Разделы презентаций


Как одевались наши предки

Содержание

Архаизмы и историзмыАрхаизмы и историзмы образуют пассивный запас лексики.Архаизмы (от греч., archáios – древний) – слова и выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными лексическими единицами (напр., выя – «шея», глад –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Архаизмы и историзмы в наименованиях предметов одежды в русской художественной

литературе XIX – начала XX вв.

Архаизмы и историзмы  в наименованиях предметов одежды  в русской художественной литературе XIX – начала XX

Слайд 2Архаизмы и историзмы
Архаизмы и историзмы образуют пассивный запас лексики.
Архаизмы (от

греч., archáios – древний) – слова и выражения, вытесненные из

активного употребления синонимичными лексическими единицами (напр., выя – «шея», глад – «голод», скорбный лист – «история болезни»)
Историзмы – слова и выражения, вышедшие из активного употребления в связи с тем, что исчезли или стали неактуальными обозначаемые понятия (напр., армяк, бонна, нэпман, коллежский асессор).
Архаизмы, в отличие от историзмов, являются устаревшими названиями существующих реалий и явлений действительности.
Архаизмы и историзмыАрхаизмы и историзмы образуют пассивный запас лексики.Архаизмы (от греч., archáios – древний) – слова и

Слайд 3Цели и задачи
Выявить пласт устаревшей русской лексики.
Определить более или менее

объективную картину лексических знаний современной молодежи в исследуемой области лексики.


Выяснить (по толковым словарям и этнографическим материалам) значения устаревших слов.
Найти наименования предметов простонародной одежды в произведениях художественной литературы XIX – начала XX веков
Объединить эти слова в тематические и лексико-семантические группы.


Цели и задачиВыявить пласт устаревшей русской лексики.Определить более или менее объективную картину лексических знаний современной молодежи в

Слайд 4Опрос (Выявление картины лексических знаний устаревших предметов одежды среди современной молодежи)
Список

слов
азям, армяк, башлык, бекеша, ермолка, зипун, картуз, понева, повойник, редингот,

салоп, сермяга, сибирка, чуйка, шушун
Результаты опроса
лишь 12 человек из 76 опрошенных смогли в самых общих чертах определить значение таких слов, как армяк, зипун, картуз, повойник
5 человек вспомнили значение слов понева, сибирка, шушун
остальные опрошенные затруднились ответить

Опрос (Выявление картины лексических знаний устаревших предметов одежды среди современной молодежи)Список словазям, армяк, башлык, бекеша, ермолка, зипун,

Слайд 5Наименования предметов одежды в произведениях русских классиков
Темный армяк носил тургеневский

«Касьян с Красивой Мечи».
Стихотворение Некрасова «Влас» начинается так: «В

армяке с открытым воротом, /C обнаженной головой, /Медленно проходил городом /Дядя Влас – старик седой».
А вот как выглядят некрасовские мужички, дожидающиеся «у парадного подъезда»: «Загорелые лица и руки, /Армячишко худой на плечах, /По котомке на спинах согнутых, /Крест на шее и кровь на ногах…».
Тургеневский Герасим, выполняя волю барыни, «накрыл Му-Му своим тяжелым армяком».
Наименования предметов одежды в произведениях русских классиковТемный армяк носил тургеневский «Касьян с Красивой Мечи». Стихотворение Некрасова «Влас»

Слайд 6Архалук
В архалуках фигурируют гоголевский Ноздрев, его слуга Порфирий (вероятно,

донашивал хозяйский).
Тургеневские помещики – Каратаев, Чертопханов, Петушков. Чертопханов одет «был

в желтый, истасканный архалук с черными плисовыми патронами на груди и полинялыми серебряными галунами по всем швам».
Архалук В архалуках фигурируют гоголевский Ноздрев, его слуга Порфирий (вероятно, донашивал хозяйский).Тургеневские помещики – Каратаев, Чертопханов, Петушков.

Слайд 7Бекеша
Длинную бекешу носил отец Николеньки Иртеньева в «Детстве» Толстого,

«синие бекеши с бобровыми воротниками» - мальчики в той же

повести.
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» начинается со своего рода гимна бекеше, которую носил один из героев: «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки!..»
Бекеша Длинную бекешу носил отец Николеньки Иртеньева в «Детстве» Толстого, «синие бекеши с бобровыми воротниками» - мальчики

Слайд 8Бурнус
Пульхерия Андреевна в комедии Островского «Старый друг лучше новых двух»

говорит: «Ведь уж все нынче носят бурнусы, уже все; кто

же нынче не носит бурнусов?»
БурнусПульхерия Андреевна в комедии Островского «Старый друг лучше новых двух» говорит: «Ведь уж все нынче носят бурнусы,

Слайд 9Венгерка
Темно-синюю венгерку носит зять Ноздрева Мижуев в «Мертвых душах».


Новую венгерку «со снурками» надевает, приехав из армии в отпуск

в Москву, Николай Ростов в «Войне и мире».
На старичке Егоре Капитоныче в рассказе Тургенева «Затишье» «была серая венгерка с черными шнурками и стоячим воротником».
Венгерка Темно-синюю венгерку носит зять Ноздрева Мижуев в «Мертвых душах». Новую венгерку «со снурками» надевает, приехав из

Слайд 10Визитка
Молодые герои Чехова, нанося визиты, часто облачались в визитки.
Девицу

Налимову одели в трико и коротенькую визитку, слегка тронули лицо

сажей, вооружили железным листом и выпустили на сцену в роли кузнеца Клеона. (Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы).
Визитка Молодые герои Чехова, нанося визиты, часто облачались в визитки.Девицу Налимову одели в трико и коротенькую визитку,

Слайд 11Душегрея (душегрейка)
В «Капитанской дочке» душегрейка – на комендантше, матери Маши

Мироновой, и на самой императрице Екатерине в Царском Селе.

Душегрея (душегрейка)В «Капитанской дочке» душегрейка – на комендантше, матери Маши Мироновой, и на самой императрице Екатерине в

Слайд 12Зипун
«Ни кола, ни двора, /Зипун – весь прожиток», - читаем

в стихотворении Кольцова про бедного мужика.
Пьяный портной Меркулов в

рассказе Чехова «Капитанский мундир», хвалящийся былыми высокопоставленными заказчиками, восклицает: «Пущай лучше, помру, чем зипуны шить!».
В последнем номере своего «Дневника писателя» Достоевский призывал: «Дослушаем серых зипунов, что-то они скажут», имея в виду бедный, трудовой народ.
Зипун«Ни кола, ни двора, /Зипун – весь прожиток», - читаем в стихотворении Кольцова про бедного мужика. Пьяный

Слайд 13Камзол
В «Капитанской дочке» Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью «сняли

мундиры, остались в одних камзолах».

КамзолВ «Капитанской дочке» Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью «сняли мундиры, остались в одних камзолах».

Слайд 14Кафтан
Один из первых кафтанов, с которым мы встречаемся - «Тришкин

кафтан» у Крылова. Тришка явно был бедным, неимущим человеком, иначе

вряд ли бы ему понадобилось перекраивать самому свой продравшийся кафтан. Стало быть, речь идет о простом русском кафтане? Отнюдь нет – на Тришкином кафтане были фалды, которых крестьянский кафтан не имел. Следовательно, Тришка перекраивает «немецкий кафтан», подаренный ему барином. И не случайно в этой связи Крылов сравнивает длину переданного Тришкой кафтана с длиной камзола – тоже типично дворянской одежды.
КафтанОдин из первых кафтанов, с которым мы встречаемся - «Тришкин кафтан» у Крылова. Тришка явно был бедным,

Слайд 15Салоп
В романе Чернышевского «Что делать?» Вера Павловна и ее мать

едут в театр в салопах.

СалопВ романе Чернышевского «Что делать?» Вера Павловна и ее мать едут в театр в салопах.

Слайд 16Тальма
Чаще всего появляются в тальмах чеховские героини – Нина Заречная

в «Чайке», Маша в «Трех сестрах».
Горничная Дуняша в «Вишневом

саде» просит епиходова принести ей «тальмочку» - сыро.
ТальмаЧаще всего появляются в тальмах чеховские героини – Нина Заречная в «Чайке», Маша в «Трех сестрах». Горничная

Слайд 17Ферязь
Никита Зотов стоял перед ней [царицей] истово и прямо, как

в церкви, - расчесанный, чистый, в мягких сапожках, в темной

из тонкого сукна фéрязи. ( А. Н. Толстой. Петр Первый).
ФерязьНикита Зотов стоял перед ней [царицей] истово и прямо, как в церкви, - расчесанный, чистый, в мягких

Слайд 18Чуйка
В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось

как синéкдоха, т. е. обозначение ее носителя по внешнему признаку

– недалекого, невежественного человека.
В поэме Маяковского «Хорошо!» есть строки: «Салоп говорит чуйке, чуйка салопу». Здесь чуйка и салоп – синонимы заскорузлых обывателей.
ЧуйкаВ русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синéкдоха, т. е. обозначение ее носителя

Слайд 19Шушун
С этим не совсем понятным словом мы знакомы, конечно, по

трогательному стихотворению Сергея Есенина «Письмо матери»:
Пишут мне, что ты, тая

тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
ШушунС этим не совсем понятным словом мы знакомы, конечно, по трогательному стихотворению Сергея Есенина «Письмо матери»:Пишут мне,

Слайд 20Кика (кичка)
Убор с выдающимся вперед выступами – «рогами».

Кика (кичка)Убор с выдающимся вперед выступами – «рогами».

Слайд 21Чепец (чепчик) и берет
Барыни и жены чиновников носили чепец дома,

и в гостях, принимая гостей, а также на улицах.
«…Кричали женщины:

ура! /И в воздух чепчики бросали!» - известная фраза у Грибоедова.
Пелагея Егоровна в комедии Островского «Бедность не порок» решительно отказывается, вопреки настоянию мужа-купца, надеть чепчик.
При выезде же надевалась шляпа или мягкий широкий берет. Татьяна в «Евгении Онегине» появляется на великосветском балу «в малиновом берете».
Чепец (чепчик) и беретБарыни и жены чиновников носили чепец дома, и в гостях, принимая гостей, а также

Слайд 22Лапти и ботинки
Почти пригнувшись головой
К ногам,

обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.
(Некрасов. На Волге).


На ноге у героев Тургенева, Гончарова, Л. Толстого была ботинка, а не ботинок, как говорим мы сегодня.

Лапти и ботинки Почти пригнувшись головой  К ногам, обвитым бечевой,  Обутым в лапти, вдоль реки

Слайд 23Выделение тематических и лексико-семантических групп наименований одежды
Тематические группы
наименования одежды

нательной и носимой поверх нательной (рубаха, понева, порты и др.)
наименования

верхней теплой одежды, носимой в холодное время года (азям, армяк, зипун, сибирка, чуйка и др.)
наименования головных уборов (башлык, картуз, кокошник, повойник и др.)
наименования обуви (башмак, лапти, штиблеты и др.)

Тематических подгруппы
с более общим значением – родовые (кафтан, накидка, сарафан, плащ, рубаха, шуба, юбка…)
с более конкретным значением – видовые (архалук, полушубок, сибирка, сермяга, тулуп, шушун…)
Выделение тематических и лексико-семантических групп наименований одеждыТематические группы наименования одежды нательной и носимой поверх нательной (рубаха, понева,

Слайд 24Этимология наименований предметов одежды
Бекеша – названа по имени впервые

начавшего носить одежду этого покроя Каспара Бекеша (1520-1579), предводитель венгерской

пехоты, участника войн, которые вел Стефан Баторий. В русский язык название вошло из польского языка.
Зипун – заимствованное в XVI в. из итал. яз. ( ср. венецианск. zipon), где giubbone «крестьянский пиджак» - суф. производное от giubba «куртка». Ср. жупан<польск. zupan< итал. же giuppone.
Кафтан – заимствованное в др.-рус. эпоху из тюрк.яз., где кафтан, как полагают некоторые ученые, является сложением кап «мешок, оболочка, футляр» и тон «вид мужской одежды»).
Лапоть – общеславянское. Обычно объясняется как суф. производное (ср. ноготь и т.п.) от той же основы, что лапа. Возможно, однако, что это слово является суф. производным от лапъ «тряпка, заплата), того же корня, что укр. лапик «заплата», лит. lopyti «латать», греч. lepos «кора» и т.д. В таком случае лапоть буквально – «обувь из лыка».

Этимология наименований предметов одежды Бекеша – названа по имени впервые начавшего носить одежду этого покроя Каспара Бекеша

Слайд 25Рубаха – исконно русское. Суф. производное от общеславянского *robъ. Ср.

диал. руб «одежда из грубой ткани», сербо-хорв. руб «шов», н.-лужицк.

руб «грубая ткань», «одежда», латышск. ruobs «зарубка», нем. Rant «край, кайма». Ср. подрубить «подшить». Рубаха буквально- «подрубленная одежда (с каймой)».
Сарафан – др.-рус. заимствование из тюрк. яз., где sarapa< перс. serapa «почетная одежда». В др.-рус. яз. – «мужской кафтан». Ср. жупан и юбка, блуза.
Сермяга – исконно русское. Скорее всего, суф. производное (ср. дерюга) от той же основы, что sirmas «серый». В таком случае сермяга исходно- «одежда из небеленого (серого) полотна».
Шуба – общеславянское заимствование из ср.-в.-нем. яз., где schube- «длинная и широкая верхняя одежда» восходит ( через посредство итал.яз) к арабск. jubba – «верхняя одежда с длинными рукавами».
Юбка – заимствованное в XVI в. (в форме юпка) из польск. яз., где jupka – суф. производное от jupa «женская кофточка, куртка» <<ср.-в.-нем. juppe, восходящего- через франц. и итал. посредство- к арабск. jubba «род одежды» (отсюда также зипун, шуба). К развитию значения (ср. диал. юбка, «кофта», кафтан, «поддевка»). Написание п>б в юбка возникло как гиперкоррекция по аналогии со словами типа трубка.
Рубаха – исконно русское. Суф. производное от общеславянского *robъ. Ср. диал. руб «одежда из грубой ткани», сербо-хорв.

Слайд 26Выводы
Во-первых, все наименования одежды представляют обширную тематическую группу, которая занимает

важное место в общем словарном составе языка.
Во-вторых, в тематических группах

названий нательной одежды и одежды, носимой в холодное время поверх нательной вне дома, выделяют лексико-семантическуие группы наименований сарафанов, кафтанов и шуб.
В-третьих, многие из рассмотренных наименований, сейчас уже являющихся историзмами, в XIX веке широко употреблялись, нередко упоминались в художественных и публицистических текстах как примеры народного быта.
В-четвертых, среди этих слов есть как разного рода заимствования, так и собственно русские образования; названия широко употребительные и территориально ограниченные.
ВыводыВо-первых, все наименования одежды представляют обширную тематическую группу, которая занимает важное место в общем словарном составе языка.Во-вторых,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика