Слайд 1Как продать проект
Мастер-класс
Слайд 2Мастер-класс может быть полезен,
если для вас актуальны задачи:
Поиска интересных новых проектов
Развития новых проектов
Привлечения
инвесторов в эти проекты
Слайд 3О каких проектах пойдет речь.
Стартап -компания с коротким циклом
операционной деятельности.
Понятие «стартап»
возникло изначально в
сфере информационных технологий.
Сейчас стартап-это общее название для компании,
фирмы или проекта, которые существуют совсем недавно.
Срок жизни стартапа от нескольких недель до нескольких месяцев , затем или он получает инвестиции для развития или закрывается как невостребованный и неконкурентоспособный.
Слайд 4Есть классная идея, вроде виден
рынок на горизонте, и ужасно хочется
перевернуть этим проектом мир и купить дом напротив Цукерберга.
Цвет преобладающих
эмоций можно
смело описать как розовый
Супер-идея преображается во что- то материальное — будь то
программа, правильно считающая количество удоев, или мобильное приложение для пересылки всего
на свете.
Сложность возникающих проблем стартапа можно свести к двум парадигмам: не хватает времени и денег. Особенно денег. Многие задвигают проект в дальний угол
Прототип впервые увидел клиент и,
судя по красному от возросшего давления при попытке воспользоваться программой лицу, до успеха WhatsApp еще далеко.
И тут возникает вилка: либо драться за продукт, релиз за релизом приближаясь к совершенству, либо разойтись по домам, поняв, что успех переменчив.
Преодолев сложности предыдущих этапов и доработав продукт, компания
понимает, что программа нужна чуть большему числу людей, чем твоя группа «ВКонтакте». И решает
действовать.
Понятен клиент, примерно понятно, за что он заплатит и сколько — есть бизнес-модель.
Осталось масштабировать и бешено косить рынок в надежде, что конкуренты выведут клон чуть позднее, чем завтра после обеда.
Преобладающие эмоции — 2 кубика адреналина.
Жизненный цикл стартапа
ЛАМПОЧКА
ПРОТОТИП
ПРАВДА
ВЗЛЕТ
Метафора Антона Гаранина- основателя проекта Le2b.ru, системы эффективности контекстной рекламы в журнале Forbes 2015
Слайд 5стартап строит гипотезы о том, как его продукт решает
проблемы потенциальных
клиентов
проверки
гипотез и
подготовки плана продаж, маркетинговой стратегии, поиска ранних последователей компании.
В случае неудачи на этом этапе, стартап возвращается к выявлению своих потребителей
после подтверждения
полезности продукта компании стартап переходит к продажам продукта и инвестициям в маркетинг.
конечная цель стартапа,
создание формальной структуры компании и бизнес- процессов для дальнейшего развития.
Модель
Customer development
Выявление
потребителей
Верификация
потребителей
Привлечение
потребителей
Создание
компании
Метафора Антона Гаранина- основателя проекта Le2b.ru, системы эффективности контекстной рекламы в журнале Forbes 2015
Стив Бланк «Четыре шага к озарению»
Слайд 6Почему немногие доживают до «взлета».
Аналитики CB Insights проанализировали истории сотни
мертвых стартапов и сформулировали топ-20 причин краха проекта. Причем большинство
проектов сопровождает сразу несколько фейл- факторов.
Слайд 7ТОП-20 фейл –факторов:
42% стартапов просто не нужны рынку
У 29% проектов
кончаются деньги
У 23% стартапов — плохая команда
19% проектов вытесняют с
рынка
У 18% проблемы с ценообразованием
У 17% — плохой продукт
У 17% — плохая бизнес-модель
У 14% — плохой маркетинг
14% не изучили клиента (что
коррелирует с предыдущим пунктом)
У 13% несвоевременный продукт
13% потеряли фокус
13% портят отношения с
инвесторами/внутри команды
10% делают неудачный пилот
9% не хватает энтузиазма
9% терпят фиаско из-за неудачной
локации
8% не интересны инвесторам
8% проектов съедают юридические проблемы
8% не использовали соцсети
8% просто перегорели
7% не сделали пилот
https://www.cbinsights.com/blog/startup-failure-post-mortem
Слайд 8От чего зависит успех стартапа
Единой теории по поводу успешности стартап
проекта нет и не может быть, потому что, во-первых, в
каждой сфере на это влияют свои законы и правила.
Условия внешней среды меняются с каждым годом и каждым
месяцем.
Успешность стартапа зачастую зависит от стратегического мышления и просчёта тенденций и идеи именно на момент создания проекта.
А также от команды стартапа, выбранной ниши и продвигаемого
продукта.
Слайд 9Почему же при такой «высокой смертности»
стартапы интересны инвесторам ?
Слайд 10Кто инвестирует в стартапы
3 F ( friends, family and fools)
Бизнес –ангелы
Посевные
фонды
Венчурные фонды
Банки
Слайд 113 F ( friends,
family and fools)
Бизнес –ангелы
3 F ( friends,
family and fools)
Бизнес
–ангелы
Посевные фонды
3 F ( friends, family and fools)
Бизнес –ангелы
Посевные фонды
Венчурные фонды
Венчурные
фонды
Банки
Когда и кто инвестирует в стартапы
ЛАМПОЧКА
ПРОТОТИП
ПРАВДА
ВЗЛЕТ
Слайд 12Информация к размышлению
Фирмы, занимающиеся посевным финансированием, ежегодно
вкладывают в развитие 1500
стартапов.
Бизнес-ангелы вкладывают в развитие примерно 50 000 фирм.
В России к этим
им двум кошелькам стартапов можно условно добавить друзей и родственников (именно эта категория занимает второе место в России по объемам вложений в стартапы, а на мировом уровне – третье).
Слайд 13Что интересует инвесторов в первую очередь?
Формальными критериями для участников рейтингов
стартапов обычно
выступают
возраст компании,
число сотрудников,
прибыль, и её рост,
наукоемкий характер продукта,
контроль основателей над
компанией
оценка потенциала компании экспертным жюри
В реальности чаще всего инвесторов интересуют характеристики ,
которые обеспечивают устойчивый и быстрый рост.
Слайд 14Информация к размышлению
DocSend, стартап, который предоставляет пользователям услуги безопасного и
приватного обмена файлами, такими как письма с предложениями о работе
или правовые соглашения, провел
анализ более 200 презентаций, чтобы выяснить правильный способ
перехода стартапа от самостоятельного развития к получению посевных инвестиций, или от сотрудничества с бизнес-ангелами к серьезному финансированию со стороны венчурных фирм.
В сотрудничестве с Томом Эйсенманном, профессором Гарвардской школы бизнеса, они изучили бизнес компаний, которым в общей сложности удалось привлечь 360 миллионов долларов.
Слайд 15Средние показатели посевных инвестиций
Слайд 16Что может успеть рассказать стартап инвестору за 3 минуты 44 секунды?
Слайд 18Как привлечь внимание инвестора?
своей новизной, выгодно выделиться среди конкурентных
проектов
объяснить инвестору, почему
этот проект так интересен и
выгоден, без технических сложностей
иметь практическую ценность,
понятную даже неспециалисту.
демонстрацией результата, статистикой пробного периода или
хотя бы грамотно составленным прогнозом
Слайд 21Питч №1.
Х для Y
Убер для эвакуации автомобиля и техпомощи на
дороге
Шаблон презентации для инвестирования стартапов ФРИИ
https://megamozg.ru/company/friifond/blog/18332/
Слайд 22Питч № 2.
(Название компании) помогает (название клиентского сегмента) решить (название проблемы)
с помощью (ценностное предложение)
Пример
Все Эвакуаторы помогают автолюбителям в любой части
России получить эвакуацию и автотехпомощь на дороге 24 часа 7 дней в неделю по минимальной цене.
Шаблон презентации для инвестирования стартапов ФРИИ
https://megamozg.ru/company/friifond/blog/18332/
Слайд 23Питч №3. Лучший.
Шаблон презентации для инвестирования стартапов ФРИИ https://megamozg.ru/company/friifond/blog/18332/
Слайд 24Вопросы, на которым стартап должен иметь
внятные ответы для инвестирования
Кто наши
клиенты?
Какая боль/ проблема у них существует
( проблема 1 уровня)
Как клиенты
сейчас решают эти боли ? Какое решение их проблемы мы
предлагаем ?
В чем ценность нашего предложения ?
Почему именно сейчас ?
Как мы выглядим в сравнении с
конкурентами ?
В чем наше преимущество ?
Какие каналы продвижения мы
используем и планируем использовать?
Какая динамика у нас уже есть по существующим каналам ( воронка продаж)?
Какая потенциальная емкость рынка ?
Как мы планируем захватить рынок? Какая у нас структура доходов?
Какая у нас UNIT- экономика ?
Какая у нас структура расходов?
Слайд 25Кто наши клиенты?
Какая боль/ проблема у них существует (
проблема 1
уровня)
Как клиенты сейчас решают эти боли ?
Какое решение их проблемы
мы предлагаем ?
В чем ценность нашего предложения ?
Как мы выглядим в сравнении с
конкурентами ?
В чем наше преимущество ? Почему именно сейчас?
Какие каналы продвижения мы используем и планируем использовать?
Какая динамика у нас уже есть по существующим каналам ( воронка продаж?
Какая потенциальная емкость рынка ?
Как будем захватывать рынок? Какая у нас структура доходов?
Какая у нас ЮНИТ экономика ? Какая у нас структура расходов?
Стадии ответов на вопросы
ЛАМПОЧКА
ПРОТОТИП
ПРАВДА
ВЗЛЕТ
Слайд 26Кто наши клиенты?
Портрет целевого клиента
Кто ваш клиент ? Как он принимает решение?
Какой у него есть
бюджет на решение проблемы , которую вы
собираетесь закрывать ?
Use Case ( взаимодействие)
В какой ситуации клиент сталкивается с проблемой ? Как он решает
ее сейчас?
Портрет раннего последователя
Какой ваш идеальный клиент? Тот у кого самая сильная боль. Кто плачет или просыпается в холодном поту по ночам от нерешенной проблемы.
Слайд 27Какая боль?
Проблема:
Какая ОСТРАЯ боль есть на рынке?
Какая неудовлетворенная потребность ?
Насколько
эта проблема большая ( В деньгах? Времени? Усилиях? )
Альтернатива:
В чем самое
большое ограничение рынка ?
С каким альтернативным решением вы конкурируйте больше всего ?
Как вы собираетесь поменять status quo?
Слайд 28Кейс
Шаблон презентации для инвестирования стартапов ФРИИ https://megamozg.ru/company/friifond/blog/18332/
Слайд 29Решение/ продукт
Ценностное предложение:
Насколько ваше решение эффективнее альтернативных: быстрее ?
Лучше? Дешевле? Или
сколько позволяет заработать ?
Опишите продукт
Сторритейлиг : расскажите историю про вашего
будущего или
существующего клиента
«Секретный соус»:
Ваше не рыночное конкурентное преимущество?
Что делает Вас уникальным и позволяет оторваться от конкурентов
более, чем на 6 месяцев.
Слайд 30«Если бы я спросил покупателей, чего они хотят, они бы
пожелали
быстрых и неутомимых лошадей»
Генри Форд
Слайд 31Проверяем ценность нашего предложения
интервью с целевыми клиентами
Мы не рассказываем о
своей идее/решении на этапе
проблемного интервью
Мы не задаем вопросов о будущем.
Правила
клуба Customer Development
Дмитрий Думик — серийный предприниматель, его третий и наиболее успешный проект Myata (мобильное приложение, агрегатор контента «ВКонтакте») набрал 1,3 миллиона скачиваний в России.
Слайд 32Скрипт универсального интервью с клиентами.B2C.
5. Почему это не круто?
человек потратил
полчаса времени в очереди.
4. Как вы решаете эту проблему сейчас?
никак,
просто миримся с ситуацией
я прихожу заранее»
3. Почему это было так сложно?
большинство покупает билеты перед сеансом, а я хотел получить хорошие места и сесть рядом со своей девушкой, поэтому пришлось прийти заранее
2. Что было самое сложное?
мы пришли заранее, отстояли с девушкой в очереди полчаса, все равно получили места сбоку, и т.д.
1.Расскажите историю про то, как вы в последний раз …
Расскажите, как вы в последний раз ходили кино?
Слайд 33Скрипт универсального интервью с клиентами.B2В.
7. Что для вас профессиональный успех?
создавать
профессиональную команду, выполнять план продаж …
я директор по продажам
Я руковожу
командой продажников
Вопросы 1,2,3,4,5 для В2С+3 вопроса
6. Опишите, чем вы занимаетесь в компании?
Слайд 34Когда достаточно интервью?
Надо останавливаться, когда вы готовы поставить $100 на
то, что точно знаете все ответы респондента наперед. Это значит,
что вы нашли сегмент, в котором можно сделать продукт.
Если вы провели несколько интервью, а люди отвечают по- разному, то вы неверно сформулировали первый вопрос, взяли слишком широко. Надо сфокусироваться и уточнить его.
После нескольких первых интервью выделяются ключевые проблемы, по которым уже можно фокусироваться и копать глубже.
Дмитрий Думик — серийный предприниматель, его третий и наиболее успешный проект Myata (мобильное приложение, агрегатор контента «ВКонтакте») набрал 1,3 миллиона скачиваний в России.
Слайд 35Конкуренты
сложно
просто
быстро
медленно
Конкурент
Конкурент
Конкурент
Конкурент
Конкурент
Конкурент
Конкурент
Конкурент
ВЫ
Комментарий
Комментарий
Комментарий
Слайд 36Почему сейчас ? Какие ключевые тренды поддерживают ваш бизнес?
Тренд 1.
Почему
рынок готов?
Почему клиенты будут придерживаться нового предложения?
Тренд 2
Что изменилось в
рынке сейчас?
Что сделало подобные продукты привлекательными?
Слайд 37Таргет должен понять , что он «такой же»
Описание клиента
С актуализацией
проблемы ( упущенная выгода /
упущенные затраты / невыполнение KPI и
т.п.)
Существующие боли
С УКП вашего решения и обоснованием
Какое решение было
предложено
Если заранее знаем, что прежде всего будет интересовать именно этот вопрос – сразу закладываем в историю успеха
Профилактика возможного возражения
Возврат к проблемам клиента с конкретным
обоснованием , как и в какие сроки проект окупился
Что заказчик получил на
выходе от внедрения
Краткая история успеха
Слайд 38Каналы привлечения клиентов
Откуда вы берете клиентов ?
Какие каналы привлечения используете сейчас?
Какова
емкость этих каналов ?
Сколько стоит привлечение 1 клиента в канале
?
А повторное привлечение?
Какая конверсия по каналам ( воронка продаж , если есть?)
Какие каналы не тестировали и почему?
Какие каналы планируйте использовать в будущем ?
Слайд 39Кейс
Каналы продаж и емкость этих каналов
прямые продажи: 10 продавцов Х на
500 звонков в неделю= 200
000 лидов в год.
SEO: 10 000
заходов в месяц
FB: 100 000 представителей целевой аудитории по отраслевым мероприятиям, 10 мероприятий в год по 200 потенциальных покупателей =2000 лидов в год
Слайд 40HADI –цикл
«Если я перекрашу синюю кнопку в красный цвет, конверсия
увеличится с 2% до 3% и экономика сойдется»
считаю конверсию ,
получаю 0 %
перекрашиваю синюю кнопку в красный цвет
делаю выводы: конверсия не увеличилась экономика не сходиться
надо выдвигать другую гипотезу
Слайд 41Стратегия выхода на рынок.
Каналы продаж и емкость этих каналов : откуда вы
берете клиентов и какая емкость этих каналов?
Цикл продажи: сколько времени
уходит от первого контакта до первой продажи ? А до второй ?
Масштабируемость: за счет чего будет происходить масштабируемость ? (
например, сетевой эффект? ) Какие шаги вы планируете предпринимать или
уже предприняли ?
Расходы на клиента: сколько средняя стоимость привлечения клиента?
Сколько денег уходит на удержание клиента и посторенние повторных
продаж?
Ключевые партнеры: какие партнеры и как помогают привлекать клиентов?
На какие показатели это влияет ?
Маркетинговые расходы: какие ежемесячны расходы на маркетинг сейчас
и после инвестиций ?
Слайд 43Вопросы которые задают инвесторы сейчас
Хватит ли у основателей храбрости и
силы воли потянуть проект?
Выдержат ли они все испытания?
Не побоятся ли
потерять то , что построят ради еще большего ?
Решают ли они достаточно большую проблему, чтобы захотелось быть частью этого решения? Занимаются ли они своим делом или идут на поводу у других ?
Могут ли они стать №1 в своем сегменте ? Не просто еще одним хорошим участником , именно самым главным победителем в мире по своему направлению ? Верят ли они в это?
Павел Черкашин-бизнес –инвестор с 10летним стажем интервью #tech