 31Ключевые понятия
«ДОБРО»- «ЗЛО»
противоположные проявления человеческой натуры
глубинные философские понятия,
связанные с представлениями о подвигах и преступлениях, милосердии и жестокости,
добродетели и злонравии.
Эти понятия оказываются в центре внимания авторов, исследующих представления людей о тёмных и светлых сторонах жизни, поведение героев в ситуации нравственного выбора
Слайд 32Ключевые вопросы
Возможна ли победа добра над злом? Могут и в
человеке уживаться добро и зло?
Являются ли «счастье» и «добро»
взаимосвязанными категориями?
Всегда ли люди ценят добро?
Действительно ли добрым быть труднее, чем злым?
Может ли злой быть счастливым?
Может ли добрый человек перейти на сторону зла?
Как вы понимаете фразу Иешуа «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
Слайд 33А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
М.А.Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М.. Шолохов «Родинка», «Семейный человек»
А. Платонов «Юшка»
Слайд 34
Написать сочинение по цитате
«История науки не может ограничиться развитием идей
– в равной мере она должна касаться живых людей, с
их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи. В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической истории человечества… Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей – очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой частью истории науки…» (Н. Вавилов)
Слайд 35
ТЕЗИС
История науки не может ограничиться развитием идей – в равной
мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами,
зависимостью от социальных условий, страны и эпохи.
Слайд 36
Пример, расширяющий контекст
В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают
сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической
истории человечества…
Слайд 37
ВЫВОД
Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей – очень
важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой
частью истории науки…» (Н. Вавилов)
Слайд 38Почему история научных открытий и биографические сведения об учёных не
менее важны, чем их исследования?
Слайд 39
Текст А. Леонтьева
1.Проблема оценки научных открытий
2.Проблема места открытия в мире
3.Проблема
неправильного оценивания исследовательских работ
4.Проблема непринятия обществом научных открытий
Слайд 40
5.Проблема правильной оценки и принятия научных открытий современниками
6.Проблема недооценивания профессии
учёного и научных открытий
7. На примере Соссюра автор говорит о
том, как нелегко было учёному преодолевать непризнание со стороны мирового сообщества учёных
Слайд 41
Текст А. Лактионова
Проблема важности различения верности истине и фанатизма в
интеллектуальной сфере
Позиция автора Лактионов считает, что путать эти понятия недопустимо
(надо строго их различать), так как другого способа отличить истинного учёного от шарлатана не существует.