Разделы презентаций


Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника Лекция № 13 для студентов 1

Содержание

Аналитико-синтетическая способность корковых нейронов;Физиология памяти;Физиология целенаправленного поведения ;Физиология потребностей и мотиваций. План лекции:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника
Лекция № 13
для студентов

1 курса
специальности 030401 – Клиническая психология

Доц. кафедры физиологии

им. проф. А.Т. Пшоника,
к.м.н. Толмачёва Т.В.
Красноярск 2012 г.

Физиология ВНД
Физиология памяти и целенаправленного поведения

Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника Лекция № 13для студентов 1 курса специальности 030401 – Клиническая психология

Слайд 2
Аналитико-синтетическая способность корковых нейронов;
Физиология памяти;
Физиология целенаправленного поведения ;
Физиология потребностей и

мотиваций.
План лекции:

Аналитико-синтетическая способность корковых нейронов;Физиология памяти;Физиология целенаправленного поведения ;Физиология потребностей и мотиваций. План лекции:

Слайд 3Аналитико-синтетическая способность корковых нейронов
Анализ – это дифференцировка, т.е. различение сигналов.


Синтез – это объединение сигналов и формирование целостного восприятия их

группы. Образование любого положительного условного рефлекса является результатом синтетической деятельности нейронов.
Динамический стереотип (греч. dynamikos сильный, подвижный + stereos твёрдый + typos отпечаток) - понятие в 1932 г. ввёл великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936).
– это цепь условно-рефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности. После его закрепления, окончание одного рефлекса запускает следующий и т.д.
Аналитико-синтетическая способность корковых нейроновАнализ – это дифференцировка, т.е. различение сигналов. Синтез – это объединение сигналов и формирование

Слайд 4Физиология памяти

Физиология памяти

Слайд 5Память
- свойство живых систем, в частности, центральной нервной системы, воспринимать,

фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей.

Память- свойство живых систем, в частности, центральной нервной системы, воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих

Слайд 6Генетическая память – это память о структурно-функциональной организации живой системы

как представитель определенного вида. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты

ДНК и РНК. Генетическая память присуща всем живым организмам, включая и одноклеточных, и человека.

Иммунологическая память – это способность иммунной системы осуществлять, распознавать и уничтожать генетически чуждые тела или вещества. Она тесно связана с генетической памятью.

Неврологическая или нервная память - это совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма на основе сохранения и воспроизведения необходимой для этого информации.
Генотипическая (врожденная) - обеспечивает становление безусловных рефлексов;
Фенотипическая (приобретенную) - составляет основу индивидуального опыта, формируемого в процессе научения.
Генетическая память – это память о структурно-функциональной организации живой системы как представитель определенного вида. Носителями генетической памяти

Слайд 7Энграммы
- физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах,

которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые

организмом рефлекторные реакции (формирование нервного импульса, циркуляция его, изменение постсинаптичеких мембран, формирование белкового субстрата «носителя» информации).
Энграммы - физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное

Слайд 8Процессы памяти
Запоминание
Сохранение и консолидация
Воспроизведение
Забывание

Процессы памяти Запоминание Сохранение и консолидацияВоспроизведение Забывание

Слайд 9Запоминание
- это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего

ее сохранения.
Качество запоминания зависит от многих факторов:
от особенностей

запоминаемого материала (его объема, логичности, интересности и др.),
характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки,
навыков и умений деятельности и др.)
особенностей личности запоминающего (мотивов, установок, характера и др.).
Экспериментально установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середина ("Закон края"). В исследованиях Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенные действия (см. Эффект Зейгарник).
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих

Слайд 10Сохранение
- процесс переработки и удержания информации
Сохранение информации в памяти

связано с биохимическими или морфологическими изменениями в структурах головного мозга

Сохранение - процесс переработки и удержания информацииСохранение информации в памяти связано с биохимическими или морфологическими изменениями в

Слайд 11Воспроизведение
процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. В процессе воспроизведения

происходит восстановление первоначальной информации, основанное только на частичном припоминании основного

материала, путем реконструкции прошлого опыта.

Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдется нужная. Это происходит за доли секунды.
Для извлечения информации из долговременной памяти необходимо найти "ключ" к кодированию (песня, запись, место и т.д.).
Уровни извлечения информации:
-узнавание (при повторном восприятии). Знакомые объекты узнаются быстрее;
- воспоминание (при отсутствии объекта);
- припоминание (активная форма воспроизведения, требующая усилий).

Воспроизведение процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восстановление первоначальной информации, основанное только на

Слайд 12Особенности воспроизведения:
осуществляется на основе той информационной структуры, в которой запоминалось

(преподаватель сразу может определить, по какому учебнику студент готовился к

занятиям);
воспроизводится меньше, чем сохраняется (наводящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужную информацию;
воспроизведение субъективно (иногда студенту кажется, что он материал правильно запомнил, а на самом деле он может ошибаться);
воспроизведение улучшается на 2-3-й день;
воспроизведение может быть очень точным.
Особенности воспроизведения:осуществляется на основе той информационной структуры, в которой запоминалось (преподаватель сразу может определить, по какому учебнику

Слайд 13Особенности воспроизведения

Особенности воспроизведения

Слайд 14Забывание
процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее запечатленной информации.
Этот

процесс выполняет защитную функцию, дает памяти отдых. Забывание происходит по

"закону гиперболы" (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше забывается.

кривая забывания и влияние
повторения

кривая забывания Эббингауза

Забывание процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее запечатленной информации. Этот процесс выполняет защитную функцию, дает памяти отдых.

Слайд 15Схема поступления информации из сенсорной памяти во вторичную

Схема поступления информации из сенсорной памяти во вторичную

Слайд 18Классификация памяти
1) в зависимости от условий, при которых происходит накопление

информации:

Классификация памяти1) в зависимости от условий, при которых происходит накопление информации:

Слайд 192) По продолжительности:
Классификация памяти
Иконическая (сенсорная) память - до 500 мс;
Ближайшая

память (секунды);
Кратковременная память - до 10 мин;
Долговременная память - часы,

дни и более;
2) По продолжительности:Классификация памятиИконическая (сенсорная) память - до 500 мс;Ближайшая память (секунды);Кратковременная память - до 10 мин;Долговременная

Слайд 202) По видам чувствительности:
Классификация памяти
Зрительная;
Слуховая;
Обонятельная;
Осязательная и др.

2) По видам чувствительности:Классификация памятиЗрительная;Слуховая; Обонятельная;Осязательная и др.

Слайд 21История изучения памяти
Парменид
Память - организованная смесь света и

тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал,

что если эти состояния не «смешивать», то память будет прекрасной.

Диоген
Память представляет собой процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в туловище. Забывание – это изменение этого распределения.

История изучения памяти Парменид Память - организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат

Слайд 22История изучения памяти
Платон
(V – IV вв. до н.э.)
Гипотеза

«восковой доски»
«…Память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором

отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Отпечатки сохраняются до тех пор, пока время не сотрет их, и поверхность вновь не станет чистой…»
Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.
История изучения памяти Платон(V – IV вв. до н.э.) Гипотеза «восковой доски»«…Память запечатлевает опыт, так же как

Слайд 23Гален (129—201)
История изучения памяти
Память и психические процессы есть проявление

действия «животных» жидкостей. Эти жидкости вырабатываются в мозге, именно там

локализуется память.
Воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.
Гален (129—201)История изучения памяти Память и психические процессы есть проявление действия «животных» жидкостей. Эти жидкости вырабатываются в

Слайд 24Йиржи Прохазка
1749-1820
«Подобная локализация возможна, но у нас недостаточно знаний

в настоящий момент, чтобы осуществить ее».
История изучения памяти
Дэвид

Гартли
(1705-1757)
Основоположник вибрационной гипотезы памяти.
«… В мозге существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими было до этого…»

Г. Эббингаус
(1859-1909)

Йиржи Прохазка 1749-1820«Подобная локализация возможна, но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее». История

