Слайд 1“Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка
учащихся к ГИА
(ЕГЭ)”
Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов
Слайд 2СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ традиционного экзамена и ГИА (ЕГЭ)
Слайд 5Возможность исправить ошибку
Слайд 7Когда можно узнать результаты?
Слайд 9Как происходит фиксация результатов?
Слайд 10Наиболее значимые психологические качества, которые требуются в процессе сдачи ГИА
(ЕГЭ)
Слайд 11Познавательный компонент:
Знания по предмету и общеучебные навыки.
Высокая мобильность, переключаемость (способность
быстро перестраиваться с одного задания на другое).
Высокий уровень организации деятельности
(организованность).
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности (внимательность).
Четкость и структурированность мышления (логическое мышление).
Сформированность внутреннего плана действий.
Слайд 12Личностный компонент:
Наличие значимых целей экзамена, высокий уровень учебной мотивации.
Наличие собственного
адекватного мнения о ЕГЭ.
Адекватная самооценка – умение адекватно оценивать свои
знания, умения, способности.
Самостоятельность мышления и действий, способность к самоопределению.
Оптимальный уровень тревоги (отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации).
Слайд 13Процессуальный компонент:
Знакомство с процедурой экзамена.
Навыки работы с тестовыми материалами.
Умение устанавливать
контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.
Владение способами управления
своим состоянием (саморегуляция, релаксация).
Слайд 14Стратегия подготовки к экзаменам.
С чего начать?
Слайд 15Стратегия подготовки к экзаменам
1. Сначала подготовь место для занятий:
Можно ввести
в интерьер комнаты желтый или фиолетовый цвета, поскольку они повышают
интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно картинки или предмета в таких тонах.
Слайд 16Стратегия подготовки к экзаменам
2. Составь план подготовки.
Для начала хорошо
определить, кто ты – «СОВА» или «ЖАВОРОНОК», И в зависимости
от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Слайд 17Стратегия подготовки к экзаменам
Учти, что продуктивность запоминания меняется в течение
дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12
часами. Затем продуктивность запоминания постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
Слайд 18Стратегия подготовки к экзаменам
3. Начни с самого трудного – с
того раздела, который знаешь меньше всего.
Но если трудно «раскачаться»,
можно начать с того материала, который тебе больше интересен и приятен, который ты лучше всего знаешь. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.
Слайд 19Стратегия подготовки к экзаменам
4. Чередуй занятия и отдых.
40 минут занятий,
затем 10 минут – перерыв.
5. Не надо стремиться к тому,
чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
Полезно повторять материал по темам, разделам и т.д. Также полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.
Слайд 20Стратегия подготовки к экзаменам
6. Выполняй как можно больше различных опубликованных
тестов по предмету, который ты будешь сдавать в форме ЕГЭ.
7.
Тренируйся с часами в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем должно уходить по 2 минуты на задание).
Слайд 21Стратегия подготовки к экзаменам
8. Готовясь к экзаменам, никогда не думай
о том, что не справишься, а напротив, мысленно рисуй себе
картину триумфа.
9. Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все темы (разделы) с помощью планов, еще раз останавливаясь подробнее на самых трудных вопросах.
Слайд 23Если ты визуал:
Основное количество информации представители этого типа получают
через зрение. При подготовке к экзаменам тебе могут помочь всевозможные
таблицы и графики или сделанный тобой конспект билета. Ты можешь неплохо заниматься самостоятельно с учебником поскольку легко запоминаешь информацию «с листа», тебе достаточно прочитать ее несколько раз. Главное разложи «по полочкам» запоминаемую информацию и сделай подробный план билета. Читая текст рисуй в своем воображении картинки, поясняющие сказанное или прочитанное, именно они помогут тебе на экзамене вспомнить суть вопроса.
Слайд 24Если ты аудиал:
Представители этого типа самые благодарные слушатели уроков.
Ты хорошо усваиваешь информацию на слух, поэтому тебе бывает легко
сразу же после урока воспроизвести прослушанный материал. Для того чтобы лучше подготовиться к экзаменам попроси кого-нибудь из родственников или знакомых помочь тебе. Пусть они несколько раз прочитают тебе параграфы учебника, а ты старайся запомнить всю услышанную информацию. Если же тебе приходится заниматься самостоятельно, прочитай все билеты вслух одновременно записывая их на диктофон. При подготовке к экзаменам прослушивай несколько раз записанную тобой информацию.
Слайд 25Если ты кинестетик:
Учебную информацию ты предпочитаешь пропустить через себя:
для тебя эффективнее один раз попробовать нечто сделать самому, чем
много раз смотреть, как делают другие или слушать об этом. Запоминание материала лучше всего происходит записывая. При подготовке к экзамену старайся чертить общую схему того, что нужно запомнить: обводи важную информацию в рамки, рисуй на полях. Можешь ходить по комнате, чтобы ритм движения совпадал с ритмом заучиваемого текста. А еще люди твоего типа подвержена перемене настроения — тебе бесполезно что-то начинать учить, если чувствуешь, что день не задался.
Слайд 26Смешанные типы:
Визуал-аудиал: читаешь и одновременно прослушиваешь текст учебника записанный
на диктофон.
Визуал-кинестетик: читаешь и одновеменно конспектируешь текст учебника, выделяешь в
рамки главные мысли.
Аудиал-кинестетик: прослушиваешь текст учебника записанный на диктофон и одновременно конспектируешь его.
Слайд 27КАКИЕ ЖЕ ПРОДУКТЫ ПОЛЕЗНЕЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ?
Улучшить память :
Морковь
Ананас
Авакадо
Сконцентрировать внимание:
Креветки
Репчатый лук
Орехи
Достичь
творческого озарения:
Инжир
Тмин
Слайд 28Успешно грызть гранит науки:
Капуста
Лимон
Черника
Для души, для счастья:
Паприка
Клубника
Бананы
Не забывайте часто пить.
Не
пытайтесь учиться, пока вы обедаете или перекусываете
Питаться во время подготовки
к экзаменам диетологи советуют не реже четырех раз в день, но порции должны только утолять голод, а не пересыщать.
Слайд 29 Приметы, часто дают положительный психологический настрой и дополнительную уверенность.
В
ночь перед экзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку. Считается,
что так материал запоминается ночью, пока спишь.
Перед экзаменом завязывать шнурок на запястье "на счастье" "Узелок на память"
Класть в туфлю под пятку пятикопеечную монету.
Непосредственно перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку.
Слайд 30Стратегия деятельности на экзамене
Как вести себя во время тестирования?
Слайд 31Стратегия деятельности на экзамене
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат
необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать
номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!!!
Слайд 32Стратегия деятельности на экзамене
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай
с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ
в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
Слайд 33Стратегия деятельности на экзамене
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты
прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть
про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Слайд 34Стратегия деятельности на экзамене
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны
влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ,
перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Слайд 35Стратегия деятельности на экзамене
Читай задание до конца! Спешка не должна
приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по
первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Слайд 36Стратегия деятельности на экзамене
Начни с легкого! Начни отвечать на те
вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на
тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Слайд 37Стратегия деятельности на экзамене
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные
задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми
ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Слайд 38Стратегия деятельности на экзамене
Думай только о текущем задании! Когда ты
видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как
правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.
Слайд 39Стратегия деятельности на экзамене
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если
не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те,
которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).
Слайд 40Стратегия деятельности на экзамене
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы
за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким
(доступным для тебя) заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Слайд 41Стратегия деятельности на экзамене
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей
работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы
и заметить явные ошибки.
Слайд 42Стратегия деятельности на экзамене
Угадывай! Если ты не уверен в выборе
ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции
следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Слайд 43Стратегия деятельности на экзамене
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но
помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что
количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.