Слайд 1
Изменения
в КИМах
2O13 года
Слайд 2В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно
задание С2 –
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2
нет
Слайд 3С2. Сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА».
Аргументируя свой ответ,
приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.
Слайд 4
Изменена
система оценивания С2
Слайд 5С2.
С1К2 Наличие примеров-аргументов
Слайд 7
Методика работы над сочинением
(задание С2)
Слайд 8С2 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.
Аргументируя свой
ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Слайд 9Тезис
Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Начать сочинение можно
словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Слайд 10Алгоритм работы
над сочинением
(задание С2)
Слайд 14Категория наклонения
«Сходство между наклонением условным
и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не
действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Слайд 15Модель 1. Пример сочинения
Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы
в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.
Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
Слайд 16Модель 1. Пример сочинения
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания
героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
Слайд 17Модель 2. Пример сочинения
Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В
этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.
Слайд 18Модель 2. Пример сочинения
В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и
повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
Слайд 19Аргументы
Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде
всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и
В1.
Слайд 25Задания В1
Замените разговорное слово «навалом»
в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
Замените просторечное слово
«брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Слайд 26Аргументы
Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование.
Слайд 27Речевые клише для аргументации
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий
лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Чтобы
подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести предложение … текста.
Слайд 28Речевые клише для аргументации
Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое
лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том,
что … .
Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .
Слайд 29Научный стиль
Публицистический стиль
Подчеркнутая информативность.
Отвлеченность и обобщенность.
Точность, однозначность высказывания.
Подчеркнутая логичность, последовательность
повествования.
Ограниченное использование образных средств.
Информативная насыщенность.
Проявление авторской индивидуальности.
Яркость, образность высказывания.
Неоднородность лексического
состава.
Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.
Слайд 30Тематика сочинений С2
Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Человек и
его язык (речь)
Язык и речь
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
Слайд 31Лексика и фразеология
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием
вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
«Нет таких звуков, красок,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)
Слайд 32Лексика и фразеология
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв
обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и
открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
Слайд 33Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
многозначность;
лексика с точки зрения стилистической
окраски;
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения активного и
пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
Слайд 34Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
лексика с точки зрения сферы
употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологизмы;
тропы (метафора, эпитет, олицетворение,
сравнение, гипербола и др.).
Слайд 35Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени
и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам
новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слайд 36Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени
и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам
новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слайд 37Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени
и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам
новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слайд 38
смотреть
не отпускают созерцание
художник
школа
мастер
гений
Рафаэль
совершенство духа
душевное волнение
чистота, благородство
внутреннее очищение
картины
полотна
прекрасное
«Сикстинская мадонна»
Слайд 39Тематическая группа
Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна)
погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
Слайд 40Многозначность
Лексикой
называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу
несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
Слайд 41Разговорная и просторечная лексика
1. Средство речевой характеристики героя:
«Сымай одёжу-то –
сушить будем», - проворчал старик.
2. Средство выражения авторской оценки: Где-то
рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Слайд 42Синонимы
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания
градации и выражает отрицательное отношение автора
к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Слайд 43Антонимы
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому
шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям –
мертвые пни.
С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
Слайд 44Оценочная лексика
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не
терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного,
открытого человека.
Слайд 45Устаревшие слова
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX
век
с его каретами, двуколками и дилижансами.
Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Слайд 46Фразеологизмы
афористично, кратко и ёмко выражают мысль:
Творческий труд
никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов
и предписаний.
выражают авторскую оценку изображаемого:
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Слайд 47Фразеологизм
Фразеологизмы, как и
слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р,
в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Слайд 48Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика.
Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»
(Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
Слайд 49Лексика и грамматика
«Я понял, что человек может знать великое множество
слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно
сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)
Слайд 50Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения
по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные
слова и предложения;
обращения;
Слайд 51Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
разные типы сложных предложений (сложносочинённые,
сложноподчинённые и бессоюзные)
прямая речь
косвенная речь
диалог
Слайд 52Синтаксические средства выразительности
риторические вопросы
риторические восклицания
синтаксический параллелизм
анафора
инверсия
парцелляция
многосоюзие/бессоюзие
градация
Слайд 53Однородные члены предложения
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении
автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира,
противопоставленного миру природы
Слайд 54Вводные конструкции
1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец
и др.
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно
быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Слайд 55Вводные конструкции
Авторская оценка
выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13
(К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
Слайд 56Обращения
Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)
Средства речевой характеристики героя (Женщина!
Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! )
Риторические обращения усиливают
выразительность текста.
Слайд 57Вопросительные предложения
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить
отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь
читателя к совместному размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Слайд 58 Простые и сложные предложения
Простые предложения называют какие-либо факты, события,
явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Сверкнул луч солнца.
Всё вокруг преобразилось.
Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.
Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Слайд 59
Грамматика помогает человеку правильно
и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое
явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.
Роль грамматических явлений
(пример)
Слайд 60 Роль грамматических явлений
(пример)
Грамматика учит нас правильно говорить и
писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Слайд 61Морфология
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что
оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть
представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)
Слайд 62Морфология
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки
чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)
Слайд 63Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
Части речи, указанные в теме-цитате,
и их роль в тексте.
Слайд 64Существительные + глаголы
(пример)
С помощью имен существительных и глаголов
автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
Слайд 65Синтаксис и пунктуация
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте;
поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И
синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)
Слайд 66Синтаксис и пунктуация
«Что же в языке позволяет ему выполнять его
главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский)
«Устная фраза, перенесённая
на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)
Слайд 67Синтаксис и пунктуация
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной
речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое
место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
Слайд 68Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения
по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные
слова и предложения;
обращения;
Слайд 69Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
разные типы сложных предложений (сложносочинённые,
сложноподчинённые и бессоюзные);
знаки препинания.
Слайд 70Функции абзаца
Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
отделение друг
от друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового
выделения;
б) экспрессивно-эмоционального выделения.
Слайд 71Человек и его язык (речь)
«Язык не есть только говор, речь:
язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и
нравственных» (И.А. Гончаров)
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)
Слайд 72Человек и его язык (речь)
«Вернейший способ узнать человека – его
умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв)
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)
Слайд 73Язык и речь
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с
вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для
выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)
Слайд 74Язык и речь
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы:
звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает
своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»
(В.Г. Короленко)
Слайд 75Язык и речь
«Некоторые
учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный,
настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)
Слайд 78Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Заставляя
героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их
разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)
Слайд 79Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Читатель проникает в мир образов
художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)
«Автор идёт от мысли
к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)
Слайд 80Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Художник мыслит образами, он рисует,
показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»
(Г.Я. Солганик)
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)
Слайд 81Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Выразительность
– это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать
особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)
Слайд 82Средства выразительности
тропы;
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологизмы;
риторические (стилистические) фигуры речи.
Слайд 83Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики
ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Слайд 84Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете
писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
Слайд 85 (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут
быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние.
(22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Слайд 86Примеры-аргументы
(иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика
всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует
в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Слайд 87Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего,
ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между
предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Слайд 88Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов
в предложении 21 позволяют автору
путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.