Слайд 1Судьба и поэтический мир Бунина
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)
Слайд 2
Иван Бунин – последний классик русской литературы
«…Я
мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне,
много путешествовал по России и за границей».
И.А.Бунин
Слайд 3Литературные заслуги писателя
Две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и
1909).
Почетный академик Российской Академии наук. (1909).
Удостоен Золотых Пушкинских медалей (1911
г.,1915 г.).
Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию (1933).
Слайд 4Этапы жизни и творчества
Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже
в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении Бутырки
Елецкого уезда Орловской губернии.
Стихи начал писать еще в гимназии. В 18 лет становится журналистом. С 1890 г. пишет рассказы.
В 1915-1916 г. выходят прозаические сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско».
Не принял революцию. С 1920 жил в эмиграции. Там написаны сборники рассказов «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.
Скончался в Париже 7 ноября 1953 года.
Слайд 5Поэтический мир Бунина
А.Блок писал о Бунине:
“Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны
и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Слайд 6Поэтический мир Бунина
Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет приобщенья к
духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика
Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца.
Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Слайд 7Поэтический мир Бунина
Природа — неотъемлемая часть
всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она
окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости.
Шедевры пейзажных зарисовок -
в стихотворениях поэта:
«Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...»,
«В степи», в поэме «Листопад».
Слайд 8В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок.
Листья падают
в саду,
Пара кружится за парой...
Одиноко я бреду
По листве в аллее
старой...
(«Листья падают в саду»)
Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет...
(«Косогор»)
Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда...
(«Гроза прошла...»)
Слайд 9 И ветер, и дождик, и
мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь
до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось во след:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж ! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
(«Одиночество», 1903 г.)
Слайд 10
Анализ поэтического текста
Анализируя тексты стихотворений Бунина, можно выделить наиболее существенные,
устойчивые приметы “бунинского” пейзажа:
предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;
приёмы “озвучивания” пейзажа;
используемые поэтом цвета, игру света и тени;
особенности лексики (словоотбор, тропы);
любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);
молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.
Слайд 11
Степь и небо...
Один из главных образов поэзии
Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное;
о нём весело думать, на него не налюбоваться.
В бездонном небе лёгким белым
краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним...
(«Вечер»)
Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)
Слайд 12
Степь, небо, тишина...
С образами неба, степи тесно связан образ тишины.
Как вы думаете, почему Бунина так привлекают
тишина, безмолвие, глушь?
Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...
Слайд 13Тишина и ветер
Противопоставлены ли они в поэзии
Бунина?
Скорее всего, нет. В
тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:
Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”
* * *
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц...»)
Слайд 14 Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в
жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и ярки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
1916 г.
Последний шмель
Слайд 15
И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И
лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Слайд 16
Бунин и революция
1917 г.
Иван Бунин не принял революции, не признал перемен, происшедших в
России и не примирился с ними.
В 1920 году он покинул Родину. Ему суждено было узнать славу знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии. Но судьба уготовила ему голод и страдания в Грасе во время фашистской оккупации, тяжёлую болезнь и медленное угасание в нужде и гордой бедности.
Сколько унижения, оскорблений пришлось пережить этому гордому человеку на чужбине! Жить с протянутой рукой…
Он очень хотел попасть в Россию, но не вернулся туда… Вдали от Родины Иван Бунин провёл почти 34 года.
Слайд 17
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как
горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Слайд 18Поэтический мир Бунина
Бескрайний степной пейзаж...
Расписной терем русского леса...
Сад,
зашумевший от внезапного ливня...
Забытый фонтан в кружении золотых листьев...
И цветы, и шмели, и трава, и колосья...
Слайд 19«Жизнь Арсеньева»
Самое частотное слово в книге –
«чувство», «почувствовать». По праву
считают, что главный герой книги «Жизнь Арсеньева»
– чувство жизни.
По этому принципу – как человек чувствует жизнь – оценивал Бунин
своих современников.
«Жизнь Арсеньева» - «главная книга жизни» Бунина (1927-1933 г.).
Предметом повествования становятся впечатления. Наиболее памятными являются для героя те жизненные события, которые вызвали наибольшее чувство: родной дом, мать, отец, семья, родина, искусство, любовь… «Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню…» (кн.1, гл.12)
«Я и умирая вспомню» - высшее мерило ценностей для Бунина: в этой жизни ценно только то, что вспоминает каждый из нас перед смертью. Поэтому человеческая жизнь, в понимании Бунина, - это состояние души, мир тех чувств, которые, умирая, вспоминаем.
Слайд 20Подведем итоги
Бунин – последний классик русской литературы.
Счастье, по Бунину, — это полное слияние с природой, это
мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.
Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым. Его поэзия — “родник, живой и звонкий”, “живая вода”...
Слайд 21Подведем итоги
Бунин пришел в русскую литературу как продолжатель традиций лучших
писателей XIX века, унаследовав от них гуманистическое чувство любви к
жизни.
Дневник Бунина «Окаянные дни».
Запись от 24 апреля 1919 г.:
«Оборвалась громадная, веками налаженная жизнь, и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестествен-
ная свобода от всего, чем жило человеческое общество»
Слайд 22Домашнее задание
Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».
О чем рассказ – о
жизни или о существовании?
Какое воплощение получает авторская позиция в рассказе?