Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ТУРИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Докладчик: Кусков Алексей Сергеевич
Вебинар для
представителей
туристского бизнеса Республики Карелия
(г. Петрозаводск, 23 марта 2017 г.)
Слайд 2НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
1. Гражданский кодекс Российской
Федерации.
2. Закон РФ «О
защите прав
потребителей».
3. Федеральный закон «Об основах
туристской
деятельности в
Российской Федерации».
Слайд 3НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
4. Правила оказания услуг по реализации туристского
продукта
(постановление Правительства РФ).
5. Правила возмещения реального ущерба туристам и
(или) иным заказчикам туристского продукта из
денежных средств фонда персональной
ответственности туроператора в сфере выездного
туризма (постановление Правительства РФ).
6. Правила оказания экстренной помощи туристам
(постановление Правительства РФ).
7. Правила финансирования расходов на оказание
экстренной помощи туристам (постановление Правительства РФ).
Слайд 4НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
8. Требования к критериям отбора кредитных организаций,
в
которых допускается размещение средств
компенсационного фонда объединения туроператоров
в сфере выездного туризма (постановление
Правительства РФ).
9. Правила профессиональной деятельности, регулирующих
порядок осуществления объединением туроператоров
в сфере выездного туризма и его членами функций,
связанных с формированием и использованием
резервного фонда (приказ Минкультуры РФ).
10. Об утверждении типовой формы договора
о реализации туристского продукта
(приказ Минкультуры РФ).
Слайд 5НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
11. О мерах, направленных на обеспечение
безопасности
российских туристов в странах
временного пребывания
(письмо Роспотребнадзора).
12. Об особенностях правоприменительной практики,
связанной с обеспечением защиты прав
потребителей в сфере туристического
обслуживания (письмо Роспотребнадзора).
13. О рассмотрении судами гражданских дел по
спорам о защите прав потребителей
(постановление Пленума Верховного Суда РФ).
Слайд 6ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
1. В новой редакции изложено понятие «экстренная
помощь» (ст. 1 Закона о туризме), согласно которому действия по экстренной
помощи осуществляются только «в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта».
Слайд 7ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
2. Нормы ряда статей (ст. 1, чч. 15, 16
ст. 4.2, ч. 1, ст. 11.6, ст. 17.4, чч. 2, 3 ст. 17.6) изложены в новой
редакции, изменены и дополнены, так как основанием для оказания услуг экстренной помощи и возмещения туристам реального ущерба становится «неисполнение туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта».
Слайд 8ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
3. В соответствии с редакцией ч. 15 ст. 4.2:
А) Ростуризм исключает сведения о туроператоре из ЕФРТ со
дня, следующего за днем, когда ему стало известно о прекращении туроператором деятельности
Б) сведения о туроператоре Ростуризмом исключаются в принудительном порядке и тогда, когда туроператор не сделал соответствующего объявления о прекращении своей деятельности;
Слайд 9ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
4. Средства фонда персональной
ответственности будут
расходоваться
в случае неисполнения туроператором
обязательств по договору,
но только «в
связи с прекращением туроператорской
деятельности по причине невозможности
исполнения всех обязательств по
договорам о реализации турпродукта».
Слайд 10ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
5. В новой редакции изложена ст. 17.4 Закона
о туризме, согласно
ч. 3 которой основанием для выплаты страхового
возмещения
или уплаты денежной суммы по банковской гарантии является
факт причинения туристу реального ущерба в связи с
неисполнением туроператором обязательств по причине
прекращения деятельности из-за невозможности исполнения им
всех обязательств по ранее заключенным договорам. Датой
страхового случая считается день, когда туроператор публично
заявил о прекращении туроператорской деятельности по
причине невозможности исполнения им всех обязательств по
договорам. Если туроператор прекратил туроператорскую
деятельность без такого заявления, о чем стало известно
Ростуризму, датой страхового случая считается день принятия
последним решения об исключении туроператора из ЕФРТ на
основании абз. 16 ч. 15 ст. 4.2 Закона о туризме.
Слайд 11ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
6. Уточнены понятия «объект страхования ответственности туроператора»
и «страховой случай» (чч. 2, 3 ст. 17.6 Закона о туризме). В
частности, объект страхования ответственности туроператора связывается с риском возмещения реального ущерба в результате наступления страхового случая, а именно неисполнения туроператором обязательств в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
Слайд 12ИЗМЕНЕНИЯ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ
7. Необходимо внести соответствующие изменения и в подзаконные
нормативные правовые акты: в частности, в п. 1 Правил возмещения реального
ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 г. № 779, в пп. 7, 8, 9 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452.
Слайд 13АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА!!!
8. Весьма важен вопрос разграничения понятий «приостановление туроператором своей
деятельности» и «прекращение туроператорской деятельности». В большинстве случаев туроператоры объявляют
не о прекращении, а о приостановлении своей деятельности (недавний пример – объявление туроператором «Polar tour» о приостановлении деятельности, сделанное им на его официальном сайте). Именно приостановление, а не прекращение деятельности туроператоров фигурирует и в разъяснениях Роспотребнадзора (например, Информация Роспотребнадзора от 04.07.2018 г. «Алгоритм действий туристов, пострадавших от туроператоров, приостановивших свою деятельность в сфере выездного туризма»).
