Слайд 1Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Лекция №17
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Плеханов. Ленин.
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856-1918)
Крупнейший мыслитель 19-20 вв., русский философ-марксист, идеолог
и основатель российской социал-демократии, считал марксизм самой цельной философией
Главные труды:
«К
вопросу о развитии монистического взгляда на историю»;
«О материалистическом понимании истории;
«К вопросу о роли личности в истории».
Слайд 4Теоретическая позиция:
примат теории над практикой;
изложение и популяризация марксистской
философии в контексте всемирной истории философии;
включение марксизма в традицию истории
материализма (французский материализм 18 в. и Фейербах) и истории диалектики (Гегель);
философия - система синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, СИНТЕЗ ПОЗНАННОГО БЫТИЯ;
единственно сущее в мире – МАТЕРИЯ – СУБСТАНЦИЯ (основные атрибуты которой - движение и мышление)
Слайд 5философия Плеханова – «философия объективного»
материя – субстанция имеет объективное существования,
существует вне сознания и служит источником ощущения исходных орудий познания;
принцип
- «все течет, все изменяется» - основной закон всего существующего;
мир не просто изменяется, но изменяется закономерно, поступательно;
законы движения мира – суть законы диалектики;
диалектика есть алгебра прогресса;
главная задача философии – решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту;
не тождество субъекта и объекта, как у Гегеля, не их разорванность, как у Канта, а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма;
в объяснении истории Плеханов исходит из производственных сил, из степени власти человека над природой.
Слайд 6Философские взгляды В. И. Ленина
Владимир Ильич Ленин (1870-1924) –
крупнейший представитель марксизма после Маркса и Энгельса, основатель большевистской партии
и советского государства
Слайд 7Ленин: «Материализм и эмпириокритицизм»:
первичность материи вторичность сознания
познаваемость мира
материалистическая теория
познания – теория отражения, три основных гносеологических вывода:
вещи существуют объективно,
независимо от сознания
между явлением и «вещью в себе» нет принципиальных различий; различия есть между тем, что познано, и тем, что еще не познано;
в познании действительности надо идти отнезнания к знанию, отнеполного, неточного знания к более полному и точному.
Слайд 8Классическое определение материи:
«материя есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
Слайд 9Философские идеи
(«Материализм и эмпириокритицизм»)
открытия
конца XIX - начала XX веков в области физики показали
ограниченность метафизического материализма и подтвердили основные положения диалектического материализма:
первичность материи – вторичность сознания;
философское понятие материи – и естественнонаучные представления о ней;
движение – способ существования материи;
«Пространство и время, - утверждал Мах, - есть упорядоченная система наших ощущений. Получалась явная нелепость – не человек со своими ощущениями существует в пространстве и времени, а, наоборот, пространство и время существуют в человеке, в его ощущениях»;
Слайд 10Философские идеи
(«Материализм и эмпириокритицизм»)
пространство
и время - формы существования материи;
критикует субъективно – идеалистический взгляд
на пространство и время;
положение о познаваемости мира;
диалектика абсолютной и относительной истины;
о роли практики в познании (основа, цель познания, критерий истины);
корни кризиса в естествознании ( V глава): новые открытия – (электрон и др.) обнаружили новые свойства материи;
выход: в сознательном переходе естествоиспытателей на позиции материалистической диалектики;
Слайд 11«Материализм и эмпириокритицизм» (1909)
Диалектический материализм, подобно всякому материализму, рассматривает познание
как процесс отражения человеком объективной действительности, тогда как субъективный идеализм
сторонников эмпириокритицизма и махизма, точно так же как и субъективный идеализм Беркли, не признает познание отражением объективной действительности и рассматривает его как процесс, целиком протекающий внутри сознания. В результате, подчеркивает Ленин, эмпириокритицизм впадает в солипсизм (существую лишь я один) и вступает в противоречие с естествознанием, говорящим о независимом от человека существовании мира.
Диалектика, по Ленину, - это определенная культура мышления, предостерегающая мысль от односторонности, упрощенческой схематизации, догматического окостенения и ориентирующая ее на поиск сложного, противоречивого, изменчивого, скрывающегося за видимой простотой и неподвижностью.
Слайд 12Политическая философия В.И. Ленина
Во-первых, это философия, ориентирующаяся на коренное
переустройство общества, на ликвидацию всякого угнетения, социального неравенства. Ленин был
убежден в необходимости именно радикального переворота и категорически отвергал реформизм.
Во-вторых, это философия революции как средства коренного переустройства. «Великие вопросы в жизни народов решаются только силой». Так же как и Маркс и Энгельс, Ленин рассматривает революцию как следствие прежде всего объективных процессов. Но при этом Ленин вносит в марксистскую теорию немало новых моментов. Социалистическая революция, утверждал Ленин, не обязательно должна произойти в наиболее развитых капиталистических странах, как считали Маркс и Энгельс.
Слайд 13Политическая философия В.И. Ленина
В-третьих, это такая политическая философия, в которой
под политикой понимаются прежде всего действия больших масс людей. «...Когда
открытого политического выступления масс нет, - писал Ленин, - его никакие путчи не заменят и искусственно не вызовут».
В-четвертых, это такая философия, в которой большая роль отводилась субъективному фактору. Критикуя в работе «Что делать?» (1902) теорию «стихийности» так называемых «экономистов», Ленин доказывал, что социалистическое сознание не возникает само собой из экономического положения пролетариата, - оно вырабатывается теоретиками на гораздо более широкой основе и должно вноситься в рабочий класс извне. Ленин разрабатывал и проводил в жизнь теорию партии как передовой, ведущей части класса; показывал роль субъективных моментов в революции, которые не возникают сами собой из объективной революционной ситуации. Все эти положения дали повод одним говорить о важном вкладе его в марксистскую теорию, а другим обвинять его в волюнтаризме.
В-пятых, это такая политическая философия, которая нацелена на коренное изменение (иногда говорят - ликвидацию) самой политики, испокон века строящейся на разделении людей на управляющих и управляемых.