Слайд 1Итоговое сочинение
в 2016-17 учебном году
ЕГЭ
Слайд 2Кратко об итогах
Около 95% старшеклассников,
писавших итоговое сочинение в начале декабря 2015 года, получили «зачёт». Не допущено к итоговой аттестации 3% писавших (даже с учетом пересдач - от 11000 до 18000 детей с учётом выпускников прошлых лет). Результаты ЕГЭ выросли в этом году ещё из-за того, что эти дети к экзамену допущены не были.
НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫМ В 2015 ГОДУ СТАЛО НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ» – ЕГО ВЫБРАЛИ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ВЫПУСКНИКОВ.
16% ОТДАЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТЕМАМ НАПРАВЛЕНИЯ «ПУТЬ».
15,5% ВЫПУСКНИКОВ ПИСАЛИ О ДОМЕ.
12,5% ВЫБРАЛИ «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ».
БОЛЕЕ 5% ВЫПУСКНИКОВ ПРИВЛЕКЛА ТЕМАТИКА НАПРАВЛЕНИЯ «ВРЕМЯ».
Больше всего незачетов получили из-за критериев 4 и 5 – «Качество письменной речи» и «Грамотность» (пятая часть всех незачетов из-за каждого из этих критериев). Сравним: незачет из-за критерия 1 («Соответствие теме») получили всего 2%.
7% писавших не дотянули до нижней планки объема - 250 слов.
Сочинение будет без изменений до 2019 года. Только потом возможны изменения объемов и критериев (учет грамотности)».
Слайд 3Трудности
Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она
в виде цитаты, как например: «Ум с сердцем не в
ладу»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы.
Нехватка базового литературного опыта.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 4Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора на домашние
заготовки; как следствие – несоответствие сочинения теме.
Несоответствие аргументов теме –
искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 5 Итоговое сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося,
выявление уровня его речевой культуры,
оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Слайд 6Учителю на заметку...
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие
требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения
(темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем.
Слайд 7 Федеральная служба по
надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
2015-2016 учебный год
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт».
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. Москва
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС02122015-03
Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. Время
2 . Дом
3. Любовь
4. Путь
5. Год литературы
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
© ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
Слайд 8Даты проведения итогового сочинения
7 декабря 2016 в своих школах по
темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
1 февраля и 3
мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. К сдаче ЕГЭ допускаются только получившие зачёт.
Слайд 9Объем работы и время для написания
Рекомендуемое количество слов –
350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются
все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.
Слайд 10Тематические направления итогового сочинения
Разум и чувства
Честь и
бесчестие
Победа и поражение
Опыт и ошибки
Дружба и вражда
Слайд 11 «Все направления построены на контрастах и
противопоставлениях. Игра этих противоположностей дает обширнейшее поле для рассуждений».
Президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Солженицына Н.Д.
Слайд 12Cопоставление как организующий принцип литературного произведения.
Герои
всегда сопоставлены писателем или противопоставлены друг другу. Весь смысл и
заключается в этих тонких сопоставлениях и противопоставлениях.
Слайд 13Контраст как принцип построения художественного текста
Контраст -
принцип построения художественного текста, резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств
одного человеческого характера, предмета, явления другому. На его основе базируется система языкового воплощения главной идеи произведения, система образов. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа.
Антитеза представляет собой противопоставление элементов композиции, персонажей, образов, слов. Это художественный прием в литературе, позволяющий использующим его писателям охарактеризовать героев полнее, выявить авторское отношение к разным сторонам изображаемого, а также к самим персонажам.
Слайд 14Приём сравнения
Сравнение только тогда позволяет
глубоко проникнуть в сущность сравниваемых предметов и явлений, если оно
проводится по существенным признакам, которые зачастую не лежат на поверхности, а являются внутренними чертами,отражающими закономерности. Прием сравнения имеет смысл, если рассматриваются сопоставимые предметы и явления, то есть те, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни.
Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия.
Слайд 15Обратите внимание!
Эффективность сравнения будет невысокой, если
дано простое описание сходства или различия. Необходимо объяснить это сходство
и различие в
сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы .
Слайд 16Условия эффективного использования сравнения
1) целенаправленность;
2) проведение сопоставления по существенным
признакам;
3) соблюдение логической последовательности при сопоставлении;
4) объяснение сходств
и различий, выявленных в процессе сравнения.
Эффективность сравнения будет невысокой, если дано простое описание сходства или различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в
заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы .
Слайд 17Сравнение как познавательная операция
Слайд 18Правила сравнения
- общие черты, позволяющие начать сравнение (похожие герои
или сходные обстоятельства);
- различия, разводящие героев и делающие их непохожими
(неодинаковое поведении героев в сходных ситуациях);
- выводы, следующие из анализа сходства и различия героев в характерах, поступках и мотивов этих поступков.