Слайд 14ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР
9. Особый интерес вызывала ситуация с туроператором «Натали Турс»,
не исполнявшим свои обязательства и в то же время не
объявлявшим официально о приостановлении (прекращении) своей деятельности (официальное заявление о прекращении деятельности было сделано туроператором только 4 сентября 2018 года, то есть уже после исключения его Ростуризмом из ЕФРТ в принудительном порядке). В последние месяцы в судебные органы были поданы десятки исков к туроператору. Есть даже прецеденты подачи исков о признании туроператора прекратившим свою деятельность. Однако перспективы удовлетворения подобных исковых требований следует оценивать скептически, так как пока только Ростуризм имеет установленные законом полномочия на принятие подобных решений.
Слайд 15ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
10. Новая редакция ч. 4 ст. 14 Закона о
туризме, согласно которой наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране
(месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу и являющихся основанием для расторжения или изменения договора о реализации туристского продукта без возмещения туристами фактически понесенных туроператором расходов, подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Слайд 16ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР
11. 10 апреля 2014 года МИД РФ на своем
сайте опубликовал информацию следующего характера: «В связи с введенными США
антироссийскими санкциями российским гражданам рекомендуется воздержаться в ближайшее время от поездок в 109 стран, в том числе и в Грецию, с туристскими и иными личными целями в связи с возможностью подвергнуться задержанию или аресту по запросам американских правоохранительных органов и специальных служб. «Правосудие по-американски» отличается предвзятым отношением к российским гражданам, а сами судебные процессы над теми, кто был фактически похищен и вывезен в США, обычно заканчиваются обвинительными приговорами с длительными сроками тюремного заключения». Эта информация используется туристами для отказа от договоров.
Слайд 17ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О ТУРИЗМЕ
12. Еще одной новеллой, положительно воспринятой сообществом
практиков туристского бизнеса, является утрата силы просуществовавшей всего два года
нормы ч. 3 ст. 101 Закона о туризме, согласно которой при реализации туристского продукта турагент предоставлял туристу копию доверенности, выданной туроператором на заключение от его имени договоров о реализации сформированного им туристского продукта.
Слайд 18АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА!!!
13. Является ли отмена доверенностей возвратом к прежней модели
работы турагентов как от своего имени, так и от имени
туроператора???
Ю. Барзыкин сообщил о том, что новая редакция Закона о туризме несет преимущества представителям турбизнеса и туристам, так как из нее убрана норма работы турагента от имени и по поручению туроператора, а турагенты больше не обязаны работать по доверенности. Тем не менее, в ч. 7 ст. 9 Закона о туризме сохранена норма, согласно которой в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться в том числе полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора.
Слайд 19ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
1. Пункт 2 Правил изложен в новой редакции:
«под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор, а
также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим турпродукт
туроператором и по его поручению заключающий договоры о реализации сформированного туроператором
туристского продукта».
Слайд 20ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
2. Пункт 9 Правил изложен в новой редакции:
– утратило
силу указание на то, что турагент действует на основании доверенности,
выдаваемой туроператором;
– отсылочный абзац 3 п. 9 утратил силу в связи с отменой п. 13-14 Правил.
Слайд 21ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
3. В п. 4 Правил возмещения реального ущерба туристам
и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда
персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма внесены изменения, согласно которым основанием и датой установления факта причинения реального ущерба является факт неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
Слайд 22ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
4. Добавлен п. 4.1 «Из денежных средств фонда возмещается
разница
между денежной суммой реального ущерба и денежной суммой,
полученной туристом по
договору страхования гражданской ответственности
туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского
Продукта (страховому возмещению) и (или) банковской гарантии в соответствии со
ст. 17.5 Закона в следующих случаях: а) до достижения максимального размера
фонда, указанного в ст. 11.6 Закона; б) если при достижении максимального
размера фонда и получении туроператором освобождения от финансового
обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты
взносов в фонд персональной ответственности туроператора на момент
возникновения основания для возмещения реального ущерба у него имелись
договор или договоры страхования ответственности туроператора и (или) договор
или договоры о предоставлении банковской гарантии, заключенные до достижения
максимального размера фонда с организацией или организациями,
предоставившими финансовое обеспечение ответственности туроператора в
сфере выездного туризма.
Слайд 23ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
5. Пункт 5 Правил изложен в новой редакции:
«Турист и (или) иной заказчик вправе требовать, в том числе
до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта, возмещения реального ущерба, в том числе если реальный ущерб был причинен до даты, указанной в абз. 2 п. 4 Правил».
Слайд 24ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
6. Также были внесены изменения и в п. 6,
8, 9, 10 Правил возмещения реального
ущерба туристам
и (или) иным заказчикам
туристского продукта из денежных средств
фонда персональной ответственности
туроператора в сфере выездного туризма.