Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В 2011, 2012,2013 г.г.
Слайд 2Таблица 1
Нормативные документы, принятые в 2011-2012 г.г.
Слайд 4В законе 402-ФЗ сформулированы определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера
деятельности, объекты и др. понятия;
расширен круг лиц, которые обязаны вести
б/учет;
определен порядок передачи руководителям функций по ведению б/учета, а также установлены требования по образованию и стажу работы для главных бухгалтеров и др. лиц, на которых возложено ведение б/учета;
говорится о том, что руководители должны утвердить формы первичных учетных документов и регистры б/учета самостоятельно (унифицированные формы больше применяться не будут);
представлены новые статьи об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (вступает в силу с 1.01.2013 г.)
(состоит из 4-х глав и 31 статьи)
Слайд 56) отдельная статья посвящена внутреннему контролю (экономический субъект обязан организовать
и осуществить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения б/учета
и составления отчетности);
7) впервые законом № 402 предложена система регулиро-вания бухгалтерского учета, основанная на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций (например, Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности), а также определены принципы регулирования б/учета;
8) в законе предусмотрена четырехуровневая структура нормативных актов, регламентирующих ведение б/учета: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации по ведению бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта;
Слайд 69) в законе № 402-ФЗ дается понятие «экономический субъект»;
к
экономическим субъектам относятся:
российские организации;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы (они могут не
вести учет, если в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов или доходов и расходов (п.2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ);
филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций (могут не вести, если ведут учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством (пп. П.2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ);
международные организации;
простое товарищество.
Все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6).
К российским организациям относятся: все коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы; органы местного самоуправления; органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов; Банк России;
Слайд 710) ведение бухгалтерского учета обязательно для:
бюджетных организаций;
организаций, применяющих упрощенную систему
налогообложения (гл. 26.2 НК РФ). При этом они вправе применять
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп. 2 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ);
11) Закон 402-ФЗ может не применяться при:
составлении управленческой отчетности;
составлении отчетности для кредитной организации, если экономический субъект составляет отчетность в соответствии с требованиями кредитной организации;
составление отчетности для иных целей, если законодательством РФ не предусматривается применение Закона № 402-ФЗ.
Слайд 813) вместо понятия «хозяйственная операция» в законе № 402-ФЗ используется
более широкое понятие «факт хозяйственной жизни», под которым понимается не
только операция, но и сделка, и событие, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат и движение денежных средств экономического субъекта;
12) Законодатели пересмотрели объекты бухгалтерского учета, а также понятия и определения, связанные с бухгалтерским учетом (таблица 3 и 4).
Слайд 9Таблица 3
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Закон № 402-ФЗ:
Факты хозяйственной жизни;
Активы;
Обязательства;
Источники финансирования деятельности;
Доходы;
Расходы;
иные
объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (например, некоторые
сделки на финансовом рынке)
Закон № 129-ФЗ:
- Имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности
Слайд 10Таблица 4
Понятия и определения, связанные с бухгалтерским учетом
Слайд 1214) В Законе № 402- ФЗ появилось понятие «стандарт бухгалтерского
учета», под которым понимается документ в области регулирования бухгалтерского учета,
который устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы веде-ния бухгалтерского учета.
Стандарты – это документы, обязательные для применения каждым экономическим субъектом.
Стандарты б/учета подразделяются:
на международные;
федеральные;
отраслевые;
стандарты экономического субъекта.
Для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов разрабатываются рекомендации по бухгалтерскому учету.
Слайд 13 К международным стандартам относятся стандарты бухгалтерского учета, применение которых
является обычаем в международном деловом обороте незави-симо от конкретного наименования
такого стандарта.
К международным стандартам относятся:
Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (англ. Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета
Великобритании (UK GAAP).
Международные стандарты финансовой отчетности могут использоваться при разработке способа ведения б/учета для формирования учетной политики в том случае, когда по конкретному вопросу в нормативных правовых актах соответствующие способы не установлены (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Слайд 14определения и признаки объектов б/учета, порядок их классификации, условия их
принятия к б/учету и списания в б/учете;
допустимые способы денежного измерения
объектов б/учета;
порядок пересчета стоимости объектов б/учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей б/учета;
требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам б/учета и документообороту в б/учете, в том числе видам электронных подписей, используемых для подписания документов б/учета;
план счетов б/учета и порядок его применения, за исключением кредитных организаций;
состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм отчетности, а также состав приложений к балансу и отчету о прибылях и убытках и состав приложений к балансу и отчету о целевом использовании средств;
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
Слайд 15- условия, при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о
финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его
деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого бизнеса.
Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к б/учету (включая учетную политику, план счетов б/у и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к б/учету отдельных видов экономической деятельности. При этом федеральные стандарты не должны противоречить Закону № 402-ФЗ. Федеральные стандарты являются обязательными для применения каждым экономическим субъектом.
Слайд 16Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах
экономической деятельности (п.5 ст. 21 Закона № 402-ФЗ) и не
должны противоречить федеральным стандартам.
Отраслевые стандарты являются обязательными для применения всеми экономическими субъектами.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов должны применяться Правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные Минфином России и Банком России до 2013 г. (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).
Слайд 17Каждый экономический субъект самостоятельно решает, нужны ли ему собственные стандарты
или не нужны.
При положительном решении он определяет порядок разработки,
утверждения, изменения и отмены стандартов.
Стандарты экономического субъекта должны применяться всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Если у организации имеются дочерние общества, то она вправе разработать и утвердить общие стандарты, которые будут применяться как основным обществом, так и его дочерними компаниями.
Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.
Стандарты экономического субъекта необходимы для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.
Слайд 18Рекомендации по ведению бухгалтерского учета применяются экономическими субъектами в добровольном
порядке.
Рекомендации принимаются в целях:
правильного применения федеральных и отраслевых стандартов;
уменьшения расходов
на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
При этом указанные рекомендации не должны создавать препятствий для осуществления экономическим субъектом его деятельности.
15) Рекомендации по ведению бухгалтерского учета относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета.
Слайд 19федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
система требований к
б/учету должна быть единой;
для некоммерческих организаций и для субъектов малого
бизнеса должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения б/учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
федеральные и отраслевые стандарты должны разрабатываться на основе применения международных стандартов;
должны быть созданы условия для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
полномочия по утверждению федеральных стандартов не должны совмещаться с полномочиями по государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.
16) Принципы регулирования бухгалтерского учета
(ст. 20 Закона № 402-ФЗ):
Слайд 20планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
положений по
бухгалтерскому учету;
методических указаний по вопросам бухгалтерского учета
(п.2 ст.
5 Закона № 129-ФЗ).
С 1 января 2013 г. бухгалтерский учет будет регулироваться:
органами государственного регулирования (уполномо-ченным федеральным органом и Банком России);
субъектами негосударственного регулирования.
В настоящее время общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Минфином России путем утверждения:
Слайд 21Уполномоченный федеральный орган – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п.2 ст.3 Закона № 402-ФЗ). Такими полномочиями наделен Минфин России.
Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета установлены ст. 23 Закона № 402-ФЗ.
К субъектам негосударственного регулирования относятся саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, которые заинтересованы принимать участие в регулировании б/учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития б/учета.
Слайд 22Федеральные стандарты будут разрабатываться и утверждаться в соответствии с программой
разработки федеральных стандартов (п. 1 ст. 26 Закона № 402-ФЗ).
Программу должен составить уполномоченный федеральный орган. Программа должна уточняться ежегодно.
Программа разработки федеральных стандартов будет доступна для ознакомления представителям Банка России, субъектам негосударственного регулирования, а также иным заинтересованным лицам.
Уполномоченный федеральный орган обязан разработать федеральные стандарты для организаций государственного сектора, а также в случае, когда ни один субъект негосударствен-ного регулирования не разработал стандарт, предусмотренный программой разработки федеральных стандартов.
Порядок разработки и утверждения стандартов б/учета представлен в ст. 27 Закона № 402-ФЗ.
Функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета установлены ст. 24 Закона № 402-ФЗ.
Слайд 23Экспертиза проектов федеральных и отраслевых стандартов проводится Советом по стандартам
б/учета, который создается при уполномоченном федеральном органе. Уполномоченный орган утверждает
Положение о совете по стандартам б/учета.
В ходе экспертизы Совет по стандартам определяет:
- соответствует ли проект стандарта законодательству РФ о бухгалтерском учете;
соответствует ли проект стандарта потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
обеспечивает ли проект стандарта единство системы требований к бухгалтерскому учету;
обеспечиваются ли условия для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов?
17) Совет по стандартам бухгалтерского учета
Слайд 24десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной обществен-ности,
из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз
в три года;
пять представителей органов государственного регулиро-вания бухгалтерского учета.
Состав совета по стандартам бухгалтерского учета утверж-дается руководителем уполномоченного федерального органа. Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся в уполномоченный федеральный орган:
субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета;
Банком России;
научными организациями и высшими учебными заведениями.
Кандидаты в члены совета должны соответствовать требованиям п. 7 ст. 25 Закона № 402-ФЗ.
В Совет по стандартам бухгалтерского учета входят:
Слайд 25Общие требования к ведению бухгалтерского учета не измени-лись. Бухгалтерский учет
ведется в рублях путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Операции в иностранной валюте подлежат пересчету в рубли.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета должен организовать руководитель экономического субъекта.
Только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может вести бухгалтерский учет самостоятельно (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Требования к главному бухгалтеру кредитной организации устанавливает Банк России. Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена.
18) Организация ведения бухгалтерского учета
Слайд 26либо возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на
иное должностное лицо этого экономического субъекта;
либо заключить договор об
оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Законом № 402-ФЗ установлены требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
Требования касаются: ОАО (за исключением кредитных); страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов; акционерных инвестиционных фондов; управляющих компаний паевых инвестиционных фондов; иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж; и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций); органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Руководители других экономических субъектов обязаны:
Слайд 27Главный бухгалтер указанных организаций должен иметь высшее профессиональное образование по
специальностям бухгалтерского учета и аудита, а также стаж работы, связанный
с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудиторской деятельности, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет.
У главного бухгалтера не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Таким же требованиям должны соответствовать физические лица, с которыми экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В штате организации, с которой экономический субъект заключает подобный договор, должен быть хотя бы один работник, отвечающий предъявляемым требованиям. Другими федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к главному бухгалтеру (п.2 ст. 30).
Слайд 28Закон № 402-ФЗ не возлагает на главного бухгалтера ответственность за
формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и
достоверной бухгалтерской отчетности.
Закон № 402-ФЗ содержит положения, которые устанавливают порядок разрешения разногласий, возникающих между руководителем и главным бухгалтером (п. 8 ст. 7).
В случае разногласий между руководителем и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в отношении ведения бухгалтерского учета необходимо применять следующий порядок: главный бухгалтер отражает в регистрах бухгалтерского учета данные спорного первичного учетного документа только на основании письменного распоряжения руководителя. В этом случае руководитель единолично несет ответственность за информацию, созданную в результате этой операции.
19) Порядок разрешения разногласий
Слайд 29В аналогичном порядке отражаются в бухгалтерской отчетности спорные объекты бухгалтерского
учета, в результате чего руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность
за достоверность бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Главный бухгалтер не будет нести ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым умышленно или в силу некомпетентности его принуждает руководитель организации.
Слайд 30Впервые в Законе № 402-ФЗ появились положения о внутреннем контроле.
Организовывать
и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни должен каждый
экономический субъект, а внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности должна организовывать и осуществлять организация, которая подлежит обязательному аудиту (п. 2 ст. 19).