Слайд 19Методические рекомендации для учащихся по работе над сравнительной характеристикой героев
при проведении
анализа литературного произведения
1. Выберите, каких героев вы будете сравнивать:
главных или второстепенных, двух или нескольких.
2. Решите, будет ли ваша характеристика сопоставительной, т.е. основанной на сходных чертах (например, герои-друзья или единомышленники), или противопоставительной, т.е. основанной на различиях (например, герои-враги или представители различных социальных слоев).
3. Помните, что для сравнения героев наиболее важными являются не внешние, а внутренние качества, привычки, манера поведения, характер.
6. При написании сравнительной характеристики в форме развернутого ответа на вопрос или сочинения помните, что параллельность в сравнении героев будет более удачной, чем последовательность, т.е. описание особенностей сначала одного героя, потом другого.
7. Не забудьте обязательно сделать вывод из того, что вы написали. Помните, что сравнение важно для определения той задачи, которую ставил писатель, приступая к работе над произведением.
Слайд 23 Направление предполагает раздумье о разуме
и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые
влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Разум и чувство
Слайд 25 Чувства
Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. Огорчения
Осознанное отношение
к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение).Ч. юмора (способность видеть и
понимать смешное). Ч. долга. Ч.ответственности. Ч. нового.
То же, что любовь (в 1 знач.). Первое ч.Большое ч. Нежное ч.
РАЗУМ
Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум, интеллект.
«…Ум с сердцем не в ладу».
А.С.Грибоедов
Слайд 27Разум или чувства?
...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся
друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
Белинский В.Г.
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
Пришвин М.М.
Когда забьется сердце — разум умолкает.
Манн Г.
Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.
Шамфор
Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
Гоголь Н.В.
Именно страстям обязан разум самыми блистательными своими завоеваниями.
Вольтер
Разуму не постичь надобностей сердца.
Вовенарг Л.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни.
Толстой Л.Н..
Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.
Ремарк Э.-М.
Слайд 28От темы - к тексту сочинения
В формулировке темы важно найти
ключевые слова, определяющие её своеобразие.
Пример:
Тема 1. «Почему жить
одним разумом нельзя?»
Сочинение-рассуждение о причинах, не позволяющих человеку руководствоваться в своей жизни только разумом.
Тема 2. «Жить одним разумом нельзя».
Сочинение-описание примеров отрицательного воздействия только рационального, рассудочного на жизнь человека.
Слайд 29Варианты
переходов от одной части к другой в сочинении
Слайд 30
Лауреат Государственной премии СССР писатель Василий Иванович Белов - автор
широко известных произведений - "За тремя волоками", "Привычное дело", "Плотницкие
рассказы", "Воспитание по доктору Споку", "Кануны" и других.
Слайд 31 (1)Вот уже две недели
живу я в родной деревне, где не был много лет.
(2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда – хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(8)Надо быть современным.
(9)Надо быть безжалостным к прошлому.
(10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле – как говорил поэт Хикмет – работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что…
(13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.
(18)Очень хорошо.
(19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)Здравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33) Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Была весна, и твои листочки уже проклюнулись и так пахли... (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была.(37) Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Помню, несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.
(47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.
(49)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (50)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!
(51)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире…
( В. Белов «Раздумья о Родине»)
Слайд 32Конфликт как основа произведения
Конфликт - это противоречие, которое
оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении; это столкновение
интересов, чувств, характеров героев, разность их убеждений и чувств.
Без конфликта нет произведения!
Виды конфликтов:
- человек против человека;
- человек против природы;
- человек против обстоятельств;
- человек против общества;
- человек против самого себя и т.д.
Слайд 33Конфликт: человек против самого себя
Слайд 34 …Бесполезно пытаться забыть свои корни, свою малую
родину: рано или поздно они дадут о себе знать. В
этом легко убедиться, анализируя попытки рассказчика «быть безжалостным к своему прошлому». Автор помогает увидеть, как борются в герое разум и сердце: с одной стороны, рассказчику хочется «быть современным», не вспоминать то, что «ушло навсегда», но, с другой стороны, невозможно вырвать из сердца память о берёзке под окном, которую когда-то сначала долго «искал с братом Юркой», а потом выхаживал. Ведь именно эти воспоминания делают рассказчика чище, добрее, человечнее, и голосу рассудка не под силу остановить сердечные порывы героя: он обнимает берёзку, как близкого, родного человека, с которым связаны самые добрые события детства.
(108 слов)
Слайд 35 …Стараясь шагать наравне со временем, герой
рассказа пытается «вытравить» прошлое «из своего сердца», убеждает себя «не
глядеть на родной дом». В нём борются разум и чувство. Однако, как сказал поэт К.Рубцов, «память возвращается , как птица, В то гнездо, в котором родилась», и в монологе, обращённом к берёзке, звучит глубокая нежность и любовь рассказчика к былому. Воспоминания оживили самое простое из детства: и каким маленьким было деревце, когда его посадили, и как пахли его листочки, и что при этом говорил брат… Невозможно вырвать из сердца память о прошлом, потому что в нём человек черпает лучшие свои качества.
