Слайд 1Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Лекция № 14
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. И.Кант
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3Немецкая классическая философия
[конец XVIII – первая половина XIX вв.
] –
уникальное явление мировой философии
Слайд 4План
1. Основные особенности немецкой классической философии
2. Философия И. Канта
3.
Субъективный идеализм И. Фихте
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга
Слайд 5Выдающиеся немецкие классики:
Иммануил КАНТ
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель
Людвиг Фейербах
Слайд 6Основоположник немецкой классической философии Иммануил КАНТ (1724 – 1804 гг.)
-
немецкий (прусский) философ,
профессор Кенигсберского университета
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.)
критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.)
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
Он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
Слайд 7Главный труд докритического периода
«Всеобщая естественная история и теория неба» (1775)
– главная мысль этой работы о науке оформилась в теорию
– гипотезу Канта – Лапласа – о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности
Слайд 8Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
Солнечная система
возникла из большого первоначального облака в результате его вращения благодаря
движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна
природа находится в постоянном изменении и развитии
движение и покой относительны
все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции
В то же время:
механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину
данной внешней причиной (первоначалом) является Бог
несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника
В основе философских исследований Канта критического периода
лежит проблема познания:
вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
Главные философские произведения критического периода:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
Слайд 10«Критика чистого разума»
Учение о противоречивости разума
Познавательные возможности (способности) человеческого разума
ограничены
Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии
Слайд 11Понятия, характеризующие знания:
апостериорное знание
априорное знание
«вещь в себе»
Апостериорное знание —
то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание
может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени»
«Вещь в себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом
Слайд 12Схема познавательного процесса:
внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы
чувств человека;
органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в
виде ощущений;
человеческое сознание приводит полученные органами чувств ощущения в систему – возникает целостная картина окружающего мира;
целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
реальный мир является «вещью в себе» — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
человеческий разум может лишь познать образы предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Слайд 13Человеческое сознание
(чистый разум) имеет структуру:
формы чувственности;
формы рассудка;
формы
разума.
Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство
и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Слайд 14Учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) -
предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к
которым можно свести все сущее
Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными к л а с с а м и являются:
количество;
качество;
отношение;
модальность (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью)
Сами к а т е г о р и и:
количества - единство, множество, цельность;
качества - реальность, отрицание, ограничение;
отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
Слайд 15«Критика практического разума»
(критика нравственности)
Главные вопросы:
Какой должна быть мораль?
Что есть моральное (нравственное) поведение человека?
Кант приходит к следующим выводам:
ЧИСТАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его КАТЕГОРИЧЕСКИМ ИМПЕРАТИВОМ:
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
Слайд 16Социально-политические взгляды И. Канта
философ считал, что человек наделен изначально злой
природой;
видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании
моральному закону (категорическому императиву);
был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Слайд 17Историческое значение философии Канта
дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение
возникновения Солнечной системы;
выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума
человека (антиномии, «вещи в себе»);
выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
сформулирован категорический императив — моральный закон;
выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Слайд 18Иоганн Готлиб ФИХТЕ (1762 – 1814 гг.), профессор (в последние
годы жизни — ректор) Берлинского университета
внес большой вклад в разработку
концепции субъективного идеализма
ключевой момент философии Фихте – выдвижение «Я-концепции», согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание
Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта.
Слайд 19Главный труд – «Основа общего наукоучения»:
Именно философия должна стать фундаментом
всех наук, «учением о науке»
«Я – жрец истины, Я поступил
к ней на службу и обязался сделать все для нее – дерзать и страдать»
отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разумом внешней реальности;
Слайд 20 единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое
«Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие
и мышление путем помещения бытия внутрь мышления);
считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
само «Я» — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.
Слайд 21«Основа общего наукоучения»:
природа существует не сама по себе, а ради
чего-то другого, а именно для того чтобы создать возможность самореализации
«Я»
деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет ее своими характеристиками
предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности
в конечном счете «Я» осваивает «не –Я», достигает тождества с самим собой
такое тождество является идеалом, к которому стремится человечество
Слайд 22Достижения Фихте:
сознательное применение диалектики как метода построения философской системы
преодоление, хотя
и субъективно-идеалистическим способом, кантовского дуализма «вещи в себе» и явления,
проведение строгого монистического принципа в гносеологии;
обоснование суверенитета, достоинства личности, акцент на деятельной, активной стороне жизни человека, творца социальной реальности, но прежде всего – самого себя
Слайд 23В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего
субъективного идеализма (солипсизма)
на позиции умеренного объективного идеализма — начал
признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.
Слайд 24«Мысли самого себя»,
«будь самим собой»,
«будь тождественным себе»,
а
следовательно, свободным, разумным, бесконечным в развертывании своих возможностей -
таков наказ
оригинального немецкого философа – Иоганна Готлиба Фихте
Слайд 25Фридрих Вильгельм
Йозеф ШЕЛЛИНГ (1775 — 1854 гг.)
видный представитель объективного идеализма немецкой классической философии,
друг, затем оппонент Гегеля.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления.
В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
натурфилософию;
практическую философию;
иррационализм.
Слайд 26В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это
с позиций объективного идеализма.
Суть философии природы Шеллинга в следующем:
природа
есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Слайд 27Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера хода истории
Главной
проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу,
является проблема свободы.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. (Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью).
Философ приходит к следующим выводам:
ход истории случаен, в истории царит произвол;
и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к ИРРАЦИОНАЛИЗМУ — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса
Слайд 28ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник
/ А.Г. Спиркин. –
М., 2007.
2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный
/ В.С. Ермаков. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
3. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
4. Радугин, А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004.
5. Философия: Учебное пособие /Под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону, 2001.
6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.- М., 2005.
7. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П.Сальникова, Г.Н.Хона. – М., 2002.