Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Цель
урока:
Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны.
Слайд 2План урока:
Просвещение и образование.
Развитие науки и техники.
Живопись и архитектура.
Театр.
Новшества в
быту.
Слайд 3Основные понятия:
Лексикон
Барокко
Академия наук
Ассамблеи
Слайд 4Петр I подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того
же от других. Он владел 14 ремеслами, в Голландии он
получил звание корабельного плотника, в Англии – инженера, был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.
Слайд 5Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу.
Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на
родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.
Слайд 6Царь – реформатор понимал, что школа, основанная лишь на церковном
знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения
за границу, не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования.
Слайд 7Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения.
Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только
детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Слайд 8Учебные заведения:
Низшая ступень:
цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.
Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714
г.)
гарнизонные школы для детей солдат
адмиралтейские школы для детей матросов.
Слайд 9Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия
и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных
наук в Москве.
Слайд 10
В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на
этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в
Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.
Здесь помещалась Школа математических и навигационных наук
Слайд 11
В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через
несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале
и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.
Слайд 12
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных
пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано
больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
«Арифметика» Магницкого.
Слайд 13В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной
из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или
Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон
Слайд 14Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в
1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре
Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Образец гражданской азбуки, исправленный Петром...
Слайд 15С 1703 г. начала издаваться первая печатная книга – «Ведомости»,
в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Слайд 16
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714
г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В ней хранились собрания
минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов».
Слайд 17
В 1714г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране
научная библиотека.
В 1724 г. Петр издал указ об учреждении Академии
наук и художеств. Открылась она уже после смерти царя.
Слайд 18Петровское время было отмечено бурным развитием науки и техники.
Необходимость
научных знаний объяснялось практическими потребностями государства:
освоением огромных сибирских и
дальневосточных просторов страны,
поиском и использованием полезных ископаемых,
строительством новых городов,
ростом мануфактур и развитием торговли.
Слайд 203.Живопись и архитектура.
При Петре I художественная культура заняла новое место
в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной, получает поддержку со
стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней жизни.
Слайд 21В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке, для которой характерны:
геометрическая
правильность,
симметричность,
установление единых правил и приемов в застройке улиц,
определенное соотношение
размеров и высоты зданий.
Слайд 22Архитектурный стиль, зародившийся в XVII веке и получивший распространение в
XVIII веке, получил название – барокко -монументальность, сочетающаяся с пышностью
Слайд 23Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи
– Санкт-Петербурге. В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты –
Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Трезини, а также русские архитекторы И.К.Коробов, М.Г.Земцов.
Петропавловская крепость
Слайд 24Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали
Петропавловский собор и Петропавловская крепость,
здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в
Москве, первые сооружения в Петергофе.
Здание Двенадцати коллегий.
Меншиковский дворец - Санкт-Петербург
Слайд 25
В изобразительном искусстве появилось новое явление – гравюра.Свою популярность она
приобрела из-за дешевизны. Известным мастером-гравером был А.Ф.Зубов.
Зубов А. Ф. Петр
Великий
А.Ф. Зубов 1716 г
Слайд 26Популярность приобрела портретная живопись. Основоположником русской светской живописи является Иван
Никитич Никитин, обучавшийся в Италии. Его кисти принадлежат работы: «Напольный
гетман», «Петр I на смертном ложе». Ему присуще правдивое изображение героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
«Напольный гетман»
«Петр I на смертном ложе»
Слайд 27Новшества в быту.
Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января
1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались
украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.
Слайд 28Маскарад при Петре Великом в 1722 году
Слайд 29
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено
ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.
Зимний кафтан
Петра I
Слайд 30Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды.
За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.
Картина Д.Белюкина
"Петр I стрижет бороды боярам"
Слайд 31Из Европы царь привез и новые формы общения и развлечения:
праздники с фейерверками, маскарады. С 1718 г. специальным указом он
ввел ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати
Игра в шахматы на ассамблее при Петре I
Слайд 32Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются
любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были
ходить представители знати.
Ассамблея при Петре I. 1858 г
Слайд 33
Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами
хорошего тона. В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало,
или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».