Следовательно, с 1 января 2013 г. в организациях должны появиться специальные отделы, которые будут осуществлять функции внутреннего контроля.
Это не относится только к субъектам малого и среднего бизнеса, в которых руководитель организации возложил обязанности ведения бухгалтерского учета на себя.
20) Внутренний контроль
Слайд 31В Законе № 402-ФЗ дается понятие «учетная политика», под которой
понимают – совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п.
1 ст. 8).
В Законе № 402-ФЗ нет требований к учетной политике, которые были в Законе № 129-ФЗ (перечень приложений к учетной политике). В нем только упоминается совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Это связано с тем, что каждый экономический субъект может принимать собственные стандарты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
Документы учетной политики и стандарты экономического субъекта должны храниться не менее 5 лет после года, в котором они были использованы при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Каждый экономический субъект формирует учетную политику самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете и федеральными и отраслевыми стандартами.
21) Учетная политика
Слайд 32При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта б/учета выбирается
способ ведения б/учета из способов, которые допускают Федеральные стандарты.
Если в
отношении конкретного объекта б/учета федеральным стандартом не установлен способ ведения б/учета, то организация самостоятельно разрабатывает его исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 ст. 8).
Не изменился и перечень случаев, когда вносятся изменения в учетную политику (п. 6 и 7 ст. 8).
С 1 января 2013 г. главный бухгалтер не будет нести ответственность за формирование учетной политики. Поэтому поручить разработку учетной политики можно специалистам консалтинговой компании или консультантам в области бухгалтерского учета, которые смогут определить для организации наиболее оптимальные способы ведения б/учета.
Слайд 33В Законе № 402-ФЗ не установлены случаи обязательного проведения инвентаризации
(в отличие от Закона № 129-ФЗ и Положения № 34).
Обязательное
проведение инвентаризации будет установлено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11).
На руководителя организации возлагается обязанность определить не только порядок и сроки, но и случаи проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации (п. 3 ФЗ № 402).
В Законе № 402-ФЗ установлен порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации.
Расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11).
22) Инвентаризация
Слайд 34Первичные учетные документы. Каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным учетным
документом.
Начиная с 2013 г. все формы первичных учетных документов будет
утверждать руководитель организации, а разрабатывать их будет лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9).
Применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, Законом № 402-ФЗ не предусмотрено. В то же время при разработке собственных форм первичных документов организации могут в качестве образца использовать привычные унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В Законе № 402-ФЗ исключены положения о тех лицах, которые обязаны подписывать первичные учетные документы.
Перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов, представленный в Законе № 402-ФЗ, не изменился.
23) Бухгалтерские документы
Слайд 35Регистры бухгалтерского учета. Данные, которые содержатся в первичных учетных документах,
подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (п.2
ст. 10).
Формы регистров б/учета утверждает руководитель организации (кроме организаций государственного сектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по предс-тавлению должностного лица, на которое возложено ведение б/учета (п. 5 ст. 10).
При этом регистры б/учета должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых представлен в п. 4 ст. 10 Закона.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах б/учета , теперь не обязаны хранить коммерческую тайну, а за ее разглашение они не будут нести ответственность (как было по Закону № 129-ФЗ).
Слайд 36Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета можно составлять как
на бумажном носителе, так и в электронном виде с электронной
подписью (п. 5 ст. 9, п. 6 ст. 10).
В Законе № 402-ФЗ более подробно регламентирован порядок внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов регулирования б/учета (п. 7 ст. 9).
В регистре б/учета исправления не допускаются, если они не санкционированы лицами, ответственными за ведение этого регистра (п. 8 ст. 10).
Исправление в первичном учетном документе и регистре б/учета должно содержать: дату исправления; подписи лиц, составивших первичный учетный документ, или лица, ответственного за ведение этого регистра б/учета; фамилии и инициалы этих лиц.
Запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы в Законе отсутствует.
Слайд 37Если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы или
регистры б/учета, в том числе в виде электронного документа, изымаются,
то копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы б/учета (п.8 ст. 9, п. 9 ст. 10).
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (п. 1 ст. 29).
Слайд 38Общие требования к бухгалтерской отчетности впервые представлены в ст. 13
Закона № 402-ФЗ.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о
финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Бухгалтерская отчетность составляется на последний календарный день отчетного периода. Такая дата называется отчетной датой (п.6 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).
Экономические субъекты должны составлять годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный год.
24) Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Слайд 39Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности является календарный год –
с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев
реорганизации и ликвидации юридического лица).
Если организация зарегистрирована после 30 сентября, то первым отчетным годом для нее будет период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее регистрации, включительно.
В состав годовой отчетности включаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним (п.1 ст. 14).
Пояснительная записка и аудиторское заключение для организаций, которые подлежат обязательному аудиту, в состав бухгалтерской отчетности не включаются.
В состав годовой отчетности некоммерческих организаций по-прежнему включаются бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (п. 2 ст. 14).
Слайд 40Утверждение и опубликование бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях,
которые установлены федеральным законом. При этом у организаций, подлежащих обязательному
аудиту, бухгалтерская отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением.
Новыми являются положения о промежуточной бухгалтерской отчетности, которая составляется за период менее отчетного года. Составление промежуточной отчетности не является обязательным. Составлять ее экономические субъекты должны только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, включительно (п. 4 ст. 15).
Состав промежуточной отчетности должен быть установлен федеральными стандартами.
Слайд 41Один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности пред-ставляется в территориальный орган Росстата
(п.1 ст. 18) не позднее 3 месяцев после окончания отчетного
периода для включения в государственный информационный ресурс.
Каждый заинтересованный пользователь может получить доступ к этому информационному ресурсу.
Правила пользования этим информационным ресурсом и порядок представления обязательного экземпляра отчетности должен установить Росстат (п. 4 ст. 18).
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Значит, с 1 января 2013 г. подпись главного бухгалтера в бухгалтерской отчетности больше не требуется.
Слайд 42Статья 16 Закона № 402-ФЗ регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юридического
лица и возникшего в результате реорганизации юридического лица. Так, согласно
п. 4 ст. 16, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемой компании должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
На основании последней отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.
25) Особенности бухгалтерской отчетности при реорга-низации и ликвидации юридического лица (статьи появились впервые)
Слайд 43Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной
сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату
его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п. 6 ст. 16).
Согласно п. 4 ст. 17, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Слайд 44В журнале «БУ» (№ 2 за 2012 г.) напечатана статья,
посвященная новому закону «О б/учете», в которой главный редактор журнала
Врублевский Н.Д. берет интервью у директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Леонида Зиновьевича Шнейдмана.
Прежде всего, Шнейдман говорит о причинах принятия нового закона: 1) отдельные положения действующего закона препятствуют активному применению МСФО широким кругом организаций; 2 причина- необходимость корректировки системы регулирования б/учета в России.
Новый закон выделяет 2 группы регулирования б/учета в России: 1) государственное и 2) негосударственное регулирование. Необходимо обеспечить их разумное сочетание для обеспечения общественного признания правил б/учета. В Законе четко определены функции и полномочия государственных и негосударственных органов.
Слайд 45В Законе подробно описана процедура разработки и принятия регулирующих актов
в области б/учета. Цель этих положений Закона – обеспечить гарантии
равноправного участия всех сторон процесса подготовки и принятия стандартов.
Шнейдман сказал, что та методология, которая сложилась, и те направления развития методологии, которые были сформулированы в Концепции № 180 продолжают оставаться актуальными.
Основное направление развития методологии б/учета – активное использование МСФО. Закон снимает ограничения на применение МСФО и они должны более активно использоваться при установлении правил б/учета юридическими лицами – о чем можно судить по Плану развития учета и отчетности на 2012-2015 годы.