(91 слово)
Слайд 36 В основе направления лежат полярные понятия,
связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным
принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Честь и бесчестие
Слайд 37Честь
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.
2. Хорошая, незапятнанная репутация
человека, доброе имя.
3. Целомудрие, непорочность.
4. Почёт, уважение.
Бесчестье — поругание чести,
оскорбление.
Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.
А.С.Пушкин
Слайд 39Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?
Троекуров: бесчестие, когда
кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению,
значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.
Дубровский А.Г.: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.
Дубровский В.: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.
Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.
Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха, т.к. благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые герой победить не в состоянии.
Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.
Показав различные мировоззрения людей, принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, Пушкин указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься по-разному, в соответствии с эпохой, определённой исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.
Слайд 40 Направление позволяет размышлять о победе и
поражении в разных аспектах:
социально-историческом,
нравственно-философском,
психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Победа и поражение
Слайд 41Победа
1. Успех в битве, войне при полном поражении противника.
2.
Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате
преодоления че-го-н. (победа как обретение смысла жизни, преобладание высокого, доброго, хорошего над низменным, злым;
победа в других областях жизнедеятельности (любви, труде и т.п.)
Поражение
Военная неудача, разгром.
Неудачный исход каких-н. действий, проигрыш в состязании, споре.
(Идея поражения:
поражение зла, низкого и т.д.;
герои, испытавшие батальные поражения (поражение на военном поприще);
герои-неудачники (поражение, как на войне, так и в бытовой сфере: любви, играх, спорте, учебе и др.).
Величайшая победа — победа над самим собой.
Цицерон
Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение исходит не от врага, а от самого себя.
Ромен Роллан
Слайд 42Базаров.
Победа или поражение?
понял, что жизнь не укладывается
в нигилистическую схему;
оказался способен к сильной самоотверженной любви;
иначе взглянул
на себя, на мир.
сомневается в своих убеждениях, взглядах;
оказывается отвергнутым любимой женщиной;
теряет смысл жизни;
теряет саму жизнь.
Слайд 43Чацкий.
Победа или поражение?
Нанёс старой силе «сокрушительный удар качеством
силы свежей».
«Чацкий сломлен количеством старой силы»:
оказывается отвергнутым любимой женщиной;
объявлен безумцем;
обречён на изгнание
Слайд 44 В рамках направления возможны рассуждения
о
ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в
целом,
о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Опыт и ошибки
Слайд 45 Опыт
1. Отражение в сознании людей
законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их
активного практического познания.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
Ошибки
Неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях.
Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам.
О. Уайльд
Слайд 46В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – жизненный
опыт.
Сервантес М.
Жизненный опыт - та чудесная штука, которая позволяет вам узнать ошибку, когда вы ее повторите.
Франклин Д.
В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
Скотт В.
Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем.
Купер Ф.
Опыт — это сумма совершенных ошибок.
Саган Ф.
Критерием истины является опыт.
Кампанелла Т.
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Булгаков М.А. «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Экзюпери А. «Маленький принц»
А.П.Чехов «Ионыч» и т.д.
Слайд 47 Направление нацеливает на рассуждение
о ценности
человеческой дружбы,
о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их
сообществами и даже целыми народами,
об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Дружба и вражда
Слайд 48Дружба
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов
Вражда
Отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.
Враги!
Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно?
А.С.Пушкин
Онегин и Ленский
Дубровский и Троекуров
Гринёв и Швабрин
Печорин и Грушницкий
Базаров и Аркадий
Остап и Андрий и т.п.
Слайд 50Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения
При написании
черновика выпускник должен:
постоянно сверяться с темой сочинения и не
отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;
не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе;
следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;
при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;
выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы;
проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения;
определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.
Слайд 52Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Критерий 3.
Композиция
Критерий 4. Качество речи
Критерий 5. Грамотность
Для получения «зачета» за итоговое
сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).
Слайд 53Критерий 1. Соответствие теме
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь
её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 54Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему
и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 55Критерий 3. Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
«Незачёт» ставится при
условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Слайд 56
Критерий 4. Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 57Критерий 5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если
речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 58Обратите внимание!
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не
проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания
выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Слайд 59 Если сочинение списано из какого-либо источника,
включая Интернет, то
за такую работу ставится «незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм
Слайд 61
Удачи на экзамене!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Слайд 62Литература
Материалы сайта www.fipi.ru
Беляева Н.В. «Подготовка школьников к
итоговому сочинению».
Красовская С.И. Итоговое сочинение: работа над ошибками.
Крюкова Г.А. «Определение
объёма содержания понятия «концепт»».
Шелкова С.Н. Сравнение как метод анализа художественного произведения на уроках литературы в средней школе.
Царева О.И. Сопоставление на уроках литературы.
Темникова Ж.В. Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А.С. Пушкина «Дубровский».