Слайд 25История изучения памяти
Уайлдер Грейвс Пенфилд
(1891-1976)

История изучения памяти Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891-1976)

Слайд 26Основные теории памяти
Дональд Хебб
(1904 – 1985)
«Внешний стимул сразу приводит к

образованию лабильного следа памяти в мозге, который вскоре исчезает.
Переход

информации в долговременную память связан со стабильными структурно-функциональными изменениями в нейронах…»
Основные теории памятиДональд Хебб(1904 – 1985)«Внешний стимул сразу приводит к образованию лабильного следа памяти в мозге, который

Слайд 27Основные теории памяти
Теория реверберации или теория циркуляции импульсов по замкнутым

нейронным объединениям (Лоренте де Но, И.С. Беритов)

Основные теории памятиТеория реверберации или теория циркуляции импульсов по замкнутым нейронным объединениям (Лоренте де Но, И.С. Беритов)

Слайд 28Основные теории памяти
Медиаторная теория
Глиальная теория
Генетическая теория
Сущность генетической теории

Хидена заключается в том, что под влиянием электрического поля, создаваемого

серией импульсов, информация кодируется и записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы белка (РНК). При этом каждый сигнал фиксируется в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК, которая становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном рисунке.
Основные теории памятиМедиаторная теория Глиальная теория Генетическая теорияСущность генетической теории Хидена заключается в том, что под влиянием

Слайд 29Гипотетические механизмы кратковременной и долговременной памяти

Гипотетические механизмы кратковременной и долговременной памяти

Слайд 30Молекула РНК, являясь носителем информации в центральной нервной системе, способна

передавать память на конкретные события.
Опыты Мак-Коннелла на планариях по

"переносу памяти"
Молекула РНК, являясь носителем информации в центральной нервной системе, способна передавать память на конкретные события. Опыты Мак-Коннелла

Слайд 31Вещества, обладающие свойством носителя памяти
Скотофофин, белок С-100, амелетин, фосфодипсин,

белок 14-3-2, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК, многие нейропептиды,

медиаторы и др.

Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию. Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации. Гамма-аминомаслянная кислота и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации.

Вещества, обладающие свойством носителя памяти Скотофофин, белок С-100, амелетин, фосфодипсин, белок 14-3-2, NS-1, NS-2, а также РНК,

Слайд 32Мозговые структуры памяти
Процессы памяти связывают с лобной, височной и

париетальной корой, мозжечком, базальными ганглиями, миндалиной, гиппокампом, неспецифической системой мозга.
Почти

все корковые и подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании, т.е. следы памяти не накапливаются в одной четко определенной его области.
Различные процессы памяти требуют неодинаковых мозговых структур, и каждый процесс затрагивает лишь строго определенную популяцию нейронов, не влияя на соседние нервные клетки.
Мозговые структуры памяти Процессы памяти связывают с лобной, височной и париетальной корой, мозжечком, базальными ганглиями, миндалиной, гиппокампом,

Слайд 33Успешность памяти зависит:
от степени завершенности действий запоминания;
от интересов и склонностей

личности;
от отношения личности к той или иной деятельности;
от эмоционального

настроя;
от волевого усилия.
Успешность памяти зависит:от степени завершенности действий запоминания;от интересов и склонностей личности;от отношения личности к той или иной

Слайд 34Цитата
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было

бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно

исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков…»

С.Л. Рубинштейн
Цитата	«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере

Слайд 35ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 36Общий план организации двигательной системы

Общий план организации двигательной системы

Слайд 37Категории двигательных актов
1. Рефлекторные движения
2. Запрограммированные (автоматические) движения
3) Принятие и

поддержание позы
4) Целенаправленные движения
5) Произвольные и непроизвольные

Категории двигательных актов1. Рефлекторные движения2. Запрограммированные (автоматические) движения3) Принятие и поддержание позы 4) Целенаправленные движения5) Произвольные и

Слайд 38Виды целенаправленного действия
1. Контактное: влияние уже началось, цель действия –

продлить или ослабить его действие
2. Дистантное:

- направленное на овладение полезным объектом
- направленное на избегание опасности
- устранение факторов, препятствующих
удовлетворению потребности (борьба)
Виды целенаправленного действия1. Контактное: влияние уже началось, цель действия – продлить или ослабить его действие 2. Дистантное:

Слайд 39ПОВЕДЕНИЕ:
1) адаптивная, приспособительная
реакция организма
2) то,

что животное или человек делает
3) координированная мышечная

деятельность

ПОВЕДЕНИЕ:1) адаптивная, приспособительная     реакция организма2) то, что животное или человек делает3) координированная мышечная

Слайд 40Элементы целенаправленного поведения
1. ЦП - поведение, направленное на удовлетворение мотивации
2)

ЦД – совокупность способов для достижения цели этап и элемент

ЦП
3) ЦА – (целенаправленный акт) - минимальный квант поведения, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели
Элементы целенаправленного поведения1. ЦП - поведение, направленное на удовлетворение мотивации2) ЦД – совокупность способов для достижения цели

Слайд 41По Судакову:


ЖИЗНЬ = ∑ ЦП = ∑ ЦД = ∑

ЦА

По Судакову:ЖИЗНЬ = ∑ ЦП = ∑ ЦД = ∑ ЦА

Слайд 42Механизмы организации движения

Механизмы организации движения

Слайд 44Потребности, их детерминация, классификация и возможности исследования

Потребности, их детерминация, классификация и возможности исследования

Слайд 45Потребности
Врожденные механизмы
Приобретенные механизмы
Поведение
Несомненно, что существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается

в росте и усложнении центральной нервной системы организма и в

освоении им среды обитания в пространственно-временных масштабах.
Движущей силой этого процесса являются ПОТРЕБНОСТИ.
ПотребностиВрожденные механизмыПриобретенные механизмыПоведениеНесомненно, что существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной нервной системы

Слайд 46Потребность
– это понятие, обозначающее детерминанты психического состояния индивида, отражающие испытываемую

им нужду в объектах, необходимых для его существования и развития,

и выступающие источником его активности;
– избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире.
Потребность– это понятие, обозначающее детерминанты психического состояния индивида, отражающие испытываемую им нужду в объектах, необходимых для его

Слайд 47Причины возникновения потребностей
– возникновение определенных изменений во внутренней среде

организма
Осмотическое давление
Температура тела
Концентрация глюкозы
Жажда
Голод
Холод

Причины возникновения потребностей – возникновение определенных изменений во внутренней среде организма Осмотическое давлениеТемпература телаКонцентрация глюкозыЖаждаГолодХолод

Слайд 48Классификация потребностей
Биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и

вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение;
Зоосоциальные потребности

реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения;
Идеальные потребности создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении (потребность преодоления, потребность в компетенции).
Классификация потребностей Биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное

Слайд 49Социальные потребности человека
включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и

занимать в ней определенное место в соответствии с субъективными представлениями

субъекта об иерархии данной группы ( потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит).
Социальные потребности человекавключают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии

Слайд 50Идеальные потребности человека
- потребности познания окружающего мира и своего места

в нем, познание смысла и назначения своего существования. Их основу

составляет потребность в новой информации, которая уже у животных обнаруживает себя в ориентировочно-исследовательском поведении; Детерминанты ориентировочно-исследовательского поведения:
Дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, способных изменить его активность;
Недостаток, неопределенность полученной информации (направленная любознательность). Ее цель – получить недостающие, уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность.
Идеальные потребности человека- потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего

Слайд 51Витальные, социальные, идеальные потребности
П.В.Симонов
Потребности сохранения
(удовлетворяются в пределах норм)
Потребности развития
(их

удовлетворение превышает пределы нормы)

Витальные, социальные, идеальные потребностиП.В.СимоновПотребности сохранения(удовлетворяются в пределах норм) Потребности развития(их удовлетворение превышает пределы нормы)

Слайд 52Классификация потребностей по Маслоу

Классификация потребностей по Маслоу

Слайд 53Потребности и воспитание

Потребности и воспитание

Слайд 54Сенсорная депривация
продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных

впечатлений.
Психическая депривация
- это психическое состояние, возникшее в результате

таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Сенсорная депривация продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Психическая депривация - это психическое состояние,

Слайд 55Сенсорная депривация

Сенсорная депривация

Слайд 56Мотивация, функциональная структура и физиологическая модель. Общие свойства различных видов

мотивации.

Мотивация, функциональная структура и физиологическая модель. Общие свойства различных видов мотивации.

Слайд 57Мотивация
(от англ. motive – то, что вызывает движение) активное состояние

мозговых структур, побуждающее человека и животных совершать наследственно закрепленные или

приобретенные опытом действия для удовлетворения индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению (Симонов П.В., 1987).

центральные процессы, направляющие деятельность организма на поиск удовлетворения или избегания неблагоприятных ситуаций (Общий курс физиологии человека и животных. Учебник под ред. АД. Ноздрачева, 1991).

первичные изменения во внутренней среде эмоционально окрашенного состояния организма, характеризующиеся избирательными активирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отде­лы и направляющие поведение животного или человека на удовлет­ворение исходной потребности (Судаков К.В., 1971).

- эмоционально окрашенное стремление животных к удовлетворению витальных потребностей (Судаков К.В., 1990).

Мотивация(от англ. motive – то, что вызывает движение) активное состояние мозговых структур, побуждающее человека и животных совершать

Слайд 58Теории мотиваций:
Периферическая теория (В. Кеннон (1332), Д. Хебба (1949))

– формирование мотиваций под влиянием импульсов от периферических органов;
Гуморальная теория

(И.П. Павлов) – формирование мотиваций под влиянием гуморальных факторов;
Теории мотиваций: Периферическая теория (В. Кеннон (1332), Д. Хебба (1949)) – формирование мотиваций под влиянием импульсов от

Слайд 59Теории мотиваций:
Нервная теория (Стеллер И., 1954; Ананд Б.К., 1951-1954;

Мак-Лин П., 1970; Судаков К.В., 1966,1971 и др.) – возникновение

мотиваций связано с деятельностью специальных мотивациогенных гипоталамических, лимбических центров и структур ретикулярной формации головного мозга.
Теории мотиваций: Нервная теория (Стеллер И., 1954; Ананд Б.К., 1951-1954; Мак-Лин П., 1970; Судаков К.В., 1966,1971 и

Слайд 60Фазы мотивации:
1) фаза детекции специфического состояния, выражающего появление определенного

дефицита во внутренней среде, то есть возникновение потребности;
2) фаза запуска

и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех объектов, которые способны удовлетворить данную потребность.
Фазы мотивации: 1) фаза детекции специфического состояния, выражающего появление определенного дефицита во внутренней среде, то есть возникновение

Слайд 611. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы.
2. Повышается

тонус симпатоадреналовой системы, выражающийся в росте частоты сокращений сердца, артериального

давления, расширения сосудов скелетных мышц, что обеспечивает увеличение притока питательных веществ и кислорода к ним.
3. Наблюдается активация сенсорных систем. Усиление ориентировочных реакций, десинхронизация в ЭЭГ как отражение усиления активирующих влияний – все это позволяет организму с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде. Далее наблюдается возрастание поисковой активности, которая носит целенаправленный характер.
4. Воспоминание предыдущего опыта, что необходимо для реализации поискового целенаправленного поведения и достижения результата.
5. Возникновение эмоций, как правило, отрицательных стенических, мобилизующих ресурсы организма; реже – отрицательных астенических или положительных, обычно при стремлении к творчеству, проявлению любознательности.

Общие свойства
различных видов мотивации

1. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы.2. Повышается тонус симпатоадреналовой системы, выражающийся в росте частоты

Слайд 62Доминирующая мотивация
– это мотивационное возбуждение, которое реализуется в поведении

в настоящий момент.
В каждый данный момент времени деятельность организма

определяется доминирующей в плане выживания и адаптации мотивацией.
После завершения одного мотивированного поведения организмом завладевает следующая ведущая по социальной и биологической значимости мотивация.
Доминирующая мотивация – это мотивационное возбуждение, которое реализуется в поведении в настоящий момент. В каждый данный момент

Слайд 63Мотивация
Биологические мотивации
особые биологические состояния структур ЦНС, обусловленные неудовлетворенностью требований

opганизма, необходимое для его нормальной жизнедеятельности и направленные на устранение

этой неудовлетворенности (Сл. физиолог. терминов, 1987).
Носят врожденный характер, формируются на основании наследственных механизмов.

Социальные мотивации
связаны с принадлежностью к социальной группе (общности) занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.
Формируются на основе взаимодействия организма с окружающей средой, т.е. они носят приобретенный характер.

Как социальные, так и биологические мотивации лежат в основе целенаправленной деятельности человека, которая направлена на удовлетворение потребности и которая обеспечивает ликвидацию мотивационного возбуждения.

МотивацияБиологические мотивации особые биологические состояния структур ЦНС, обусловленные неудовлетворенностью требований opганизма, необходимое для его нормальной жизнедеятельности и

Слайд 64Методы изучения мотиваций и их оценка
Описательная методика, которая широко

применяется психологами, этологами при исследовании различного рода целенаправленного поведения человека

и животных.
Условно-рефлекторная методика с применением различных внешних агентов, выполняющих функции сигналов (инструментальный, ситуационный условный рефлекс и др.).
Методика электрического раздражения подкорковых мозговых структур (гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации и др.).
Регистрация ЭЭГ коры и подкорковых образований, а также изучение электрической активности отдельных нейронов различных структур головного мозга у животного в свободном поведении.
Введение гормонов и других биологически активных веществ (олигопептидов, нейромедиаторов и др.).

Опыт с самораздражением Олдса

Методы изучения мотиваций и их оценка Описательная методика, которая широко применяется психологами, этологами при исследовании различного рода

Слайд 65М - доминирующая мотивация; П - память; ОА - обстановочная

афферентация; ПА - пусковая афферентация; ПР - принятие решения; ПД

- программа действия; АРД - акцептор результатов действия; ЭВ - эфферентное возбуждение; Д - действие; Рез. - результат, Пар. рез. - параметры результата; О. афф. - обратная афферентация

Схема целенаправленного поведенческого акта
(по П.К.Анохину, 1968)

Принятие решения

Эфферентный синтез

М - доминирующая мотивация; П - память; ОА - обстановочная афферентация; ПА - пусковая афферентация; ПР -

Слайд 66Схема целенаправленного поведенческого акта
(по П.К.Анохину, 1968)

Схема целенаправленного поведенческого акта (по П.К.Анохину, 1968)

Слайд 67Участие мозговых структур в организации ЦП
Гипоталамус – пейсмекер мотивации
Лимбические структуры

мозга – осуществляют активный перебор информации для прогноза достижения цели


Кора больших полушарий:
- лобные доли - организуют целенаправленное поведение и контролируют ход выполнения программы действия
- височные, теменные зоны – обеспечивают мобилизацию ранее накопленного опыта для формирования программы действия
Участие мозговых структур в организации ЦПГипоталамус – пейсмекер мотивацииЛимбические структуры мозга – осуществляют активный перебор информации для

Слайд 68Патологические мотивации
искусственно создаваемые влечения: наркомания, алкоголизм, курение и т.д.,


усиление (булимия, гиперсексуальность, полидипсия и др.);
ослабление мотиваций (афагия, импотенция, адипсия

и др.).
Эти искусственно создаваемые влечения, как и расстройство какой-либо мотивации ведут к формированию психопатологической личности.
Патологические мотивации искусственно создаваемые влечения: наркомания, алкоголизм, курение и т.д., усиление (булимия, гиперсексуальность, полидипсия и др.);ослабление мотиваций

Слайд 70Разумных мотиваций!
Благодарю за внимание!

Разумных мотиваций!Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика