Слайд 1Изменение характера и декора фарфоровой и стеклянной посуды ампира.
Ансамблевое решение
сервиза и мелкой пластики Гурьевского сервиза
Выполнила: студ. 4 курса
напр. пед.обр.
Касаткина
Алина
Слайд 2Стиль ампир стал завершающей стадией эволюции классицизма.
Основными источниками творческого
вдохновения для ампира являлось искусство Древней Греции периода архаики и
Древнего Рима периода поздней империи, а также искусство и культура Древнего Египта, Этрурии и других древних цивилизаций.
Слайд 3ФАРФОР
Переход от мягкого фарфора к твердому
(А. Броньяр)
Изменение техники:
-
получение теста, имитирующего бронзу,
- изобретение способа аппликации мягкого
голубого фарфора на твердую белую основу;
- разработка богатой колористической гаммы
росписи по глазури, дающей тончайшие
переходы цвета.
Слайд 4Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с
оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за
мелких ямок.
Для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется.
Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора.
Слайд 5Система декора
цветные борта (как правило, были зеленого, темно-голубого, теплого оранжевого
или розового цвета);
непрерывный фриз с золотым или полихромным растительным орнаментом;
дно,
украшено букетами, речными, морскими, сельскими пейзажами, жанровыми композициями, нередко копирующими фламандцев;
золото стало одним из излюбленных декоративных материалов.
Слайд 9«Хорошего севрского фарфора не существует – есть только великий»,
-
именно так уже более двух столетий говорят об изделиях, которые
изготавливают в Севре.
Слайд 13Русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то
время эталоном художественных достижений в Европе.
Русский фарфор явился отражением
национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года..
Слайд 14Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат
и офицеров в мундирах всех родов войск.
Широкое распространение получила
и портретная живопись.
На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени, особенно прославленных полководцев.
Слайд 15Гурьевский сервиз и мелкая пластика
Слайд 16Ансамблевость Гурьевского сервиза
На всех предметах набора изображены сцены из жизни
русского общества.
На чашки, супницы, тарелки, вазы и т.д. мастера
нанесли виды Петербурга с картин и гравюр величайших российских и иностранных художников, а также иллюстрации из книг "Народы России" и "Петербургские сцены и типы".
Что касается отдельных сцен из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, то они были "позаимствованы" с рисунков Венецианова.
Слайд 18В центре предметной сервизной композиции - десертные вазы со скульптурными
подножьями в виде фигур крестьян и крестьянок. Девушки в национальных
красочных костюмах изображены и на самих вазах.
Слайд 21Больше всего в сервизе тарелок - с темно-вишневыми бортами и
золотым орнаментом, индивидуальным для каждого диаметра и типа.
Слайд 23СТЕКЛО
В начале XIX века выдвигается на первое место хрусталь, потеснив
цветное и молочное стекло.
Свойства нового материала вызывают развитие и
нового вида резьбы, напоминающей огранку драгоценных камней (алмазная грань)
Слайд 24Одним из лучших в мировом стеклоделии становится Петербургский казенный завод.
Здесь работают Тома де Томон,
К. И. Росси.
Эскизы делает
А. Н. Воронихин.
Слайд 25Хрустальный стакан 1820 г.
гравировка алмазная грань шлифовка
хрустальный стакан
с
шлифовкой и гравировкой 1810 год
Слайд 26Бокалы хрустальные.
Гранение, шлифовка.
1820 год
Слайд 27графин в честь взятия Парижа 1814 год.
Грановка шлифовка роспись
золотом.
чайница с пробкой бесцветный хрусталь
выдувание алмазная грань шлифовка
1830
год
Слайд 28Наряду с прозрачным хрусталем появляется и используется цветной хрусталь.
Стакан двухслойного
цветного
хрусталя
в бронзовом подстаканнике.
1820 годы
Слайд 29Завод выполняет не только стеклянную посуду для питья, но и
крупные, монументально-декоративные изделия - вазы, канделябры, люстры для подарков знатным
особам.
Слайд 30Ваза в виде чаши по проекту России изготовлена в 1819
году
Слайд 31ВАЗА-АМФОРА
по проекту Росси
изготвлена в 1817 году
Слайд 32ВАЗА - АМФОРВА
с ручками из бронзы
в форме наяд.
ВАЗА -
ЧАША на постаменте.
по проекту Росси
Слайд 33Выводы:
Главным новшеством ампира становится появление твердого фарфора;
Главной темой в Европе
становится прославление императора и видных деятелей, а в России -
отражение национальных тем и сюжетов в искусстве;
Типичным для ампира стало соединение в одном произведении форм и орнаментальных мотивов как классических, так и ренессансных барочных образцов;
Слайд 34На смену стеклу в моду входит хрусталь;
Появление новой обработки хрусталя
- алмазной грани.
Слайд 35Доказательством ансамблевости Гурьевского сервиза и мелкой пластики служат следующие черты:
На всех предметах набора изображены сцены из жизни русского общества;
Скульптурные
подножья в виде фигур крестьян повторяются и в изображении самих ваз и тарелок;
Использование нескольких цветов в сервизе объединяет золотой орнамент, индивидуальным для каждого диаметра и типа.
Слайд 36Список литературы:
Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие для
сред. проф. образования рек. МО РФ [Электронный ресурс]/ В. Н.
Молотова. - М. 2016г. URL:
https://studopedia.ru/6_51626_vvedenie.html
Русский хрусталь [Электронный ресурс] / комп. созд. Хрусталя // Императорский стекольный завод Царская Россия. URL: http://ruscrystal.com/page/403