Лидия Прокофьевна Федоре́нко
(1912 — 1995, Москва) —
советский украинский педагог,
лингвист; доктор педагогических наук, профессор; создатель оригинальной методики преподавания русского языка; основатель научной школы развития речи учащихся.
Наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления, а так как язык вообще есть только тогда, когда он употребляется,
то в реальной действительности строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его употребления.
Григорий Осипович Винокур
Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ.
Внимательно прочитаем отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В чём его особенность?
Прочитаем следующий отрывок из поэмы:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лёд,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Что изменилось в описании переправы с появлением глаголов? Какого вида глаголы использованы?
Рассмотрим другой текст.
Какие глаголы используются, что этим достигается?
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Н.А.Некрасов
Прошедшее время несовершенного вида описывает события, происходившие одновременно, в одном временном отрезке.
Прошедшее время глагола
обычно используется
о событиях прошлого
длительного неоконченного действия
в повествовании
в описании
Используется для характеристики протяженного во времени действия.
Используются в повествовании
4
Здесь глаголы будущего {встанешь, покатишься, оденешься, поплетешься) и настоящего времени {смотришь, натягивает) употреблены в значении прошедшего.
Все, о чем говорится, происходило в прошлом, до момента речи, на что указывают и форма прошедшего времени глагола {примчался), и страдательное причастие прошедшего времени {заспанный), и слово бывало, которое тоже дает читателю возможность понять, что речь идет о событиях, давно прошедших, что герой произведения вспоминает о том, что с ним происходило когда-то. Зачем?
Использование в одном тексте глаголов в разных временных формах делает описание более живым, динамичным.
Шел я вчера темным вечером домой. Но вот взошла луна и осветила все вокруг неясным, тусклым светом. Вдруг за кустом на опушке леса мелькнула чья-то тень. Я насторожился и остановился.
Для чего во втором тексте используются глаголы настоящего времени в рассказе о том, что произошло когда-то?
Сравним тексты:
Наречие вчера уточняет время действия.
Это делается с целью оживить рассказ, приблизить читателя к тому, о чем идет речь.
Это делает рассказ о прошлых событиях более живым, ярким, что позволяет воспринимать события как происходящие на наших глазах.
В разговорной речи.
Зайдет к нам, бывало, старик-лесник и начнет рассказывать о своих многочисленных приключениях.
Заходил к нам, бывало, старик-лесник и рассказывал нам о своих многочисленных приключениях.
Сравним два предложения:
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть