Слайд 1К мечте
на алых парусах
Экранизации произведений
Александра Грина
Слайд 2«Последняя ставка
мистера Энниока»
— украинский художественный кинофильм,
поставленный режиссёром Владимиром Гардиным в 1922 году.
Это первая экранизация рассказа Александра Грина. Немой черно-белый фильм «Последняя ставка мистера Энниока» («Поединок») был снят на Ялтинской киностудии по рассказу Александра Грина «Жизнь Гнора». При этом сам автор узнал о выходе этого фильма из афиш. Посмотрев его, Грин был разочарован. Экранизация получилась очень неудачной, до наших дней фильм не сохранился.
Слайд 3«Акварель»
— короткометражный черно-белый фильм «Акварель» снят в 1958 году Отаром
Иоселиани по мотивам одноименного рассказа известного русского советского писателя Александра
Грина.
Это первая студенческая учебная режиссерская работа Отара Иоселиани. В фильме говорится о несчастливой паре, чье семейное гнездо укрепляет «великая сила искусства».
Бедная семья: муж — пьяница, жена — прачка. Он тратит последние заработанные женой крохи на выпивку. И вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик. И дом на картине выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они его себе представляли. И печаль охватывает их.
В одной из главных ролей фильма — будущая великая грузинская актриса театра и кино Софико Чиаурели.
Слайд 4«алые паруса»
— советский художественный фильм 1961 года в постановке Александра Птушко, ставший первой
полнометражной звуковой экранизацией одноименной повести-феерии Александра Грина.
Премьера фильма состоялась 7
июня 1961 года. Кинолента собрала 22,6 миллионов зрителей, став одним из лидеров советского проката.
На роль Артура Грея пробовались Александр Белявский и Олег Стриженов, но окончательный выбор пал на актёра Театра имени Вахтангова Василия Ланового, знаменитого в то время своими романтическими театральными ролями.
Исполнительницу роли Ассоль первоначально Птушко видел тоже совершенно иначе — традиционной русской красавицей в стилеТамары Макаровой или Аллы Ларионовой, с которыми он работал в прежних «былинных» картинах, но с режиссёром были не согласны операторы и художник.
Слайд 5«алые паруса»
«…однажды мы чуть не поссорились. Мы
по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на
Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал её образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины». Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской. Роль Ассоль стала её кинодебютом…;
…будучи непревзойдённым мастером комбинированных съёмок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм» – вспоминаетЛеван Шенгелия.
Натурные съёмки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку . Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ».
Слайд 6«Бегу́щая по волна́м»
( «Бягаща по вълните»)
— совместный советско-болгарский художественный фильм режиссёра Павла
Любимова по мотивам одноименного романа писателя Александра Грина.
Это очень шетидесятническое
прочтение Грина, по сценарию и с песнями Галича, отчего картина пролежала долгое время на полке.
Премьера состоялась 7 июня 1967 года.
Слайд 7«Колония Ланфиер»
— художественный фильм чехославацкого режиссёра Яна Шмидта, снятый по одноимённому рассказу в 1969 году.
Совместное производство творческого объединения «Юность»
киностудии «Мосфильм» и творческого объединения «И. Шебор-Вл. Бор» киностудии «Баррандов». Участник официальной программы VI Московского кинофестиваля.
Большая часть сцен фильма снималась в Крыму.
Фильм снят точно по повести Александра Грина. Отступлений от авторского сюжета немного. Большинство диалогов сохранено, даже — некоторые разночтения в тексте у писателя. Именно такая точность, уважение к букве, слову писателя, к его идеям и привела авторов к успеху фильма.
Слайд 8«Моргиана»
— чешский художественный кинофильм, поставленный режиссёром Юраем Герцем в 1972 году на киностудии Баррандов .
События фильма происходят на стыке XIX и XX столетий
в живописном уголке на берегу моря. Это драматическое повествование о двух сестрах (обеих играет Ива Янжурова), одна из которых добрая и красивая, а другая — злая и некрасивая. Это история о безграничной ненависти и любви.
«Моргиана» поставлена по роману Александра Грина «Джесси и Моргиана» (1928), который Герц частично изменил, как и положено представителю «новой волны» и кафкианцу. Автор смотрит на декадентский мир аристократов глазами сиамской кошки. Походка животного и отрешенный взгляд Моргианы на борьбу двух сестер была воспроизведена методом субъективной камеры лучшим чешским кинооператором Ярославом Кучерой.
«Моргиана» была удостоена приза «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго.
По своей стилистике и музыке фильм Юрая Херца напоминает другой, более поздний фильм по Грину – «Господин оформитель».
Слайд 9«Избавитель» ( Izbavitelj)
— югославский научно-фантастический фильм, снятый режиссёром Крсто Папичем в 1976 году на студии «Кроација
филм».
Фильм снят по мотивам рассказа «Крысолов».
Безработный
писатель случайно узнает, что одна из разновидностей крыс, владеющих способностью превращаться в людей, объединилась, выдаёт себя за людей, незаметно и постепенно готовится к захвату нашего мира... Обнаружив, что их тайна раскрыта, крысы берут его в плен и доставляют к своему предводителю — Избавителю. Писателю удаётся сбежать, но позже он с удивлением понимает, что среди многих его друзей и знакомых, скрываются крысы под человеческими масками.
В 1982 году на фестивале кинофантастики в Порту фильм стал лауреатом Главного приза за лучший полнометражный фильм.
В 1999 году по опросу хорватских кинокритиков, был признан одним из лучших фильмов в истории хорватского кино.
Слайд 10«Ассоль»
— полнометражный анимационно-игровой фильм 1982 года, экранизация повести – феерии Александра Грина «Алые
паруса». Последняя работа режиссёра Бориса Степанцева. Премьера фильма состоялась на 1 января
1983 года.
Фильм снят по особой видеотехнологии совмещения актёров с рисованной декорацией, преобразующей сами изображения актёров в подобие рисунков.
Актёры в фильме не произносят ни слова, звучит только закадровый текст.
Этот фильм можно было бы считать началом компьютерной эры в российской анимации, но эксперименты Степанцева в своё время не были продолжены.
Слайд 11«Блистающий мир»
— кинофильм 1984 года по мотивам одноименного романа и рассказов Александра Грина, режиссёра Булата Мансурова.
Главный герой фильма умет летать. Этот дар никому больше
недоступен, поэтому правительство города Зурбаган признает его опасным и заключает за решетку. Ему грозит страшная кара, вот только родная дочь главного диктатора страны против такого самодурства. Она решает вызволить заключенного.
В главной женской роли снялась Илзе Лиепа.
Картина была очень тепло встречена критиками и зрителями. На Международном Фестивале Научно-Фантастических фильмов в Порту киноленту удостоили специального приза.
Слайд 12«Золотая цепь»
— художественный фильм по одноимённому роману и рассказам Александра Грина,
снят в 1986 году режиссером Александром Муратовым.
Если книга достаточно оптимистична по своей тональности, то фильм представляет собой мрачную притчу о том, что деньги не приносят человеку счастья. Авторы сценария кардинально изменили главную сюжетную линию романа: согласно тексту Грина, Молли не умирает, а лишь скрывается, и когда богатствами Ганувера пытаются овладеть мошенники Томсон и Галуэй, друзья Ганувера Дюрок и Эстамп находят её и доставляют во дворец, помогая влюблённым воссоединиться. Кроме того, по книге Дюроком и Эстампом двигала бескорыстная дружба с Ганувером, а в конце фильма оказывается, что мотивация друзей Ганувера мало отличалась от замыслов Томсона и Галуэя.
Слайд 13«Господин оформитель»
— один из первых советских фильмов на мистическую тематику,
дебютная работа режиссёра Олега Тепцова. Снят в 1988 году по мотивам
рассказа «Серый автомобиль».
Это таинственная история в стиле модерн повествует о художнике, который однажды встречает женщину, которая очень похожа на одну из его картин. Действие происходит в Петербурге в 1908—1914 годах. Главную роль сыграл Виктор Авилов в паре с Михаилом Козаковым и Иваном Краско.
Картина получила премию Ника в 1989 году. Произведение Грина получило вторую жизнь после этой экранизации. Это первый фильм в кинокарьере Виктора Авилова, ранее он участвовал лишь в театральных постановках.
В записи музыки к фильму принимали участие музыканты группы «Кино»: Ю. Каспарян, И. Тихомиров и Г. Гурьянов. Музыка Сергея Курехина из фильма «Господин оформитель» была использована также в музыкальном оформлении спектакля «Коллекционер» (по роману Д. Фаулза).
Стихи «Шаги Командора»Александра Блока читает Эдуард Багрицкий.
Слайд 14«Сто вёрст по реке»
( Simts judzes pa upi) — латвийский художественный
кинофильм, поставленный режиссёром Эриком Лацисом в 1991 году на рижской киностудии по мотивам рассказов Александра Грина.
Это драматическое повествование о первом увлечении и разочаровании, любви и неверии, преступлении и наказании.
Слайд 15«Дорога никуда»
— романтическая драма по мотивам одноименного романа Александра Грина.
Фильм снят в 1992 году на Украине, на киностудии имени
Александра Довженко, режиссер картины — Александр Муратов.
Слайд 16«Гелли и Нок»
— украинский художественный кинофильм, снятый в 1995 году на киностудии имени
Довженко. Режиссёр Вадим Ильенко.
По мотивам рассказа Александра Грина «Сто
вёрст по реке».
Гелли и Нок случайно оказываются в одной лодке и несколько дней плывут вдвоём по реке к морю. Он беглец-каторжанин, но Гелли сумела возвратить к жизни разочарованного Нока, подарила ему любовь и счастье.
Слайд 17«Алые паруса» (Nachové plachty)
— чешский кинофильм, снятый в 2001 году по мотивам
произведений Александра Грина и спектаклю «Алые паруса» театра братьев Форманов.
Фильм о ржавой 70-метровой барже, которая в течение нескольких месяцев трансформируется в театр и наполняется игривостью, фантазией, жестокостью и любовью.
Это то, что получается, когда чешская театральная труппа, французский театр и группа венгерских цыганских музыкантов собираются вместе, чтобы адаптировать произведение русского автора Александра Грина.
Слайд 18«Инфекция» (Infekcija)
— бельгийско-хорватский художественный кинофильм, поставленный режиссёром Крсто Папичем в 2003 году.
Ремейк и сиквел фильма «Избавитель» этого же режиссёра.
Премьера состоялась 22 июля 2003 года.
В основе фильма лежит повесть Александра Грина «Крысолов».
Слайд 19«Бегущая по волнам»
— российский фильм режиссёра Валерия Пендраковского 2007 года по одноименному роману Александра Грина.
Фильм получил в 2008 году Приз жюри за
лучший полнометражный фильм в программе «Наше новое детское кино» на фестивале «Московская премьера» и первое место конкурса «Киномалышок» на XVII Открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок».
Валерий Пендраковский так сформулировал концепцию фильма: «Наша картина — это взгляд на романтический мир Александра Грина из сегодняшнего дня. Как и должно быть по Грину, фильм полон красоты, доброты, любви и музыки».
Режиссер привлек к съемкам два настоящих парусника. Болгарская трехмачтовая яхта «Калиакра» бороздила морские просторы у берегов Крыма, как корабль капитана Геза «Бегущая по волнам». В роли «Морской звезды» капитана Дюка выступила украинская двухмачтовая шхуна «Новая».
Слайд 20 «ГРИН»
- любительский немой черно-белый фильм в стиле арт-хауз
был снят в 2010 году в Петрозаводске. Режиссер — Такаши
Йено. Сорежиссер и оператор — Дмитрий Хрусталев. В главных ролях — Екатерина Седова и Рустам Каюмов. В основе фильма лежит новелла «Крысолов», написанная Александром Грином, только действие перенесено в современность.
Как отмечают критики, фильм несет на себе отпечаток итальянского неореализма. Режиссер отказался от 3D технологий, цветной съемки и звука, вдохнув новую жизнь в забытый ныне классический стиль.
Съемки фильма проходили на живой натуре, видеоряд изобилует не приукрашенными реалиями российской глубинки, такими как: обстановка в квартирах рядовых обывателей, будничная работа рынков и даже позабытое нынче явление — поэтический вечер. Для фильма была построена только одна декорация — больничная палата. Использована необычная манера операторской работы, так называемая «живая камера», гуляющая подобно движениям человеческого глаза.
Мировая премьера фильма прошла в сентябре 2010 года.
Слайд 21«Правдивая история
об Алых парусах»
—украинский 4-серийный фильм-сказка режиссёра Александра
Стеколенко по мотивам произведений Александра Грина.
Премьера состоялась 3
октября 2010 года. Идея новой интерпретации Грина принадлежит кинорежиссеру Роману Балаяну.
Музыку к фильму написал известный российский композитор Игорь Вдовин. Также в фильме звучит песня Александра Городницкого «Моряк, покрепче вяжи узлы» в исполнении Джамалы и группы Dislocados.
Болгарская баркентина «Калиакра» сыграла роль галиота «Секрет», на котором Грэй пришёл под алыми парусами. Фильму принадлежит своеобразный рекорд — самая длинная сцена в отечественном кино, снимавшаяся на хромакее.
Критики пытались сравнивать фильм с советской экранизацией Александра Птушко , но авторы фильма подчёркивали, что намеренно хотят уйти от всяких сравнений с классической экранизацией.
В фильме появились персонажи из других рассказов Грина (Гез, Бам Гран, комендант порта, профессор Коломб, кукла Ксавелий, сыщик Дрейк, Тильс).
Слайд 22«Зеленая лампа»
- фильм кинокомпании Art Media Production (Нижний Новгород)
под руководством режиссера и продюсера Юрия Теплякова по мотивам одноименного
рассказа Александра Грина.
Юрий Тепляков о будущей кинокартине: «Небольшой рассказ, написанный Грином в 1930 году и возможно даже для самого автора ставший проходным произведением, кроет в себе мощнейшую энергетику. Вопросы, которые затрагивает автор, актуальны для молодых людей во все времена и в любой стране, поэтому я выбрал это произведение для экранизации, написав сценарий полнометражного фильма и перенеся события в другое время и место, приправив историю особенностями свойственными Российской провинции.
Герой нашел себя через книги, которые всегда были рядом, но воспринимались им как часть интерьера, случайное стечение обстоятельств стало ключом к истинной сокровищнице человечества».