Слайд 1Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философи
и социально-гуманитарных наук
ЛЕКЦИЯ №11
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Фрэнсис Бэкон
Читает кандидат философских наук,
доцент КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3План лекции
Характеристика эпохи Нового Времени: научные достижения, изобретения и открытия
Мировоззрение
человека Нового времени
Особенности философии Нового времени
Философия Фрэнсиса Бэкона
Исаак Ньютон, Томас
Гоббс, Джон Локк
Слайд 4ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ
(ХVII-ХVIIIвв.)
эпоха ранних буржуазных революций
углубление материальной основы культуры
научные открытия и достижения
запрос на опытное знание
выдающиеся достижения в области
математики, естествознания и медицины
лидер естествознания – механика
развиваются гидростатика, оптика, астрономия – в них нуждались: судостроение, судоходство, морская торговля, военное дело
наука становится производительной силой
Слайд 5Научные достижения:
успехи математики: возникновения алгебры, аналитической геометрии
создание дифференциального и интегрального
исчисления (Ньютон и Лейбниц), изобретение логарифмов (Нейпир)
Ньютон формулирует основные законы
классической механики. Открывает закон всемирного тяготения
Гарвей – открытие кровообращения
Декарт и Лейбниц – значительный вклад в развитие механики, физики, математики
Слайд 6Научные достижения
дальнейшее развитие гелиоцентрической системы – Тихо де Браге (1546
– 1601),
Иоган Кеплер (15171 – 1630) – три основных
закона, описывающих движение планет; теория солнечных и лунных затмений; уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем
систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира – Галилео Галилей (1564 – 1642)
Слайд 7Изобретения и открытия:
микроскоп – 1590 г.
телескоп – 1608 г. (Липперсей,
Галилей)
термометр (Галилей)
барометр (Торричелли, ученик Галилея)
воздушный насос
часы (усовершенствовал Галилей)
-бактерии – Левенгук
Слайд 8МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
НОВОГО ВРЕМЕНИ
методологическая роль механики
секуляризация общественной жизни
борьба за веротерпимость
деизм
Слайд 9Основные черты философии:
материалистическая направленность
сильное влияние на философию оказало бурное развитие
естествознания, особенно механики, математических наук
механический материализм, метафизический метод исследования окружающего
мира
концепция «двух истин» – защита независимости научного творчества от религиозного контроля
главная задача философов и естествоиспытателей – увеличение и совершенствование власти человека над природой и в совершенствовании самого человека
главная проблема – разработка общих методов научного познания мира
Слайд 10Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
философ и политический деятель,
родоначальник английского
материализма и эмпиризма,
предложил индуктивный метод научного познания
Слайд 11Главные труды:
«Опыты или наставления нравственные и политические»
«О достоинстве и
приумножении наук»
«Новый Органон наук»
«Новая Атлантида»
Экономический прогресс связывал с
достижениями естественных наук
Слайд 12
научная деятельность – в
его представлении –
сбор и анализ фактов
обоснование новой науки видит в очищении разума ученого от идолов (призраков):
«призраки рода»
«призраки пещеры»
«призраки рынка»
«призраки театра»
Сформулировал важнейшие принципы философии Нового времени:
Слайд 13 индукция (лат. – наведение) – движение познания
от единичного (частного) к общему
идея практической направленности
научных знаний – «Знания – сила»
провозвестник научной технической модернизации, говорил: наука – дело общества, а не одиночек;
наука должна стать социальным институтом с хорошей материальной базой
искусство врачевания связывал с философией, на методы и положения которой опирается медицина
в медицине выделял три раздела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни людей
Слайд 14Исаак Ньютон (1642 – 1727)
Три закона механики и закон всемирного
тяготения – впервые – универсальная математическая концепция архитектуры мироздания.
Материя –
единое целое, организованная система силовых взаимодействий, связанная воедино, т.к. между любыми двумя телами действует взаимная сила притяжения
Слайд 15Исаак Ньютон
многовековые поиски теории единства мира увенчались созданием
учения, которое было сформулировано точно, в количественных терминах
создание (наряду с
Лейбницем) аппарата математического анализа–дифференциального и интегрального исчисления
математический анализ – новый язык описания физических явлений, он в будущем открыл дорогу особому типу физических законов – структурным законам
Ньютонова механика стала для современников и потомков эталоном научного знания
Слайд 16Томас Гоббс (1588 – 1679)
ученик и продолжатель философской традиции Ф.Бэкона
основной
предмет изучения философии и науки – природа и человек
источник
философии – разум
источник религии - авторитет церкви
решительно отвергал теологическую
схоластическую философию
цель философии – достижение практических результатов в деятельности человека, способствование научно-техническому прогрессу
сторонник эмпиризма
критиковал рационалистическую философию Декарта;
убежденный материалист
считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства
разработал теорию государства
первым выдвинул идею: в основе возникновения государства лежал общественный совместный
договор
Слайд 18Джон Локк (1632 – 1704)
основные положения философии:
мир материалистичен
в основе познания
может лежать только опыт
(«нет ничего в мыслях
(разуме) человека, чего до этого не было в чувствах)»
Слайд 19Джон Локк
сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется
опытом – «чистая доска (tabula rasa)»:
идеал государства –
государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую)
Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга
Слайд 20Литература
Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Спиркин А.Г. Философия. – М.,
2002.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.